• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

01
Февраль

«Кампус Культурных Инициатив»: как студенты третьего курса создали обновленный образ Музея печати

Одна из студенческих команд программы «История» стала победителем проекта «Кампус Культурных Инициатив», в рамках которого третьекурсники разработали обновленный образ Музея печати Санкт-Петербурга. Поговорили с Виолеттой Киреевой, Ксенией Купеевой и Александром Столяровым о проделанной работе, малых музеях Петербурга, сокровищах Музея печати, которые скрыты от глаз, и многом другом.

«Кампус Культурных Инициатив»: как студенты третьего курса создали обновленный образ Музея печати

Кампус Культурных Инициатив

Александр Столяров

студент 3 курса программы «История»

«Кампус Культурных Инициатив» — это проект, разработанный фондом «Будущие лидеры» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Организаторы проводили для нас лекции об истории культуры, начиная с XVII века, также мы ходили на экскурсии. Если выделить наиболее значимые для меня места, которые удалось посетить, то это будут театр им. Ленсовета и частная мастерская «Реставратор». Мне понравилось, что в рамках проекта нам дали много информации, расширяющей кругозор. В этом году в Вышке у нас был курс «История искусства и визуальной культуры». На мой взгляд, насмотренность и дополнительные знания, которые можно использовать и в рамках этого курса, я получил, в том числе, благодаря проекту «Кампус Культурных Инициатив».

С самого начала мы решили, что будем создавать проект для «Кампуса» втроем, потому что мы хорошо знаем сильные стороны друг друга. Для нас была важна работа с тем культурным потенциалом города, который остается незамеченным. Когда начали думать над идеей, обнаружили, что в Петербурге есть много заброшенных особняков и музеев, которые можно выгодно и интересно представить в публичном пространстве. Потом Ксении и Виолетте пришла мысль поработать с малыми музеями города, у которых небольшое финансирование, но их коллекции рассказывают важные локальные истории края, области, эпохи и культуры. В Петербурге в тот момент как раз проходил «Форум малых музеев», мы стали исследовать и смотреть, как у них налажены связи с общественностью. Нам приходил в голову музей С.М. Кирова, принадлежащий Государственному музею истории Санкт-Петербурга, а также Российский государственный музей Арктики и Антарктики с его потрясающей коллекцией. Но в итоге мы остановились на Музее печати Санкт-Петербурга. У них очень интересная программа для «Ночи музеев», множество людей ее хвалят. Когда-то давно я ходил туда в рамках школьной экскурсии. Помню, что это оставило приятные воспоминания, но, к сожалению, они не сформировались во что-то целостное. Тогда у меня не возникло желания посетить музей еще раз, потому что создалось впечатление, что мы посмотрели там все.

Определившись с выбором, мы предприняли небольшую антропологическую вылазку, чтобы посмотреть на Музей печати глазами обычного, но чуть более внимательного и дотошного посетителя. Нам очень повезло, потому что в тот момент людей там не оказалось, поэтому мы могли не отвлекаться на экскурсионные группы. Но это обстоятельство еще и показало нам: возможно, в музее все же есть запрос на увеличение посещаемости. Мы посмотрели коллекцию, поговорили с сотрудниками, узнали, как используются помещения и какие проблемы существуют. Несмотря на то, что музей называется Музеем печати, он имеет несколько коллекций: коллекция, посвященная редакторской деятельности; классическая экспозиция доходного дома с демонстрацией музыкального салона с большой коллекцией инструментов. Но выставочная площадь небольшая. Также выяснилось, что в музее есть помещение подлинной типографии, где в свое время печатались казенная газета «Сельский вестник», «Русь» Алексея Суворина, а также располагалась редакция газеты «Правда». Сейчас это помещение уже пять лет как закрыто из-за ветхости крыши, но там по-прежнему стоит настоящее типографское оборудование, пол уложен качественной плиткой. Иными словами, это настоящая изюминка Музея печати, о которой можно рассказывать и показывать посетителям, как печатали газеты рубежа XIX–XX веков. Когда мы зашли в зал типографии XVIII века, оказалось, что у музея есть экземпляры книг времен Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II. Мы думали, что можно встретить такое только в залах библиотек, куда пускают именитых ученых. А в музее эти книги спокойно стоят на экспозиции, о них не написано ни на сайте, ни в группе во ВКонтакте. Как оказалось, этот зал в основном используют для лекций, экскурсионные группы туда не водят. И у нас постоянно возникал вопрос — почему? По итогам нашей вылазки мы составили антропологические заметки: что можно изменить внутри и как построить экспозицию так, чтобы в ней наблюдалась структура.

