Интервью с Павлом Андреевичем Васильевым
Каждый год в преподавательском составе департамента истории появляются новые сотрудники. В этом году преподавать в Высшей школе экономики начал Павел Андреевич Васильев. Студент первого курса Стас Кононов поговорил с ним о преподаваемых дисциплинах, проектах и перспективах обучения на ОП "История"
― Как вы оказались в Высшей школе экономики? Нам известно, что до этого вы преподавали в других учебных заведениях, но что именно повлияло на ваш выбор?
Я достаточно давно и с большим интересом следил за динамичным развитием, научной и образовательной деятельностью Департамента истории, и очень обрадовался возможности работать в Санкт-Петербургской школе социальных и гуманитарных наук. Меня очень привлекает возможность работать с одаренными и мотивированным студент/ками Высшей школы экономики, а также принимать участие в разнообразных исследовательских проектах Департамента по глобальной, сравнительной и транснациональной истории. В частности, мне весьма импонирует фокус Департамента на истории науки, гуманитарной геоинформатике и истории права. Я также был очень рад вернуться в Санкт-Петербург, один из самых потрясающих городов в мире, и быть ближе к архивным коллекциям советского периода, который я изучаю.
― Вы преподаватель академического чтения для образовательной программы «История» в данном году. Думаю вы согласны, что название этого предмета может смутить будущего первокурсника, потому что обычно он думает: «Я сдал ЕГЭ, читать умею….». Поэтому мы хотели бы узнать в чем заключается ценность данной дисциплины, какова ее задача.
Задача курса проста и сложна одновременно - развить у студентов/к навыки глубокого, аналитического чтения. К сожалению, опытным путем выяснилось, что у выпускниц/ков даже лучших российских школ есть большие трудности с тем, чтобы самостоятельно интерпретировать текст, определять главные мысли, выделять основные направления научной дискуссии. Именно восполнить этот пробел и призван мой семинар. Однако навыки академического чтения пригодятся не только сугубо в научно-образовательной, но и в других профессиональных сферах, а также будут способствовать гармоничному развитию личности в целом.
― В этом году была изменена программа первокурсников, из-за чего курсовая и проектная деятельность стала обязательной со второго курса. Как вы считаете, связанно ли это с возникновением вашей дисциплины и согласны ли вы с данным решением руководства образовательной программы?
Я понимаю, что есть соблазн видеть здесь некую тайную связь, но думаю, что правильнее рассматривать этот вопрос в общем контексте изменения образовательной программы при переходе к пятилетнему бакалавриату. Хотя, безусловно, не случайно, что дисциплина "Академическое чтение" введена именно в 1 и 2 модулях на 1 курсе. Это тот пробел школьного образования, который мы действительно стремимся закрыть как можно раньше
― Также не могли бы вы рассказать о ваших проектах в этом году и запланированных на следующий год?
В этом году я предложил на ярмарке вакансий три проекта, связанных с моими собственными исследованиями по культуральной и устной истории медицины, гендера и права в советской и постсоветской России. Они предполагают сбор и обработку источников в центральных и региональных архивах, а также проведение, расшифровку и аналитическое описание исследовательских интервью устной истории. Проект "Клинические исследования лекарственных средств в советской и постсоветской России" реализуется в рамках более крупного исследовательского проекта, поддержанного Российским Научным Фондом (РНФ), и, скорее всего, в той или иной форме будет продлен и на следующий год. В любом случае, если Вас интересуют какие-либо из предложенных тем, имеет смысл связаться со мной и обсудить возможности Вашего включения в исследовательскую работу. Я, со своей стороны, буду этому очень рад.
― Ну и на конец хочется задать довольно насущный вопрос: есть ли какая-то «жизнь» после завершения обучения на историческом факультете? Какие перспективы есть у будущих историков?
Одни из несомненных бонусов нашей образовательной программы - возможность получить гуманитарное образование широкого профиля и серьезная подготовка в области как древних, так и современных иностранных языков. Это по умолчанию предполагает значительную вариативность дальнейших траекторий - а также возможность продолжения образования / работы за рубежом как совершенно реальную опцию. Разумеется, не все выпускники/цы будут работать "по специальности" в классическом смысле слова (хотя и здесь сегодня есть достаточно много вариантов трудоустройства - от интернациональных университетов до современных музеев и библиотек). Есть также перспективные опции работы в органах государственной власти и негосударственных организациях (НКО, think tanks). Особенно хотелось бы отметить возможность развития предпринимательской деятельности студентов/к. Это одно из приоритетных направлений в ВШЭ, и было бы здорово, если бы и у нас тоже появлялись свои "исторические" стартапы и блогер/ки. Для этого, как кажется, есть все условия.