• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Ленинградские ученые и идеологические кампании "раннего сталинизма"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель


Михайлов Кирилл Алексеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен малоизвестным страницам истории формирования советской исторической науки в Ленинграде в 1920 – 1930-е гг., проблемам взаимоотношений между учеными и властными инстанциями Советской России. В качестве примера своеобразного симбиоза между партийными органами и дореволюционной научной элитой выступает Государственная академия истории материальной культуры под руководством Н.Я. Марра и судьбы ее сотрудников. Феномен советской науки и особенности её формирования уже неоднократно становились объектами исследований. В популярном изложении происходит дискуссия между «неудобным» и «полезным» прошлым, между «управляемой» и «репрессированной» наукой. Главным образом, внимание историографов привлекает «московский» извод между картиной истории академической науки, а её ленинградская часть остается малоизвестной. Курс ставит задачу не только проследить судьбы отдельных ученых в сложный исторический период, но дать слушателям общую картину трансформации учебных и научных институций, учебных университетских программ и целых направлений академической науки под влиянием советских «идеологических» и «репрессивных» компаний» конца 1920-х – 1930-х гг.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс ставит своей целью ознакомить студентов с главными этапами формирования академических институций послереволюционного Петрограда – Ленинграда и влияние на академическую среду сталинских «идеологических компаний». Помимо этого, курс стремится показать студентам основные историографические тенденции и современные интерпретации в области изучения феномена советской науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент(ка) анализирует советскую и российскую историографию, где анализируется образ и феномен советской исторической науки
  • Студент(ка) различает механизмы формирования советских академических институций в 1920-1930-е гг., а также может указать примеры влияния партийной власти на трансформацию и консолидацию науки в Советской России.
  • Студент(ка) умеет интерпретировать историографические традиции изучения советской науки в Ленинграде
  • Студент(ка) различает исследовательские традиции по проблематике взаимодействия академической науки и органов советской власти, владеет теоретическим и фактологическим аппаратом для собственных выводов и сравнений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Неудобное» и «полезное» прошлое: Феномен советской исторической науки
  • «Ошибки» выживших: от исторического анекдота до архивных исследований
  • «Феномен» советской археологии, как частный случай развития от дореволюционной к советской научной школе
  • Конформизм и симбиоз или лоббизм и консервация академических традиций: Государственная академия истории материальной культуры (ГАИМК) в качестве примера трансформации дореволюционной академической науки в советское учреждение.
  • Отцы-основатели РАИМК/ГАИМК: портреты некоторых российских историков и археологов в эпоху исторических перемен.
  • Поколение учеников или борьба за «марксистскую археологию».
  • Судьба сталинского лауреата: реконструкция научной биографии М.К. Каргера в качестве примера становления нового поколения советских ученых.
  • Сложение иерархических структур в советской науке и научные школы 1930-х гг.
  • Несостоявшийся прорыв: поэтапный разгром всей ленинградской исторической и археологической школы в 1940-е гг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Эссе
    Эссе посвящено различным аспектам взаимодействия между скандинавскими и российскими/имперскими историческими агентами, а так же аспектам взаимного воображения, изображения и описания. Эссе объемом от 1500 слов. Эссе содержит 5-6 ссылок на исследовательские работы и источники
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.4 * Работа на семинаре + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • КЛЕЙН ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ. (1999). Миграция: Археологические Признаки. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C09767CF
  • Мартынов, А. И.  Археология : учебник для вузов / А. И. Мартынов. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 432 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15624-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510681 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мартынов, А. И.  Археология : учебник для академического бакалавриата / А. И. Мартынов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04537-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431881 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Мартынов, А. И.  Археология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Мартынов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 472 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3921-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428214 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Любавина Светлана Вячеславовна