Дальше мы начали разрабатывать различные варианты, как можно представить музей по-новому. Ксения и Виолетта занимались дизайном и всем тем, что связано с визуальным представлением. Я большое количество времени проводил над текстами. Брал уже сделанные аннотации для экскурсий, экспозиций, предметов и переписывал их в более живом формате или создавал тексты с нуля, стараясь подбирать формулировки, которые зацепят и заинтересуют посетителя. Благодаря проекту я также попробовал себя в новом амплуа: настроил CRM-менеджмент, чтобы посетители могли самостоятельно записаться на экскурсию, купить билет онлайн. Мы сделали наработки и внедрили их в группу во ВКонтакте, которую создали сами. Это было нужно, чтобы визуально представить жюри конкурса, как может выглядеть обновленный образ Музея печати. Совмещать проект с учебой оказалось тяжело, но «Кампус» старался помочь. Например, предоставил контакты людей, к которым мы обратились, чтобы проконсультироваться по юридическим вопросам и составлению сметы. На мой взгляд, это заметно усилило наш проект и подготовило его к реализации.  

Мы во многом опирались на уже существующие концепты, показавшие свою работоспособность, но старались их адаптировать под довольно специфическую аудиторию музея. Мы разработали рекомендации по выставочному пространству, опираясь на личные наблюдения и на то, что узнали из курса «Музееведение». Например, мы заметили, что хорошие примеры духа эпохи — маленькие рукописные карточки с приглашением на музыкальные вечера — можно рассмотреть только людям с ростом 170 сантиметров и выше. Также в музее раньше было фотоателье Сергея Львовича Левицкого, известного фотографа, снимавшего императорскую семью, поэтому мы вдохновлялись архивными материалами и фотографиями. Во многом мы старались сохранить баланс между чем-то уже созданным и нашим личным опытом. 

Из части наших наработок можно составить и универсальные рекомендации для малых музеев Петербурга. На мой взгляд, одной из ключевых является добавление ссылок на сайт и социальные сети в Яндекс.Картах, 2ГИС и других подобных приложениях, чтобы потенциальные посетители их увидели. Также очень важны описания на сайте всего, что есть в музее: аудиогиды, экскурсии, экспозиции и прочее. Мне кажется, музеи должны гордиться своей коллекцией и стремиться о ней рассказывать. Последний пункт более обширный. Если взглянуть на статистику, то посещаемость музеев в последние годы действительно растет. Но это в первую очередь происходит у больших музеев вроде Государственного Эрмитажа, потому что они делают много масштабных проектов. Мне кажется, что в случае малых музеев по-прежнему стоит помнить, что музей тоже должен нести себя людям. Стоит больше вкладываться в публичный образ. Сделать это можно разными способами: от съемки коротких видео до взаимодействия с частными предпринимателями. Важно общаться с людьми, проводить встречи и лекции и при этом активно рассказывать о них, работать над каналами связи, которые влияют на узнаваемость и помогают привлечь посетителей. Например, на «Кампусе Культурных Инициатив» одну из лекций нам читала Анна Пиотровская, младший научный сотрудник Сосновоборского художественного музея современного искусства. Я бы о нем никогда в жизни не узнал, несмотря на то, что побывал во многих музеях Ленинградской области, если бы его представитель не приняла бы участие в таком масштабном проекте как «Кампус». Хотелось бы, чтобы сами сотрудники вместе с музеем продвигали и себя и ту институцию, которую они представляют.

«Кампус Культурных Инициатив» показал, что можно применить свои знания не только в научной среде, но и за ее пределами. Проект помог раскрыть те навыки, которые мы получили в рамках «Музееведения» и музейной практики. К тому же у меня был небольшой период застоя после школы и активного участия в олимпиадах. «Кампус Культурных Инициатив» дал мне возможность сделать классный проект вместе с друзьями. Для меня это стало своеобразным толчком и стимулом к развитию, потому что теперь я пробую себя уже в студенческих олимпиадах.

