Паспорт образовательной программы
46.03.01 История
Нет
5 лет
Очная форма обучения, 300 для 5 летнего бакалавриата, 240 для 4 летнего бакалавриата
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Программа бакалавриата по истории, реализуемой в Санкт-Петербургском кампусе, является единственной в России, в которой приоритет отдается изучению глобальной и сравнительной истории, а обучение методам современного исторического исследования имеет преимущество перед обучением контенту. Преимуществом программы является изучение современных и древних языков. Программа ориентирована на широту гуманитарного образования и обучение soft skills в рамках исторических дисциплин, что позволяет выпускнику программы работать в разных сферах экономики и продолжать образование в лучших магистратурах в России и в мире.
Профессиональные компетенции для студентов,определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
научно-исследовательский,
педагогический,
аналитический
культурно-просветительский
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Выпускник, освоивший программу 4 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Способен создавать научные тексты на государственном и иностранном языках (ПК-1); Способен к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках (ПК-2); Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке (ПК-3); Способен работать в малых творческих коллективах (ПК-4); Способен использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ПК-5); Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках (ПК-6); пособен самостоятельно выявлять источники информации, необходимые для решения профессиональных задач (ПК-7); Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из источников разных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональными задачами (ПК-8); Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания (ПК-9); Способен соблюдать основные требования информационной безопасности, опираясь на понимание сущности и значения информации в развитии современного общества, осознавая опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ПК-10); Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей (ПК-11); Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов (ПК-12); Способен разрабатывать учебные планы и структуру учебных занятий в рамках общего и профессионального образования, направленные на преподавание исторических знаний в хронологической последовательности и структурной взаимосвязи (ПК-13); Способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования) (ПК-14); Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике (ПК-15); Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернет пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки) (ПК-16); Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-17); Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности (ПК-18); Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию (ПК-19); Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов (ПК-20); Способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности (ПК-21); Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, и процессы, происходящие в обществе (ПК-22); Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности (ПК-23); Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности (ПК-24); Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ПК-25).
Выпускник, освоивший программу 5 летнего бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке (ПК1); Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках (ПК2); Способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания; Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей (ПК4); Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов (ПК5); пособен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках реподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования) (ПК6); Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике (ПК7); Способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернет-пространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки) (ПК8); Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК9); Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности (ПК10); Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК11).
В течение первых лет обучения решаются следующие образовательные задачи: 1) адаптация абитуриента к высшему историческому образованию; 2) изучение современных подходов и методов в историческом знании, в том числе знакомство с новыми методами (digital humanities); 3) освоение содержательных курсов по истории Евразии и Америки.
В течение последних лет обучения решаются следующие образовательные задачи:
Вводятся образовательные треки «Глобальная и сравнительная история» и «Историческое и культурное наследие в современном мире» В рамках первого, «академического» трека производится обучение таким направлениям как экологическая и технологическая история, история Холодной войны, изучение модерного государства в Западной Европе в XIV-XVII вв. , глобальная история империй, политические проекты ХХ века, история России в революции и гражданской войне, история Второй мировой войны, история Арктики и Балтийского пространства. В рамках второго, «практического» трека изучается цифровые коммуникации в музее и медиа, использование ГИС в городской среде и культурном наследии, менеджмент культурных индустрий, историческая память в современном музее, антропология и социология музейного дела, коллекционирование, инновации и бизнес в музейном деле, методы и приемы экспозиции и экскурсии, исторический текст в современных медиа
Предлагается (на третьем-четвертом году обучения) студентам программы пройти стажировку в одном из мировых университетов - партнеров ВШЭ.
Студенты с первого года обучения имеют возможность включаться в научно-исследовательскую деятельность, как в рамках научных проектов, реализуемых в научно-исследовательских подразделениях Санкт-Петербургского кампуса и его партнеров (Кунсткамера, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский институт истории), так и в рамках научного семинара «Границы истории». Археологическая, музейная и архивная практики, практика в медиа обеспечивают, с одной стороны, обучение практическим компетенциям и, с другой сторону, создают возможность погружения студента в профессиональную среду. Педагогическая практика вырабатывает у обучающихся на программе «История» навыки работы со школьной и, шире, непрофессиональной аудиторией.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин