• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

История в меняющемся мире

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История в меняющемся мире» дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах; дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории науки. Знает историю, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит особенности направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость для понимания современной эпохи.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Знает историю возникновения и развития экологической истории, объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Воспроизводит основные понятия, термины. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Студент воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Студент воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Студент объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
  • Культура исторической памяти и публичная история
  • История исторического знания.
  • Движущие силы и действующие лица (акторы) исторического процесса.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
  • Политическая история
  • История идей. Интеллектуальная история.
  • Историческая антропология.
  • Лингвистический поворот в истории
  • История культуры и новая культурная история
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
  • Империи и нации в историческом процессе.
  • Экономическая история.
  • Социальная история
  • Историческая демография и история семьи
  • История женщин и гендерная история.
  • История повседневности и микроистория
  • История науки
  • Социальная история медицины и история тела
  • История окружающей среды и взаимодействия человека с ней
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
  • История эмоций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар
    Студенты участвуют в дискуссиях на семинарах. Обсуждают рекомендованную к занятию литературу. Отвечают устно на поставленные вопросы. Оценивается активность работы студента, знание и понимание прочитанного, полнота ответов.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в LMS и содержит 20 вопросов. На выполнение теста отводится 30 минут.
  • неблокирующий Тест
    Тест проводится в LMS и содержит 20 вопросов. На выполнение теста отводится 30 минут.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится письменно в аудитории во время лекции или семинаров. Студенты получают индивидуальные вопросы по пройденному теоретическому или практическому материалу. В течение 20-30 минут отвечают письменно на поставленный вопрос.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Тест
  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Семинар + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Буллер, А.  Введение в теорию истории + допматериал в ЭБС : учебное пособие для вузов / А. Буллер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05911-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454809 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Володихин, Д. М.  Историография истории России. Выдающиеся историки XVIII—XX веков : учебное пособие для вузов / Д. М. Володихин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07303-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450553 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика, Репина, Л.П., 2011
  • История исторического знания : Учеб. пособие для бакалавров, Репина, Л.П., 2013
  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для академического бакалавриата / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437272 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 323 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432123 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов, А. Б.  История исторической науки. Современные западные направления : учебное пособие для академического бакалавриата / А. Б. Соколов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-07481-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437270 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Хряков Александр Васильевич
  • Лоскутова Марина Викторовна