Вплоть до самой защиты я думал, что сейчас очень много проектов, где ты представляешь инициативу, а после забрасываешь наработки. Но на этом проекте мы были единственными, кому Анна Пиотровская сказала «Шикарно» и посоветовала поскорее предложить реализацию проекта Музею печати. В итоге мы составили письмо, предварительно проконсультировавшись, как правильно писать в такие институции. Впервые в жизни мне пришлось написать не «уважаемый», а «глубокоуважаемый». Мы описали проделанную работу и заявили о готовности предоставить все это на некоммерческой основе, сказали, что будем рады постажироваться или написать совместную работу о том, как музей может продвигать себя в условиях потери выставочного пространства либо малого охвата аудитории. Сейчас ожидаем ответа. Мне кажется, у нас получился довольно интересный проект! Я не потерял к нему энтузиазм за это время и надеюсь, наши задумки удастся реализовать.

Виолетта Киреева

студентка 3 курса программы «История»

Основная причина моего участия в проекте «Кампус Культурных Инициатив» — желание наверстать упущенные возможности, которые не удалось реализовать в школьные годы. Тогда я была полностью сосредоточена на подготовке к экзаменам и олимпиадам, подобные творческие проекты и различные кейс-чемпионаты остались вне моего внимания. Мне показалось, что «Кампус» — хорошая возможность совместить свои академические и творческие способности и попробовать себя в новом нестандартном формате.

Участие в проекте оставило положительные впечатления прежде всего благодаря предоставленной нам полной свободе в выборе темы и подходов к ее реализации. Это создало атмосферу творчества и открытых возможностей. Одним из самых ярких и вдохновляющих моментов стали, конечно же, экскурсии. Интерактивность этих мероприятий была для нас отличной мотивацией, а также своеобразным поощрением на протяжении всей работы над проектом. Возможность не только работать над собственной идеей, но и проводить время в компании таких интересных и вдохновляющих людей, сделала процесс еще более увлекательным и насыщенным.

Нам показалось интересным обратить внимание на уже существующие культурные пространства и экспозиции. В этом контексте Музей печати Санкт-Петербурга представляется особенно сложным и интересным кейсом. С одной стороны, в ходе реставрации музей временно утратил одно из своих ключевых выставочных пространств — помещение аутентичной типографии, которое долгие годы было главной точкой притяжения посетителей со всей страны. С другой стороны, наш проект затрагивает более глобальную проблему малых музеев, которые зачастую остаются в тени и становятся заметными лишь в рамках крупных событий вроде «Ночи музеев». 

Основная задача нашего проекта — вдохнуть новую жизнь в музей и приспособить его к современным требованиям музейного мира, одновременно сохраняя его уникальность и историческую ценность. Мы стремились сделать Музей печати более заметным и доступным для широкой аудитории, предложив эффективные пути повышения его популярности и вовлеченности. Главное преимущество нашего проекта заключалось в минимальных затратах, поскольку мы сосредоточились именно на «имиджевой» стороне. Мы посчитали важным уделить особое внимание репрезентации музея в социальных сетях и улучшить механизмы взаимодействия с потенциальными посетителями: структурировали контент, создали тематические рубрики, продумали подход коммуникации с аудиторией. 

В мои задачи входило создание рубрик и написание постов для социальных сетей. Одной из интересных идей было создание отдельной рубрики, посвященной прессе, которая издавалась в типографии, например, газете «Сельский вестник». Мы решили показать дух эпохи через старинные заметки, интегрируя их в современное восприятие музея. Это позволило связать историю с современностью и подчеркнуть важность того времени для развития печатного дела, а также продемонстрировать, как исторические материалы могут быть актуализированы в современном контексте.

Мне кажется, социальные сети — это основной инструмент привлечения посетителей музеев. Они экономят время на поиск информации и помогают записаться на экскурсии без лишних усилий. В конечном счете, речь идет о взаимной выгоде между музеем и его аудиторией: музеи получают возможность быть более заметными, повышая интерес к своим экспозициям, а посетители — оперативную информацию о текущих культурных событиях в городе. Ярким примером в этом плане для меня является Государственный музей истории религии, который активно использует свои социальные сети как главный канал информирования о жизни и работе музея. 

Еще одной важной функцией социальных сетей является их просветительская роль. Посетители музея не всегда могут сконцентрировать внимание на каждом экспонате, и здесь соцсети могут стать отличным инструментом и помощником в этом деле. Хорошим примером такого подхода является сообщество Российского этнографического музея, которое успешно делится историями о конкретных экспонатах в виде небольших постов, помогая аудитории лучше понять и оценить коллекции музея.

