• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

46.03.01 History

Approved by
Приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
HSE University Educational Standard
Last Update
Протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств №8.3.2.5-09/07 от 27.06.2019
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300 ЗЕ

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

Competitive Advantages

Программа бакалавриата по истории, реализуемой в Санкт-Петербургском кампусе, является единственной в России, в которой приоритет отдается изучению глобальной и сравнительной истории, а обучение методам современного исторического исследования имеет преимущество перед обучением контенту. Преимуществом программы является изучение современных и древних языков. Программа ориентирована на широту гуманитарного образования и обучение soft skills в рамках исторических дисциплин, что позволяет выпускнику программы работать в разных сферах экономики и продолжать образование в лучших магистратурах в России и в мире.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Область профессиональной деятельности выпускников ОП «История», освоивших программу бакалавриата, включает: научные исследования по всему спектру всемирной истории; преподавание соответствующих курсов в сфере образования; популяризацию исторических знаний в средствах массовой информации; экскурсионную, музейную деятельность и работу в архивах.

Выпускники ОП «История» могут осуществлять профессиональную деятельность в таких сферах, как:

- наука: исследований исторических, культурных, социально-политических и экономических процессов всемирной истории;

- образование: высшее образование, общее образование, среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;

- культура и искусство: экскурсионная деятельность, а также деятельность по учету и хранению музейных коллекций, организация музейного (в том числе виртуального) пространства, его наполнения, популяризация музейных собраний и культурного наследия;

- средства массовой информации, издательство и полиграфия: редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ); консультативная, экспертная и журналистская работа в электронных, печатных теле- и радиовещательных СМИ; рецензирование и редактирование научных, научно-популярных и публицистических работ; популяризация историко-культурных знаний.

Выпускник программы в соответсвии с образовательным стандартом 2020 года обладает следующими профессиональными компетенциями:

- способен осуществлять поиск и анализ исторических источников, написанных на одном из древних языков, на иностранном языке (ПК-1);

- способен осваивать специальную литературу на нескольких языках (ПК-2);

- способен определять новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного состояния социогуманитарного знания (ПК-3);

- способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей (ПК-4);

- способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов (ПК-5);

- способен организовать учебную деятельность (в т.ч. работу с источниками) учащихся в рамках преподавания исторических дисциплин (на уровне общего и профессионального образования) (ПК-6);

- способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике (ПК-7);

- способен в популярной форме излагать и комментировать историческую информацию в ходе публичных выступлений (в т.ч. в печатных и электронных СМИ), а также в интернетпространстве (социальные сети, блоги, иные информационные и дискуссионные площадки) (ПК-8);

- способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-9);

- способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности (ПК-10);

- способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ПК-11).

Programme Modules

В соответствии с образовательным стандартом 2020 года в редакции 2022 года учебный план состоит из следующих модулей:

1. Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и состоит из двух частей: базового профессионального блока и вариативного блока.

Базовый профессиональный блок содержит дисциплины по истории различных периодов и регионов (История Древнего мира, История России IX - XVII вв., История средневековой Европы в IV-XV вв., Политика и культура Европы от Великой Северной до Первой мировой, История России XVIII - XIX вв., Глобальная история, Советский проект в глобальной перспективе, Глобальная история в ХХ веке), источниковедению и историографии (История в меняющемся мире, Источниковедение, Теория и история исторического знания, Источниковедение и информационные ресурсы истории), археологии, исторической географии, истории религии, архивной эвристике, второму иностранному языку (немецкий, итальянский, французский), древнему языку (латинский язык, древнерусский язык), истории искусства (История искусства и литературы, История искусства и визуальной культуры, Музееведение), а также специальные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции (Академическое чтение, История правовых, политических и социальных учений, Лингвистическая антропология, Новая экономическая история) .

Вариативный профессиональный блок содержит как научно-исследовательские и практические семинары, дисциплины, формирующие профессиональные компетенции (Академическое письмо, История правовых, политических и социальных учений, Введение в социальную антропологию, Педагогика и преподавание истории в школе, Педагогическая психология, Философия языка в гуманитарных науках: от теории значения к теории дискурса, Репродуктивное здоровье и демографическая политика в России Нового времени), так и дисциплины по выбору, которые дают возможность каждому студенту индивидуально выбрать профессиональный трек обучения (Викинги на Востоке: от "Великой Швеции" до "русского каганата", История одной теократии. Папы и папство в I–XV вв., Социальная история магии, Культура смерти в исторической и антропологической перспективе, История и культура Нидерландов раннего нового времени, История стран Скандинавии: концепции и подходы к изучению (XVII-XIX вв), Новая политическая история Российской революции 1917-1922 гг., История Великой войны 1914 - 1918, Социалистический урбанизм в глобальном контексте, Общество и здоровье в исторической перспективе, История Второй мировой войны, Холодная война и культура: попытки переосмысления, Антиколониализм, теории зависимости и неравномерного развития, Глобальные политические идеологии XX века, Феномен Балкан в европейской истории, Исторические надписи и подписи в искусстве Древней Руси, Ранняя история печатной книги: гуманистические издания XV–XVI вв. (интеллектуальные, социальные и технологические аспекты), Политика населения: историческая демография и просопография, Мобильность в истории, Кавказ. История между Востоком и Западом, История исторической картины, Человек и его мир в искусстве Нового времени, Введение в memory studies: современные подходы к изучению культурной и коллективной памяти, Человек и природа: взгляд гуманитарных наук, Процессы деколонизации и постколониальный дискурс в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в XX в., Россия на Дальнем Востоке, Югославия – построение многонационального государства).

2. Практический модуль (Практика) формирует компетенции студента, позволяющие решать практические задачи выбранной профессиональной деятельности, включая проектную и научно-исследовательскую работу. Ядром этого модуля являются профессиональные практики (археологическая, музейная, архивная, педагогическая), которые проводятся с ведущими музеями, архивами, образовательными и другими организациями Санкт-Петербурга. Студенты имеют возможность принять участие в самых разнообразных научно-исследовательских, прикладных и сервисных проектах. В этот модуль включена преддипломная практика и подготовка выпускной квалификационной работы.

3. Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления. К таким дисциплинам на образовательной программе "История" относятся: Правовая грамотность, Основы российской государственности, Философия, Экономика, Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура.

4. Дополнительный модуль (Minor) дает студенту возможность получить дополнительные компетенции вне подготовки по основному образовательному направлению. У студентов программы огромный выбор: от гуманитарных или естественнонауных дисциплин до интеллектуального анализа данных. Студенты выбирают 4 дисциплины, входящие в майнор, и изучают их в течение второго и третьего курсов.

5. Модуль "Английский язык" направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. Модуль включает в себя факультатив по анлийскому языку на 1 и 2 курсах, подготовку к внутреннему и независимому (аналог международного) экзаменам, академическое письмо на английском языке и защиту Project Proposal по теме ВКР.

6. Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science), изучения языка программирования Python и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности, главным образом в сфере анализа данных. С 2023 года проводится не только внутренняя, но и независимая оценка цифровых компетенций.

7. Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) включает в себя государственный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки и зущиту студентом своей выпускной квалификационной работы, что позволяет установить уровень результатов освоения студентом образовательной программы.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'History'

Go to Programme Contents and Structure