• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

07
Апрель

Социальная история Европы

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная антропология, Источниковедение и информационные ресурсы истории, Теория и история исторических знаний, Европа V-XVII веков, История государства Российского, Глобальная и сравнительная история, Научный семинар, История науки и техники. Для освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: студенты должны иметь представление об основных событиях и процессах отечественной и всемирной истории в новое и новейшее время, истории становления исторической науки как специальной области знаний , методы ее исследования; Студенты также должны уметь работать с научной и справочной литературой, иметь базовые навыки анализа научной исторической литературы, а также логичного и последовательного изложения изучаемой литературы в устной и письменной форме.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными проблемами социальной истории Европы нового и новейшего времени.
  • Ознакомление студентов с основными понятиями и концепциями, используемыми в отечественной и зарубежной социальной истории, а также с методами исследования в этой области.
  • Отработка и развитие у студентов умений анализировать специальную историческую и историко-социологическую литературу в области социальной истории.
  • Отработка и развитие у студентов умения составлять письменные обзоры (рефераты) научной литературы, вести научную дискуссию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Описывает основные социальные процессы и события истории Европы XVI – ХХ вв.
  • Анализирует, обобщает и оценивает специальную литературу по социальной истории Европы раннего Нового, Нового и Новейшего времени, формулирует и аргументирует собственную позицию по дискуссионным проблемам социальной истории Европы XVI – XX вв., корректно применяет понятийный аппарат и основные концепции социальной истории
  • Демонстрирует навыки реферирования научной литературы, исследовательской работы с электронными библиотечными каталогами и базами данных, сетевыми ресурсами, профессиональной публичной дискуссии и презентации результатов иссле-дования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человеческая жизнь и окружающая среда в Европе в раннее Новое время
  • Экономика и технологии в Европе XVI–XVIII вв и их влияние на общество
  • Социальные структуры в Европе раннего Нового времени
  • Семья, женщина и ребенок в Европе раннего нового времени
  • Промышленная революция и урбанизация Европы в конце XVIII-XIX вв.
  • Новые и старые социальные группы в городе и деревне XIX в.: дворянство, крестьянство, буржуазия, рабочий класс, трансформация традиционных ремесел
  • Демографическая история Европы XIX в., социальная история семьи. Изменения в отношении к ребенку. Положение женщины и «женский вопрос» в Европе XIX в.
  • Образование, наука и культура в Европе XIX в
  • Население Европы XX в., демографические показатели, семья и домохозяйство
  • Социальная стратификация и социальная мобильность в Европе ХХ в.,
  • Труд, отдых и потребление в Европе XX в.
  • Социальное государство в Европе ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Руководство семинаром
  • неблокирующий Участие в обсуждении на семинарах
  • неблокирующий Тест
    Тест из 20 вопросов по материалу прослушанных лекций. Студент выбирает один или несколько правильных ответов из 4 возможных или вписывает пропущенное слово. Время на прохождение теста 50 минут. Не разрешается пользоваться конспектами, справочниками или любой литературой, а также смартфоном или ПК.
  • неблокирующий Устный экзамен
    Устный ответ на 1 вопрос из заранее известного списка вопросов. Выбор вопроса определяется вытянутым билетом. Студент может отказаться отвечать на вопрос и вытянуть другой билет, но только 1 раз, при этом оценка за ответ снижается на 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Руководство семинаром + 0.2 * Тест + 0.3 * Устный экзамен + 0.15 * Участие в обсуждении на семинарах + 0.15 * Участие в обсуждении на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Новая историческая наука" и социальная история, Репина, Л. П., 1998
  • Hopkins, E. (2000). Industrialisation and Society : A Social History, 1830-1951. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=60622
  • Tomka, B. (2013). A Social History of Twentieth-Century Europe. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549103

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Daunton, M. (2007). Wealth and Welfare: An Economic and Social History of Britain 1851-1951. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198732099
  • Dunnage, J. (2002). Twentieth Century Italy : A Social History. Harlow: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=855771
  • InterDisciplines, B. (2019). Social History - Historical Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7498A8C3
  • Magraw, R. (2014). France, 1800-1914 : A Social History. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816890
  • Royle, E. (2012). Modern Britain Third Edition : A Social History 1750-2011 (Vol. 3rd ed). London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=435126
  • Shubert, A. (1992). A Social History of Modern Spain. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=97498
  • Австрийский Ренессанс : интеллектуальная и социальная история Австро - Венгрии, 1848 - 1938 гг., Джонстон, У. М., 2004
  • Социальная история Англии, Тревельян, Д. М., 1959
  • Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): Генезис личности, демократ. сем... : в 2-х тт., Миронов, Б.Н., 1999