Самым непростым во время работы над проектом было найти баланс между креативностью и реалистичностью. Несмотря на то, что от нас требовалось создать только макет задумки, мы стремились избежать утопических идей, которые остались бы лишь на бумаге. Нам важно было разработать нечто, что, с одной стороны, выглядело бы свежо и оригинально, а с другой, — было бы действительно осуществимым. Мы постоянно соотносили наши идеи с реальными ресурсами и возможностями музея. Старались быть прагматичными, трезво оценивать все аспекты, чтобы предложенный проект был не просто «красивой картинкой», но и мог быть успешно реализован на практике. Такой подход требовал глубокого анализа, постоянной критической оценки и умения находить компромиссы между амбициями и реальностью. Мы научились работать в условиях ограничений, видеть возможности и формировать решения, которые могут быть достаточно легко реализованы, но при этом помогут кардинальным образом изменить общее впечатление о музее.

Самым важным стало то, что я смогла попробовать себя в новой роли, выйти за рамки привычной научной деятельности. Особенно ценной была возможность найти баланс между научным подходом и доступностью подачи материала, чтобы идеи проекта были понятны и интересны не только профессиональному сообществу, но и широкой публике. Работа над проектом стала для меня настоящим вызовом, поскольку мои научные интересы лежат в совершенно иной плоскости. Однако именно это дало мне уверенность, что навыки, которые я приобретаю во время обучения на нашей программе, могут успешно применяться в проектах, выходящих за пределы привычной сферы деятельности. Это позволило мне по-новому взглянуть на свои способности и убедиться, что гибкость и адаптивность — важные качества в любой профессиональной деятельности. 

На мой взгляд, участие в таких проектах — это уникальная возможность выйти из зоны комфорта, переосмыслить привычные подходы и развить полезные навыки. Формат научных конференций дает важный опыт, но подобные инициативы ценны не только благодаря своему формату, который отличается от академического. Это еще и способ заявить о своих идеях за пределами профессионального сообщества. Такие проекты можно воспринимать как своеобразный челлендж, который позволяет переосмыслить привычный уклад, расширить кругозор и найти вдохновение для своей основной научной работы. Участие в них помогает не только прокачать креативное мышление, но и развить навыки работы в междисциплинарной среде, где важно учитывать разные точки зрения и подходы.

Тем, кто тоже планирует принять участие в подобных проектах, я бы советовала воспринимать это как приятный опыт и смену деятельности. Также я настоятельно рекомендую начинать работу как можно раньше. Это даст вам достаточно времени для тщательной проработки всех аспектов проекта, а также для получения обратной связи и корректировки идей. Чем раньше вы начнете, тем больше возможностей для комплексного подхода и более глубокого анализа проблемы у вас будет. Залог хорошего проекта — это постепенность его создания. Не пытайтесь все сделать сразу, важно шаг за шагом прорабатывать детали и корректировать процесс по мере его развития. Важно постоянно оценивать свои идеи с разных точек зрения и адаптировать их в зависимости от новых данных и обратной связи.

Ксения Купеева

студентка 3 курса программы «История»

В начале октября мы получили рассылку от Учебного офиса нашей программы о «Кампусе Культурных Инициатив». Проект сразу привлек наше внимание, и мы решили обсудить, насколько каждый из нас готов вложиться в него, а также с какой идеей мы могли бы участвовать. Первый этап состоял из заполнения заявки, где каждый сразу обозначил, что у нас есть свои идеи и команда, в которой мы хотели бы работать. После чего нам написала кураторка «Кампуса», мы вступили в чат, где нам рассказали о ходе проекта, расписании мероприятий. 

Знакомство с миром культурных инициатив началось с лекций о российском искусстве XVII-XIX веков и мастер-класса о том, как подавать заявки с культурными проектами на грантовые конкурсы. Завершающим этапом «Кампуса» стала защита проектов студентов перед экспертным жюри, состав которого нас действительно порадовал, поскольку нам было важно получить дельные советы и комментарии о нашем проекте для его дальнейшего развития и возможной доработки.

