• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.03.01 История

Утверждение программы
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств № 8.3.2.5-07/06 от 03.06.2020
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 ЗЕ

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Программа бакалавриата по истории, реализуемая в Санкт-Петербургском кампусе, является единственной в России, в которой приоритет отдается изучению глобальной и сравнительной истории, а обучение методам современного исторического исследования имеет преимущество перед обучением контенту. Преимуществом программы является изучение современных и древних языков. Программа ориентирована на широту гуманитарного образования и обучение soft skills в рамках исторических дисциплин, что позволяет выпускнику программы работать в разных сферах экономики и продолжать образование в лучших магистратурах в России и в мире.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата, включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.

Выпускники ОП «История» могут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:

- наука: исследований исторических, культурных, социально-политических и экономических процессов всемирной истории;

- образование: высшее образование, общее образование, среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;

- культура и искусство: экскурсионная деятельность, а также деятельность по учету и хранению музейных коллекций, организация музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения, популяризация музейных собраний и культурного наследия;

- средства массовой информации, издательство и полиграфия: редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ); консультативная, экспертная и журналистская работа в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.

Выпускник программы в соответсвии с образовательным стандартом 2020 года обладает следующими профессиональными компетенциями:

- способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке (ПК-1);

- способен осваивать специальную литературу на нескольких языках (ПК-2);

- способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания (ПК-3);

- способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей (ПК-4);

- способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов (ПК-5);

- способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования) (ПК-6);

- способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике (ПК-7);

- способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки) (ПК-8);

- способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-9);

- способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК-11).

Характеристики образовательных модулей программы

В соответствии с образовательным стандартом 2019 года в редакции 2024 года учебный план состоит из следующих модулей:

1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и состоит из двух частей: базового профессионального блока и вариативного блока.

Базовый профессиональный блок содержит дисциплины по истории различных периодов и регионов (История Древнего мира, История России IX - XVII вв., История средневековой Европы в IV-XV вв., Политика и культура Европы от Великой Северной до Первой мировой, История России XVIII - XIX вв., Глобальная история, Советский проект в глобальной перспективе, Глобальная история в ХХ веке), источниковедению и историографии (История в меняющемся мире, Источниковедение, Теория и история исторического знания, Источниковедение и информационные ресурсы истории), археологии, исторической географии, истории религии, архивной эвристике, второму иностранному языку (немецкий, итальянский, французский), древнему языку (латинский язык, древнерусский язык), истории искусства (История искусства и литературы, История искусства и визуальной культуры, Музееведение), а также специальные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции (Академическое чтение, История правовых, политических и социальных учений, Лингвистическая антропология, Новая экономическая история) .

Вариативный профессиональный блок содержит как научно-исследовательские и практические семинары, дисциплины, формирующие профессиональные компетенции (Академическое письмо, История правовых, политических и социальных учений, Введение в социальную антропологию, Педагогика и преподавание истории в школе, Педагогическая психология, Философия языка в гуманитарных науках: от теории значения к теории дискурса, Репродуктивное здоровье и демографическая политика в России Нового времени), так и дисциплины по выбору, которые дают возможность каждому студенту индивидуально выбрать профессиональный трек обучения (Викинги на Востоке: от "Великой Швеции" до "русского каганата", История одной теократии. Папы и папство в I–XV вв., Социальная история магии, Культура смерти в исторической и антропологической перспективе, История и культура Нидерландов раннего нового времени, История стран Скандинавии: концепции и подходы к изучению (XVII-XIX вв), Новая политическая история Российской революции 1917-1922 гг., История Великой войны 1914 - 1918, Социалистический урбанизм в глобальном контексте, Общество и здоровье в исторической перспективе, История Второй мировой войны, Холодная война и культура: попытки переосмысления, Антиколониализм, теории зависимости и неравномерного развития, Глобальные политические идеологии XX века, Феномен Балкан в европейской истории, Исторические надписи и подписи в искусстве Древней Руси, Ранняя история печатной книги: гуманистические издания XV–XVI вв. (интеллектуальные, социальные и технологические аспекты), Политика населения: историческая демография и просопография, Мобильность в истории, Кавказ. История между Востоком и Западом, История исторической картины, Человек и его мир в искусстве Нового времени, Введение в memory studies: современные подходы к изучению культурной и коллективной памяти, Человек и природа: взгляд гуманитарных наук, Процессы деколонизации и постколониальный дискурс в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в XX в., Россия на Дальнем Востоке, Югославия – построение многонационального государства).

2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную и научно-исследовательскую работу. Ядром этого модуля являются профессиональные практики (археологическая, музейная, архивная, педагогическая), которые проводятся с ведущими музеями, архивами, образовательными и другими организациями Санкт-Петербурга. Студенты имеют возможность принять участие в самых разнообразных научно-исследовательских, прикладных и сервисных проектах. В этот модуль включена преддипломная практика и подготовка выпускной квалификационной работы.

3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления. К таким дисциплинам на образовательной программе "История" относятся: Правовая грамотность, Основы российской государственности, Философия, Экономика, Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура.

4. Дополнительный модуль (Minor) дает студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению. У студентов программы огромный выбор: от гуманитарных или естественнонауных дисциплин до интеллектуального анализа данных. Студенты выбирают 4 дисциплины, входящие в майнор, и изучают их в течение второго и третьего курсов.

5. Модуль "Английский язык" направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Модуль включает в себя факультатив по анлийскому языку на 1 и 2 курсах, подготовку к внутреннему и независимому (аналог международного) экзаменам, академическое письмо на английском языке и защиту Project Proposal по теме ВКР.

6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), изучения языка программирования Python и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности, главным образом в сфере анализа данных. С 2023 года проводится не только внутренняя, но и независимая оценка цифровых компетенций.

7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) включает в себя государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и зущиту студентом своей выпускной квалификационной работы, что позволяет установить уровень результатов освоения студентом образовательной программы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «История»

Перейти к содержанию программы