Пятилетний бакалавриат на ОП «История»
С 2019 года вводится изменение обучения на «Истории» – принят стандарт пятилетнего бакалавриата. Новая программа обучения разработана на основе анализа мнений студентов и выпускников образовательной программы с целью использовать специфику получения образования в Санкт-Петербургском кампусе Высшей Школы Экономики: современность исторического образования, его интернационализацию и работу с культурным и музейным наследием. Академический руководитель образовательной программы Адриан Александрович Селин рассказал об обновлениях образовательного процесса и их преимуществах.
Новый набор на 1 курс ОП "История" будет обучаться в бакалавриате 5 лет. Подобное изменение произошло год назад на программе "Востоковедение". Тогда Алексей Маслов, руководитель Школы востоковедения ВШЭ, объяснил это тем, что четырех лет недостаточно для преподавания дисциплин в полном объеме, поэтому пятилетнее обучение должно решить эту проблему и позволить повысить качество получаемого образования. С чем связана необходимость увеличения срока обучения на "Истории"? Какие преимущества будет иметь новый план обучения на образовательной программе?
Я бы назвал это не необходимостью, а скорее хорошим шансом, который у нас появился. Связано это с тем, что историческое образование в значительной степени в условиях массового бакалавриата «разбавлено» предметами общего гуманитарного и не только гуманитарного цикла. Значительная часть запросов, которые мы получаем от студентов, связана с недостатком фундаментальных знаний. Что греха таить, сегодня средняя школа (в среднем) дает не тот необходимый базис, на который мы могли бы «нанизывать» дополнительные знания, формулирующие рамки высшего исторического образования.
Сегодня функция первого и второго курсов связана с некоторой адаптацией, восполнением тех лакун, которые, к сожалению, как правило, остаются у любого студента незаполненными. У нас есть опыт трех – а скоро будет четырех – выпусков, которые были по старому четырехлетнему стандарту без учета этой необходимости адаптации. В тех случаях, когда выпускники выражают благодарность за образование, они в основном благодарят не за историческое, а за то что принято называть soft skills – умения работать с данными, создавать тексты, ориентироваться в мировых трендах гуманитарного знания. Откуда здесь берется слово «история» не для всех понятно.
Я бы не стал сравнивать нас с «Востоковедением» таким образом. Это действительно была первая программа в Высшей Школе Экономики, которая перешла на пятилетний курс бакалаврского обучения, но резоном для такого перехода была невозможность полноценно изучить языки. Чтобы полноценно изучить историю, я не знаю сколько лет нужно. Что в данном случае значит «полноценно»? И нужно ли это в ситуации массового бакалавриата всем? Чтобы человека отправить в мир с историческим образованием, могло бы хватить и 4 лет. Но шанс, который у нас появляется в связи с переходом на пятилетний бакалаврский стандарт, позволяет нам не только выпустить человека, обладающего хорошими мобильными и социальными компетенциями, умением социализироваться, но и решить другие проблемы.
Во-первых, можно дать больше фундаментальных знаний. Это то, от чего мы пытались уходить: считается, что «Википедии» обучать не надо, что все в книжках написано, – можно взять и прочитать, зачем об этом на лекциях говорить. Но, вероятно, это разные способы передачи и усвоения знания. Возникают проблемы, когда обращаешься к студенту с использованием общеизвестных фактов, а человек «плавает». И вот, чтобы человек свободнее ориентировался в данных, первые два года планируется упор на фундаментальность.
Второе – специализация на старших курсах. Мы будем делить студентов на тех, кому ближе академический трек обучения (мы его назвали в связи с фокусом нашей программы: «Глобальная и сравнительная история»), и тех, кто найдет себе занятия в широкой сфере исторического наследия, с фокусом на Санкт-Петербурге, в выходом на музеи, медиа, где исторический текст нужен, где его нужно создавать, но это не научные статьи и не академия, а практическая работа.
В связи с этой возникшей возможностью мы будем решать эти две задачи, которые при четырехлетнем бакалавриате решались без такой заостренности. Дополнительный год пойдет на качество. Программа становится одновременно более исторической и больше ориентированной на профессионализацию.
- Первый и второй годы обучения будут направлены на изучение базовых общеобразовательных и общегуманитарных курсов и получение начального профессионального образования;
- Третий год рассчитан на развитие фундаментальных компетенций и профессиональных компетенций в сфере Digital Humanities, а так же изучение вводных курсов академического и практического треков;
- На четвертом и пятом годах обучения студентам будут преподавать курсы общего профессионального цикла и курсы специализации по трекам: академическому (Глобальная и сравнительная история) и практическому (Историческое и культурное наследие в современном мире).
Автор - студентка 2 курса ОП "История" Френкель Ирина
Селин Адриан Александрович
Академический руководитель ОП "История"