Еще до анонса «Кампуса» в нашей компании витали мысли о создании какого-то культурного проекта, мы неоднократно обсуждали появляющиеся идеи. Именно в момент наших активных размышлений нам попадается информация об этом мероприятии. Это и сподвигло нас серьезнее подумать, что мы действительно можем сделать сейчас. К сожалению, не все наши коллеги-друзья смогли принять участие, но мы с Виолеттой и Сашей все время чувствовали поддержку от них, что было особенно приятно!

Несмотря на все возникающие трудности и с разработкой проекта, и с совмещением «Кампуса» и учебы, положительных эмоций у меня больше! Я рада была стать частью всего этого. Проект помог студентам разных университетов сблизиться, обзавестись новыми полезными знакомствами и раскрыть свой потенциал. Больше всего мне запомнились две экскурсии: в музей театра им. Ленсовета и экскурсия по их закулисью, а также поход в реставрационную мастерскую и работа там. Я, как человек с ранних лет обладающий неподдельной склонностью к театральному искусству и созданию чего-то своими руками, была безумна рада таким возможностям. В театре нам показали и музейные залы, где хранятся культовые сценические образы, и гримерные комнаты актеров с костюмерными, и как техники руководят устройством сцены. Нам даже удалось немного заглянуть на репетицию премьерного спектакля! Наравне с этим стоит посещение художественного цеха, где вручную отрисовывают декорации для спектаклей. Большое впечатление произвела экскурсия по реставрационной мастерской, где удалось не только узнать обо всех тонкостях этого трудоемкого процесса, но и самим попробовать себя в роли реставраторов. Поэтапно всеми участниками была проделана тщательная работа по удалению толстого слоя лакокрасочного покрытия с двери одной из петербургских квартир. Я была очень воодушевлена, вспомнила, как когда-то с бабушкой реставрировала наш сервант … Захотелось окунуться в этот процесс снова!

Заявку на проект мы подали с идеей, которую решили изменить после походов на лекции «Кампуса»: поняли, чего от нас ждут организаторы и решили разработать более серьезный проект, связанный с сохранением культурного наследия. После небольшого анализа пришли к выводу, что большинство малых музеев остается незаслуженно в тени, а в них действительно есть, на что посмотреть. Наиболее интересным для раскрытия культурного потенциала и создания обновленного образа, по мнению нашей команды, оказался Музей печати. Мы хотели, чтобы из соцсетей и медиа у потенциальных посетителей возникала мысль: «Мне обязательно надо посетить это место!». Музей печати не попадает в подборки медиа, которые рассказывают о местах в Петербурге; у него нет собственного структурированного и удобного сайта, — эти и другие нюансы, на наш взгляд, привели к тому, что он стал невидим для многих. К тому же увеличение посещаемости музея, как нам кажется, помогло бы найти необходимые средства для реставрации зала типографии, который закрыт уже на протяжении пяти лет.

Главное достоинство нашего проекта, на мой взгляд, состоит в рекомендациях, которые мы разработали для Музея печати. По мнению жюри конкурса, наши наработки довольно универсальны и пригодятся всем малым музеям не только в Петербурге. Стратегия развития Музея печати может стать примером того, каким образом возможно раскрыть потенциал малоизвестных музеев страны с небольшими финансовыми вложениями. Одной из таких возможностей является создание грамотного бренда и образа музея в публичной сфере: дизайн соцсетей и сайта может вызывать прямую ассоциацию с конкретным пространством. Однако лишь созданием визуального сопровождения ограничиваться не стоит, сюда же можно включить, например, создание удобной системы бронирования услуг, что повысит комфорт потенциального посетителя и сбережет его время.

Моя основная роль в нашей команде состояла в разработке универсального дизайна для сообщества Музея печати во ВКонтакте. Несмотря на то, что у меня уже был небольшой опыт создания визуального оформления для сообщества в ВК с нуля для мероприятия «Мистер и мисс История 2024», это не упростило задачу. Такой процесс все еще оставался для меня в новинку. Создать визуал для музея — звучит очень ответственно. Необходимо было продумать, какие цвета могут отражать Музей печати, и, что самое важное, создать логотип. Печатную машинку пришлось отрисовывать вручную. Такого опыта у меня еще не было. Назвать себя особым профессионалом в этой сфере я тоже не могу, так что задача оказалась действительно непростой. Нужно было справиться со своими внутренними сомнениями, принять их, успокаивая себя мыслью, что пока это только примерный макет, а я всего лишь человек с большой фантазией и склонностью к маневрированию функциями в Figma и Photoshop. Мои коллеги положительно отозвались о моей работе, что безусловно порадовало.

