Выпускницы программы «История» о защите ВКР и планах на будущее
В 2025 году заветные дипломы об окончании бакалавриата получил 10-й выпуск программы «История». Но перед тем, как подбросить в воздух конфедератки, нужно было сдать ГОСы, написать ВКР и защитить свое исследование. О том, как проходил этот процесс, сложностях и приятных моментах рассказывают выпускницы этого года.
«Я стремилась запечатлеть каждый момент»
Мария Кулинич
выпускница программы «История» 2025 года
Когда загружаешь текст ВКР, то кажется, будто бы ты уже окончила университет, потому что впереди только защита, с которой, я была уверена, мы все справимся. За счет того, что весь финальный этап обучения происходит постепенно и плавно, в конце, будто бы, уже нет такой эйфории. Есть ощущение постепенного облегчения.
Защита стала для меня стрессовым мероприятием. Хорошая оценка от рецензента и научной руководительницы уменьшили градус переживаний, но я чувствовала волнение и даже страх. К тому же за день до защиты мне не дали отгул на работе, поэтому готовиться пришлось ночью. Я получила оценку «8», большой радости не было, но не было и разочарования, потому что оценка в любом случае хорошая.
После защиты мы с ребятами вышли на улицу, сделали общее фото, прокричали «Истфак» и отправились в ресторан. Все получилось на самом деле очень мило, и я в очередной раз восхитилась людьми, с которыми провела 5 лет. За эти годы я имела возможность наблюдать, как мы менялись, изучали новые курсы, знакомились с преподавателями, и каждый год был непохож на предыдущий. Эти люди стали мне гораздо ближе, чем, например, мои школьные одноклассники. Все это, безусловно, уже другой уровень осознанности, взрослости, с которым ты выпускаешься из университета.
Дальше я планирую продолжать работать. Еще на пятом курсе я устроилась в сферу маркетинга. Казалось бы, причем здесь историческое образование? Но мой опыт обучения на истфаке и в Вышке очень помог и пригождается до сих пор. Все есть исследование, в том числе и наша жизнь — это бесконечный процесс изучения и познания. Навыки учиться, смотреть глубже и видеть шире, мыслить нестандартно, видеть рамки и, порой, выходить за них, — это опыт который пригодится в любой сфере. Нас научили работать головой и относиться к своему обучению не как к простому поглощению информации, а как к постоянной рефлексии. Именно поэтому на семинарах я советую отвечать не просто для оценки, а как раз для того, чтобы прокачать свой навык говорить о разном, формировать свое мировоззрение. Когда ты историк, то научаешься видеть общественные изменения, а мир сейчас очень быстро меняется. Это ощущение общества помогает оставаться на плаву, мне кажется, в любое время. На мой взгляд, человек, который обучался на истфаке, так или иначе будет это чувствовать.
Небольшое напутствие будущим пятикурсникам: финальный год — хороший челлендж, чтобы научиться распоряжаться своим временем грамотно. В какой-то момент этого времени у вас станет больше, чем в предыдущие годы учебы. Важно использовать его так, чтобы ГОСы, написание ВКР и защита не стали колоссальным стрессом. Начните все делать заранее. Нет ничего страшного, если вы все сделаете в последний момент, этот навык у вас уже наверняка отработан, — быстро соображать и выдавать крутые результаты за короткий промежуток времени. Но если вы хотите действительно получить удовольствие от финального этапа — прокачайте навык тайм-менеджмента. И, наконец, во время своего последнего года в бакалавриате я стремилась запечатлеть каждый момент и запомнить его. Так что я желаю тем, кому только предстоит пройти этот путь, успеть насладиться этим временем.
«Вышка показывает, что нет ничего невозможного»
Мария Никитина
выпускница программы «История» 2025 года
На защите я переживала, потому что мне написали не очень хорошую рецензию и рекомендовали оценку, которая меня не совсем устраивала. Я шла с четким осознанием, что должна бороться за свой двухлетний труд, бессонные ночи, многочасовое сидение в библиотеке и в архиве. Для меня было важно показать, что я и моя работа достойны большего.
Я волновалась, но в то же время с нетерпением ждала защиты, потому что понимала — выступлю и все закончится. Сложность была в том, что мое выступление стояло во второй половине дня, и я была последняя. В моменте, когда началась защита, я села, успокоилась, сказала себе, что в любом случае все будет хорошо. Так и случилось: мне подняли оценку на два балла, в итоге у меня «8». Было очень приятно, что моя научная руководительница Марина Викторовна Лоскутова пришла меня поддержать. Я довольна собой: у меня получилось аргументировать и в прямом смысле слова защитить свою работу, когда читали отзыв рецензента. К тому же комиссия была эмпатичной, я видела живой интерес к своей работе, и это было очень приятно — находить такой отклик у членов комиссии.
