• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальная история войны: от Крымской до Гражданской (очерки визуальной истории России)

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Преподаватель


Ромахин Андрей Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Данный спецкурс посвящен нескольким знаковым для отечественной истории войнам: Крымской (1853–1856), Русско-японской (1904–1905), Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1917–1922). История любой войны сама по себе необъятна для учебного курса — как по набору возможных аспектов рассмотрения, так и по сопоставлению внешнего и внутреннего дискурсов о войне. Курс проблематизирует визуальное как важнейший исторический источник — иными словами, в серии компаративистских экскурсов (лекций и семинаров) история России будет рассмотрена сквозь призму визуальных источников, начиная со второй половины девятнадцатого века и до первой четверти века двадцатого. В России визуальные исследования пока только в стадии своего становления, причем здесь заметнее деятельность скорее культурологов, нежели историков. Между тем еще 250 лет назад Уильям Хогарт констатировал: «Наглядный показ более убедителен для разума <...>, чем всё, что [можно прочесть] в тысячах томов». В рамках курса будет осуществлено «медленное чтение» таких разнообразных тиражных (массовых) визуальных произведений как ГРАВЮРА, КАРИКАТУРА, ПЛАКАТ, ОТКРЫТКА, ОБЛОЖКА — каждый из этих артефактов будет показан как важный исторический источник соответствующей эпохи, способный нести информацию, недоступную традиционным (словесным) текстам и документам. Одна из задач курса — наглядно показать будущим историкам, что любая гравюра, карикатура, плакат, открытка или даже шрифт (шрифтовая гарнитура) — это визуальный слепок времени, ценнейший исторический и культурологический материал, способный быть более информативным, нежели традиционные документы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня историко-культурной компетенции; получение навыков критического чтения визуальных текстов.
  • Создание у слушателей представления о работе с визуальным артефактом как с историческим источником. Формирование навыков дешифровки, критики и сопоставления визуальных источников. Проблематизация аутентичности визуального документа.
  • Демонстрация исключительной важности работы с первоисточником, а не с позднейшей адаптированной и (намеренно или невольно) искаженной, купированной, отредактированной перепечаткой (републикацией). Демонстрация того, что построения, основанные на вторичных воспроизведениях, чреваты вырванностью из контекста и утратой части информации, — в том числе потерей трудно верифицируемого «духа эпохи», в явном или скрытом виде отраженного в оригинале-первоисточнике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Навыки подготовки собственного исследования визуального артефакта — в виде доклада и/или эссе
  • Навыки поиска визуальной информации. Навыки критики визуальных документов.
  • Предполагается, что слушатели обретут (или разовьют) навыки «искусства видеть» на весьма широком визуальном материале — позволяющем полнее и адекватнее воспринимать ту или иную историческую эпоху
  • Умение анализировать визуальный артефакт как многоуровневое свидетельство об ушедшем времени или о текущем историческом этапе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Крымская война (1853–1856)
  • Русско-японская война (1904–1905)
  • Первая мировая война (1914–1918)
  • Две русских Революции и Гражданская война (1917–1922)
  • Визуальная археология. Интертекстуальность и визуальность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Доклад или исследовательское эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Доклад или исследовательское эссе + 0.3 * Работа на семинарах + 0.4 * Устный экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Цыкалов, Д. (2012). Карикатура Как Орудие Пропаганды В Период Первой Мировой Войны. Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные Отношения, 1.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ваткова, О. (2015). Скетчноутинг Как Метод Тренинга «Визуальная Компетентность». ФӘН-Наука, 7 (46).