• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Как прошел первый модуль в Вышке: рассказывают первокурсники

Поговорили со студентками первого курса программы о том, как прошли для них первые месяцы учебы в университете. О любви к истории, дискуссиях на семинарах, необходимости успевать везде и всюду и других впечатлениях — читайте в нашем интервью.

Как прошел первый модуль в Вышке: рассказывают первокурсники

Фото из архива Татьяны Соболевой

Как прошли для вас эти два месяца учебы в Вышке?

Екатерина Романова

студентка 1 курса программы «История»

За два месяца учебы я прочитала больше книг, чем за шестнадцать лет владения грамотой. Оказалась единственным кандидатом на выборах старосты группы и удивилась, когда победила. Будучи опытной прогульщицей — свойство и двоечников, и олимпиадников, — вдруг осознала, что больше не могу пропускать занятия. Не хочу. Я боюсь не попасть на обсуждение «Повседневности сталинизма»; встаю в шесть утра, чтобы успеть к чтению «Эпоса о Гильгамеше» — и не успеваю, потому что пишу комментарии к статьям, пока еду из одного корпуса в другой, как всегда, перепутав расписание; надеюсь попасть на консультацию по латыни от одногруппницы, но провожу вечер в книжном клубе женского сообщества «Спичка». Словом, пытаюсь быть как «мамы» потока — наши кураторы. Хочу стать ими, когда вырасту (или, для начала, переживу летнюю практику). 

Забота, внимательность, неутомимость кураторов делают нашу внеучебную жизнь достойной большого веселого рассказа. Но как самое запоминающееся я отмечу другое, невеселое. Накануне Дня памяти жертв политических репрессий Игорь Эдуардович Кузинер показал нам Левашовскую пустошь. До поездки я считала, что мемуары, романы и фильмы, посвящённые террору, подготовили меня к посещению памятных мест. Я ошиблась. Ясно поняла, что сильно ошиблась, когда увидела монументы чуриковцам, глухонемым, ленинградским ассирийцам, энергетикам — всем тем, о чьей трагедии я не догадывалась. Я невыразимо благодарна Игорю Эдуардовичу, одногруппникам, старшекурсникам — всем, кто разделил со мной этот опыт. Левашовская пустошь, которую я увидела, — тень тени, не эхо эпохи, а её молчание; небольшая, заросшая мягким мхом роща, где много пластиковых цветов, имен и такой заразительной боли, что нельзя отмахнуться. Там помогает заговаривание зубов: живой разговор о том, как мы вместе — и каждый сам по себе — выбираем справляться, уживаться, чувствовать, думать и подбирать слова. Еще лучше помогают осетинские пироги, в том числе со свекольной ботвой, которыми мы угощались на обратной дороге. 

Ксения Куренкова

студентка 1 курса программы «История»

Два месяца прошли достаточно интересно, но тяжеловато из-за отличного от школы формата обучения. Атмосфера в вузе очень комфортная, преподаватели доброжелательные, профессионалы своего дела. Очень понравился семинарский курс «Основы российской государственности», который ведет Евгения Сергеевна Платонова, а также ее лекция на Дне Питерской Вышки. Еще понравилась дисциплина «История в меняющемся мире», особенно семинары Игоря Эдуардовича Кузинера, в том числе его рассказы о старообрядцах. Во внеучебных активностях я пока не успела принять участие, потому что нагрузка достаточно высокая.

Татьяна Соболева

студентка 1 курса программы «История»

Эти два месяца были насыщены событиями: я осваивала новую для себя роль студента. Сложно выделить, что конкретно мне приглянулось, потому что каждый предмет уникален и интересен, у каждого своя специфика и роль, я узнала много нового: от истории искусств и древнерусского языка до того, как оформить список литературы. Преподаватели к нам относятся с уважением. Самым необычным для меня стал курс «Академическое чтение» у Павла Андреевича Васильева. Сначала я пыталась понять, для чего мне нужно это изучать, потом были попытки — и вроде успешные — подружиться с уникальной платформой Perusall. Я уже прочла несколько интересных статей преподавателей Департамента. Спасибо нашим педагогам за знания, которые они уже в нас вложили. 

Отдельно благодарю учебный офис в лице Татьяны Анатольевны Колесниковой и Марии Григорьевны Печниковой, которые всегда напомнят о важных событиях, помогут с решением вопросов.

Конечно, у меня началась и внеучебная жизнь. Прежде всего это мероприятия от наших кураторов — Аси, Вари, Веры, Насти и Яны. Они уже встретили с нами первое сентября, провели интересный исторический квест, где в скверах Петроградки нам удалось окунуться во все эпохи, я была рада стать частью замечательной «Команды декабристов». Уже с нетерпением жду наше посвящение в студенты. Помимо этого я решила вступить в вышкинские организации. На данный момент я член Студенческого научного общества сразу двух Департаментов: истории и политологии. Также я вошла в актив Центра развития карьеры, где мы уже начали готовить интересные мероприятия. Еще я прошла отбор на программу менторства, стала волонтером на Дне Питерской Вышки, а также посетила в качестве слушателя конференцию политологов «Октябрьские чтения». И это только начало, уверена, впереди еще много интересных событий и мероприятий!

Что в учебе в университете для вас оказалось самым непростым?