Тем, кому только предстоит защищать диплом, я бы рекомендовала быть готовыми отстаивать свой труд, бороться до конца. Если вы видите плохой отзыв рецензента и, на ваш взгляд, низкую рекомендательную оценку, то здесь важно это понять, принять к сведению и начать искать доказательства обратного.
После защиты я первым делом побежала к моим подругам, которые меня поддерживали на протяжении всего этого пути. Потом мы вместе вышли в коридор, начали обсуждать с ребятами все, что происходило в этот день, и с трепетом ждали свои оценки. Когда нам их объявили, я очень обрадовалась. Стало вдвойне приятно, что все старания были оправданы. И в этот момент ты понимаешь — все, важный этап жизни подошел к концу, осталось только диплом получить.
Дальше я планирую поступать в магистратуру, но все же хочется успеть отдохнуть. Учеба в Вышке — достаточно трудозатратное дело. Еще хочу снова начать читать художественную литературу, потому что во время обучения на истфаке мы прочитали колоссальное количество трудов, и сил на что-то другое не оставалось. К тому же я планирую сосредоточиться на изучении турецкого языка, потому что во время учебы, порой, на это тоже не хватало времени, а лето — благотворная пора для таких начинаний.
Ребята, с которыми я училась все эти пять лет, безумно замотивированные, интеллектуальные и целеустремленные люди. Я им желаю не потерять эту искру стремления и идти дальше с таким же рвением, как они это делали все пять лет в Вышке. Я надеюсь, что наши дороги будут пересекаться в жизни еще много раз.
Будущим историкам рекомендую не бояться задавать вопросы преподавателям и научным руководителям. Когда ты приходишь в университет на первом курсе, то не сразу понимаешь, куда попал, потому что внезапно оказываешься в научном сообществе, где все друг к другу обращаются на «вы» и «коллеги», обсуждают умные и интересные тексты. Главное в этот момент понять — все нормально, ты с этим обязательно разберешься и все будет хорошо.
Мне кажется, Вышка раскрыла мой потенциал и показала мне, что я умею и каким образом могу применять свои навыки. С моими подругами мы не раз говорили, что университет дает инструменты и показывает все твои возможности. Вышка учит критическому мышлению, что, на мой взгляд, крайне необходимо в современном мире, и показывает, что нет ничего невозможного.
«Желаю всегда исследовать то, что интересно»
Юлия Огибалова
выпускница программы «История» 2025 года
Защита диплома стала для меня очень приятным впечатлением. Было здорово говорить о теме, которую ты исследуешь, поделиться результатами своего многолетнего труда. В этом году нас, выпускников программы «История», было много, поэтому защиту разделили на два дня. Мое выступление было первым, но во второй день. Я люблю выступать в начале — мне нравится, что я могу задать общее настроение, и, поскольку чувствую на себе эту ответственность, то всегда стремлюсь создать позитив.
Мне помогло то, что я приехала заранее, за час до защиты. Сидела в Вышке, просматривала свою презентацию, готовилась и встречала с очень позитивным настроением Адриана Александровича Селина, Татьяну Анатольевну Колесникову. Было радостно увидеть на их лицах улыбки.
Конечно, все прошло не так гладко, как можно подумать. В моей дипломной работе, посвященной советскому неофициальному искусству и выставкам в ДК им. И.И. Газа и ДК «Невский», очень важно визуальное сопровождение. Для защиты я сделала презентацию в Figma, и, видимо, как-то неправильно ее сохранила. В момент выступления я поняла, что комиссия не видит половину моих слайдов — ни текста, ни визуала. Пришлось импровизировать на ходу: у меня был с собой ноутбук, я развернула его для комиссии, и продолжила выступление. Это никак не повлияло на оценку, потому что технические неполадки случаются, и все это понимают. Но здесь, мне кажется, важно не растеряться, а найти выход из положения.
После выступления начались вопросы комиссии, на которые я с удовольствием отвечала. Меня, в хорошем смысле, засмущал Павел Андреевич Васильев, который попросил рассказать о моей выставке в музее «Невская застава». Мне показалось, что это тоже произвело впечатление на комиссию — уже после защиты и перед объявлением оценок ко мне подходили и делились положительными впечатлениями от моей работы.
Когда ты выходишь из университета, то сразу накатывают эмоции, которые стараешься держать под контролем все это время. Поэтому первым делом, когда защиты закончились и мы вышли из Вышки, я заплакала от счастья. С одной стороны, потому что не ожидала получить «10», с другой — в этот момент спал груз усталости и напряжения. До этого были ГОСы, сдача текста ВКР и теперь позади оказывается финальный этап — защита. Мы вышли на улицу, стали фотографироваться и поздравлять друг друга.
