• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

27
Апрель

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.03.01 История

Утверждение программы
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств №8.3.2.5-09/07 от 27.06.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 ЗЕ

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Конкурентные преимущества программы

Программа бакалавриата по истории, реализуемой в Санкт-Петербургском кампусе, является единственной в России, в которой приоритет отдается изучению глобальной и сравнительной истории, а обучение методам современного исторического исследования имеет преимущество перед обучением контенту. Преимуществом программы является изучение современных и древних языков. Программа ориентирована на широту гуманитарного образования и обучение soft skills в рамках исторических дисциплин, что позволяет выпускнику программы работать в разных сферах экономики и продолжать образование в лучших магистратурах в России и в мире.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата, включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.

Выпускники ОП «История» могут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:

- наука: исследований исторических, культурных, социально-политических и экономических процессов всемирной истории;

- образование: высшее образование, общее образование, среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;

- культура и искусство: экскурсионная деятельность, а также деятельность по учету и хранению музейных коллекций, организация музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения, популяризация музейных собраний и культурного наследия;

- средства массовой информации, издательство и полиграфия: редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ); консультативная, экспертная и журналистская работа в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.

Выпускник программы в соответсвии с образовательным стандартом 2019 года обладает следующими профессиональными компетенциями:

- способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке (ПК-1);

- способен осваивать специальную литературу на нескольких языках (ПК-2);

- способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания (ПК-3);

- способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей (ПК-4);

- способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов (ПК-5);

- способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования) (ПК-6);

- способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике (ПК-7);

- способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки) (ПК-8);

- способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-9);

- способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК-11).

Характеристики образовательных модулей программы

В соответствии с образовательным стандартом 2019 года в редакции 2022 года учебный план состоит из следующих модулей:

1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и состоит из двух частей: базового профессионального блока и вариативного блока.

Базовый профессиональный блок содержит дисциплины по истории различных периодов и регионов (История Древнего мира, История России IX - XVII вв., Европа в IV-XVII вв., Европа и мир в 18-19 вв., История России XVIII - XX вв., Глобальная история, Советский проект в глобальной перспективе, Глобальная история в ХХ веке), источниковедению, археологии, исторической географии, второму иностранному языку (немецкий, итальянский, финский, французский), древнему языку (латинский язык, древнерусский язык), истории искусства (История искусства и литературы, История искусства и визуальной культуры, Музееведение).

Вариативный профессиональный блок содержит как научно-исследовательские и практические семинары, а также специальные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции (Социальная история Европы, Новая экономическая история, История Византии и византийского мира, Академическое чтение, Академическое письмо, История правовых, политических и социальных учений, Введение в социальную антропологию, Лингвистическая антропология, Гендер в истории, Интеллектуальная история, История международных отношений, Педагогика и преподавание истории в школе, Педагогическая психология), так и дисциплины по выбору, которые дают возможность каждому студенту индивидуально выбрать профессиональный трек обучения (Викинги на Востоке: от "Великой Швеции" до "русского каганата", История одной теократии. Папы и папство в I–XV вв., Социальная история магии, Этнография и экономика лайка: производство, обмен и потребление эмоций в пространстве соцсетей, История и культура Нидерландов раннего нового времени, История стран Скандинавии: концепции и подходы к изучению (XVII-XIX вв), История и культура восточно-европейского еврейства, Новая политическая история Российской революции 1917-1922 гг., Социалистический урбанизм в глобальном контексте, Общество и здоровье в исторической перспективе, История Второй мировой войны, Холодная война и культура: попытки переосмысления, Последний век Римской Республики, От колонии к метрополии: история США с 1776 по 1898 гг., Очерки визуальной истории России: визуальный взрыв от гравюры к плакату, Ленинградские ученые и идеологические кампании "раннего сталинизма", Глобальные политические идеологии XX века, Феномен Балкан в европейской истории, Исторические надписи и подписи в искусстве Древней Руси, Актуальные вопросы изучения истории ислама, Историческая демография, просопография и биография, Мобильность в истории).

2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, ключая проектную и научно-исследовательскую. Ядром этого модуля являются профессиональные практики, которые проводится с ведущими музеями, архивами и другими организациями Санкт-Петербурга. Студенты имеют возможность принять участие в самых разнообразных научно-исследовательских, прикладных и сервисных проектах. В этот модуль включена преддипломная практика и подготовка выпускной квалификационной работы.

3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления. К таким дисциплинам на оьразовательной программе "История" относятся: Правовая грамотность, Основы россйской государственности, Философия, Экономика, Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура.

4. Дополнительный модуль (Minor) дает студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению. У студентов программы огромный выбор: от гуманитарных или естественнонауных дисциплин до интеллектуального анализа данных. Студенты выбирают 4 дисциплины, входящие в майнор, и изучают их в течение второго и третьего курсов.

5. Модуль "Английский язык" направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Модуль включает в себя факультатив по анлийскому языку на 1 и 2 курсах, подготовку к внутреннему и независимому (аналог международного) экзаменам, академическое письмо на английском языке и защиту Project Proposal по теме ВКР.

6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), изучения языка программирования Python и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности, главным образом в сфере анализа данных. С 2023 года проводится не только внутренняя, но и независимая оценка цифровых компетенций.

7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) включает в себя государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и зущиту студентом своей выпускной квалификационной работы, что позволяет установить уровень результатов освоения студентом образовательной программы.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «История»

Перейти к содержанию программы