Мне кажется, как и во многих проектах, самое непростое — его сборка. Когда у вас уже есть все материалы, источники, анализ, каждый выполнил свою часть работы, то остается только все систематизировать … А как? Это тот момент, когда все ваше обилие идей необходимо подогнать под регламент защиты проекта и технические требования. Последние двое суток перед защитой мне, как и, наверное, моим коллегам, запомнятся надолго. Большую часть дня мы втроем провели на созвонах, параллельно работая в Google Документах, презентации, а я еще и в Figma. Итоговое обсуждение показало тот большой объем работ, который нам удалось проделать за месяц. Это действительно воодушевило нас перед предстоящей защитой. 

На защите каждая команда выступала перед жюри со своей презентацией, после чего эксперты задавали вопросы и давали свои комментарии. Нашей команде удалось выступить в числе первых. Волнение у всех безусловно было, но нам удалось собраться и представить проект весьма хорошо. Жюри высказались о проекте положительно, похвалив нас за глубину и качество проделанной работы. Такие положительные комментарии оказались для нас шокирующе приятными. Мы не ожидали, что проект вызовет подобный отклик.

Думаю, участие в проекте показало, как мои личные навыки и идеи могут быть полезны в командной работе. Мы все помогали друг другу в процессе. Безусловно, у каждого была своя сфера ответственности, но это не значит, что мы действовали в одиночку. Умение работать в команде, прислушиваться к своим товарищам, их мнению, советам, это очень ценный навык. Он не вырабатывается моментально, а совершенствуется благодаря таким инициативам, групповым заданиям, проектам. 

Кроме командного эффекта был конечно и личный: у нас с Виолеттой были схожие ощущения после итогов проекта. Когда ты долго нигде не выигрывал, тебе не везло на конкурсах, олимпиадах, то победа становится действительно долгожданной и успокаивающей. У меня так было в старших классах: я участвовала везде, но в самый нужный момент, когда необходимо было просто взять себя в руки на заключительных этапах, у меня в жизни случилось множество неприятных обстоятельств, из-за чего каких-то весомых побед у меня не было. Это то чувство, когда на протяжении всего пути ты хорошо идешь, все получается, остается один шаг до заветной цели… Но расстояние шага именно в этот момент становится большой пропастью, в которую ты и проваливаешься. И так раз за разом. Победа в таком проекте дает тебе дополнительный стимул: ты можешь все, у тебя свой путь, ты двигаешься медленно, но верно идешь к своим целям.

Для нас как историков важно пробовать себя не только в написании академических текстов, но и в создании собственных культурных проектов. Это помогает становиться более универсальным и разносторонним специалистом. Когда у тебя есть опыт не только в чем-то научном, но и в такой креативной культурной деятельности, мне кажется, это повышает твою привлекательность как специалиста. Ты вырабатываешь определенные навыки, применяешь полученные в университете знания на практике. Так, например, для нас оказались полезными знания о социальной антропологии и то, что мне рассказывали на майноре «Арт-менеджмент будущего». Хорошо изучать что-то новое, но также важно уметь применять это в жизни.

Не бойтесь создавать что-то с нуля. «Страх белого листа» есть всегда и везде, не только во время попыток написания курсовой или эссе. Нужно вовремя убрать все эти страхи под замок, взять себя в руки, и, если это групповой проект, пойти к друзьям, поговорить с ними. Возможно, они боятся и переживают так же, как и вы. А как мы знаем, делать что-то дружно и сообща — еще и в хорошей компании — куда лучше, чем поодиночке. Если вы думаете, что ваши идеи бредовые, возможно, вы просто ни с кем их не обсуждали? Поговорите со своими близкими, коллегами и друзьями, вероятно, они разделяют ваш ход мыслей, и если они не смогут дать вам совет, то точно окажут поддержку.

Я благодарю своих коллег Виолетту Кирееву и Сашу Столярова за нашу команду, творческий и плодотворный союз и за то, что мы справились. Спасибо вам за труд, желание участвовать в такой задумке и готовность всегда помочь, быть рядом. Дружить и работать с вами — самая лучшая награда! Также отдельная благодарность нашим друзьям, которые верили в нас и наш проект, поддерживали все это время. Мы вас очень ценим и любим!