Теперь в планах небольшой отдых, потому что 5 лет учебы — это серьезный срок. Безусловно, я хочу продолжать и обучение, и кураторскую деятельность. Сейчас у меня есть хорошее базовое гуманитарное образование и мне важно развить навыки менеджмента, поэтому попробую поступить в магистратуру по этому направлению. Помимо прочего, хочу попробовать устроиться на работу в музей или другую культурную институцию, и начать реализовывать свои идеи в классной команде. И, конечно, хочется просто жить. Например, у меня есть такая мечта — жить в доме с большой библиотекой, читать с видом на озеро и параллельно создавать выставочные проекты. Буду медленно, но верно идти к этим целям.
Коллегам-историкам с младших курсов и будущим студентам программы желаю всегда исследовать то, что интересно. Иногда может казаться, что оно само идет к вам в руки, но чаще это происходит именно потому, что вы изучаете то, что интересно, следовательно, проявляете себя и находите возможности: стажировки, практики, конференции. Второй важный момент — не бояться трудностей. Все будет не так просто, как кажется, но когда рядом есть коллеги, которые всегда поддерживают, в результате все складывается хорошо. Отсюда вытекает третий важный момент — поддерживайте друг друга. За эти 5 лет учебы вы пройдете вместе через многое. Я очень благодарна своим друзьям, которые помогали мне в реализации самых разных идей конференций, мероприятий, выставок. И, наконец, важно быть активным, участвовать в мероприятиях Вышки, факультета, программы или организовывать собственные. В нашем университете всегда есть возможность использовать его пространство для реализации своих идей, желаний и амбиций, и это действительно очень здорово.
«Заканчиваю этот путь с ощущением благодарности»
Гюльбике Талибова
выпускница программы «История» 2025 года
Процесс защиты прошел очень гладко, за что я благодарна как комиссии, так и моим одногруппникам и друзьям, которые меня очень поддерживали. Было несколько стрессовых моментов. Например, защита курсовых не предполагала включения внешних агентов, которые также участвуют в оценке работы. На защите диплома появляется важный пункт — «отзыв рецензента», и мой дал довольно критичную оценку моему исследованию. Я переживала, потому что не знала, как отреагирует комиссия на его замечания, каким образом мне лучше объяснять все недостатки, на которые он указал. Но все прошло в выдержанном академическом тоне, мне даже понравилась такого рода дискуссия, где человек абсолютно обоснованно тебя критикует, а ты должен объясниться, и на выходе критика уже воспринимается иначе. Здесь словно ощущается это отличие: если раньше ты воспринимал критику с неким страхом, то сейчас, даже в ситуации стресса, ты принимаешь ее с благодарностью. Мне кажется, особенно это актуально для тех, кто планирует идти в магистратуру. Критика — это естественный процесс, особенно, когда мы говорим об академической среде, и она помогает развивать исследование.
Несмотря на то, что уже прошел выпускной и диплом об окончании университета у меня в руках, осознание, что все закончилось, приходит только сейчас. Когда я защитила диплом и вышла на набережную канала Грибоедова, единственное, что я почувствовала, — облегчение от того, что закончился очень важный и увлекательный этап. Диплом и его защита — это действительно отдельная маленькая жизнь внутри большой. Пока ты его пишешь, формируется определенная рутина: просыпаешься и сразу садишься что-то читать, писать, искать, созваниваться с научным руководителем. А после защиты, на следующий день, ты просыпаешься и понимаешь, что этой рутины больше нет. И с каждым таким днем осознание начинает приходить, поэтому понимание того, что в сентябре будет все по-другому и ты не пойдешь на очередной курс своего бакалавриата, только формируется.
Дальше я решила взять gap year, в течение которого буду работать и готовиться к поступлению в магистратуру, чтобы вернуться в учебу и научную деятельность отдохнувшей и полной сил.
Моим коллегам-выпускникам я желаю большой удачи, сил и энергии на реализацию всего своего потенциала. Мои однокурсники и одногруппники — это талантливые, умные и образованные люди, у которых гигантское количество идей и задумок. Считаю, что мир должен увидеть их реализованными.
Тем, кто еще проходит этот путь, я рекомендую ничего не бояться. Понимаю, что совсем не переживать не получится, но нужно постараться делать это как можно реже. Учеба в университете — затратный по ресурсам и времени процесс, но через это многие проходят. Я до сих пор помню себя год назад, переживающей за ГОСы и защиту диплома. Но все это прошло, причем интересно, а в некоторых моментах даже весело. Потом остаются только приятные воспоминания, поэтому важно наслаждаться процессом.
Я благодарна за все обучение на истфаке. Это был невероятный опыт, который позволил исполнить мои самые большие мечты, обрести друзей, получить огромное количество навыков, поэтому я заканчиваю этот путь с ощущением очень большой и глубокой благодарности.
Васильев Павел Андреевич
Департамент истории: Доцент
Колесникова Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств: Заместитель декана по учебной работе
Лоскутова Марина Викторовна
Департамент истории: Доцент
Селин Адриан Александрович
Академический руководитель ОП «История»