Екатерина Романова

Самое непростое в университете — собственная видимость. Зримость. Или слышимость. Мне вспоминается героиня с колумбийскими корнями из сериала Modern Family, Глория. Она жаловалась, насколько тяжело переводить каждую мысль с испанского на английский; ее муж даже не представлял, «как она умна и находчива, когда говорит по-испански». Позволю себе параллель: я будто бы вернулась из англоязычной среды в испаноязычную, но, в отличие от Глории, обнаружила, как много слов забыла. Меня слушают и понимают — значит, замечают и неловкие паузы, оговорки, ошибки, заимствования из другого языка. Я больше не могу казаться умнее, чем я есть. А это было моим хобби. Но проблема не только в неправильных ответах. Все, что я считала сторонним и неуместным для обсуждения — кино, художественная литература, медиа, фандомы — становится объектом рефлексии и дискуссии на тех семинарах, где мы говорим об истории, искусстве в современном мире. Все замечено, схвачено, беспощадно препарировано. Участвовать в этом страшно, но захватывающе.

Ксения Куренкова

Самым непростым стало осознание, что надо постоянно отвечать на семинарах, чтобы не получить оценку пассивного слушателя. В школе, как известно, совсем иная система, поэтому в первое время достаточно сложно влиться в такой динамичный учебный процесс.

Татьяна Соболева

Самым непростым в начавшейся студенческой жизни стала необходимость быстро все усваивать, помнить про все дедлайны. Иногда я недоумеваю, как среди этих дел успевать участвовать во внеучебной жизни. Но я активно пользуюсь тайм-менеджментом, поэтому, думаю, все преодолимо.

Чего вы ждете от этого учебного года?

Екатерина Романова

Не жду пощады. Первое неизгладимое впечатление об учебе — серьезность, с которой нас, первокурсников, восприняли преподаватели. «Давайте знакомиться! Расскажите про свои исследовательские интересы». А я только вчера узнала значение слова «историография», разобралась и снова запуталась в том, чем объект исследования отличается от предмета. Какие у меня интересы? Как можно доверить мне исследование? Одно исследование, конечно, я провела: выяснила, что у одногруппников есть интересы, наработки, готовые темы для курсовых. Старообрядцы, детство Ивана Грозного, субкультурные движения в 1970-е, мемориальные функции советского флота ... Сейчас моя надежда — заразиться азартом одногруппников; притвориться, что я понимаю, что делаю; оправдать уверенность преподавателей. Я хочу поиграть на поле религиоведения — моего подросткового увлечения, выращенного в странном тандеме «Хазарского словаря», романов Дюма про религиозные войны Франции и фильма «Царство небесное». Внутреннему филологу я поищу место на вышкинской Ярмарке проектов. Но первоочередно — научусь работать с порталом SmartLMS и высчитывать формулы оценок. К этому жизнь меня не готовила.

Ксения Куренкова

Пока сложно сказать, наши кураторы постоянно рассказывают нам о каких-то новых интересных мероприятиях, но пока я больше сосредоточена на учебе. Очень жду посвящения в студенты, которое должно пройти у нас в первые выходные ноября.

Татьяна Соболева

Я жду, что в этом учебном году смогу развить свои лучшие качества, найти новых друзей. Конечно, надеюсь принять участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, а также в мероприятиях организаций, в которые я вступила. Также может осуществиться моя мечта — создание генеалогического клуба на базе университета, где я бы с удовольствием рассказала как самостоятельно можно изучить историю семьи.

Почему вы выбрали программу «История» в Питерской Вышке?

Екатерина Романова

Я не запоминаю даты, у Толстого предпочитаю главы про «мир», боюсь археологии. Не верю в неполитическую, объективную, правдивую историю, дающую новым поколениям нравоучительные примеры. Я влюблена в другую историю — историю памяти, повседневности, идей. Пожалуй, я полиаморна, ведь люблю и десятки других историй — религиозных, маргинальных, воображаемых сообществ. Вышка — один из немногих вузов, где мою любовь разделяют и преподаватели, и студенты. А с Питером у меня «slowburn» и «enemies to lovers». 

Ксения Куренкова

Я влюбилась в Вышку, когда участвовала в заключительном этапе конкура сочинений «Своими словами». Я сразу поняла, что хочу учиться именно здесь. Готовилась к олимпиадам, взяла перечневую по истории и поступила.

Татьяна Соболева

Я прониклась атмосферой университета, меня привлек учебный план, который позволит мне овладеть актуальными, интересными и полезными навыками.

Вспомните себя в одиннадцатом классе. Что бы вы сказали прошлой себе сейчас?

Екатерина Романова

Сказала бы, что ни экранизация «Сэндмена», ни две части «Дюны» не провалятся в прокате, а твои нишевые увлечения станут скучным мейнстримом. И все же, притворяясь серьёзной: меня-выпускницу и меня-первокурсницу-Вышки разделяют два года, другой город, другое направление. У прошлой меня был план: избежать продолжения «преподавательской династии», выбрать оплачиваемую профессию. И прошлая я должна была попытаться. Сдаться. Признать свою гуманитарную (и учительскую!) натуру. Отнести документы на истфак добровольно. Что сказала бы? It's a canon event.

Ксения Куренкова

Я бы сказала себе, что я на верном пути выбора направления, история — это моя любовь. Я тогда сделала правильно, что упорно готовилась к олимпиадам.

Татьяна Соболева

Я бы посоветовала себе более философски относиться к неудачам, помнить, что все к лучшему, и не забывать, что рядом есть те, кто всегда поддержат и помогут.