• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

07
Апрель

Актуальные вопросы изучения истории ислама

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет целью разобрать со студентами основные направления, теории и методы современного исламоведения, проработать с ними отдельные важнейшие источники по истории ислама и его изучения в Европе, США и России с учетом знаний и навыков, полученных студентами при изучении курсов по всемирной и российской истории в бакалавриате. Концептуально он исходит из постулатов постколониальной теории и новой имперской истории. Рассматриваются интеллектуальная и социальная история ислама, его меняющиеся дискурсы, ритуальные и социальные сети и практики, восприятие ислама в немусульманских обществах сквозь призму ориентализма. Проблематика учитывает как (1) переоценку наследия исламоведения колониальной эпохи, так и (2) тематический репертуар постколониальной ориенталистики, и (3) перспективы возможных исследований с учетом имеющихся источников на русском и основных европейских языках (английский, факультативно: немецкий, французский, итальянский). Такое трехчастное деление определяет содержание каждого из основных тематических блоков. Хронологически курс ограничивается в основном XVIII–XXI вв.: колониальной и постколониальной эпохами. Географически в нем представлены кейсы как в центре (Ближний Восток), так и на периферии мусульманского мира, оказавшаяся в составе и на пограничье колониальных империй (Кавказ, Поволжье, Северная Африка, Индонезия).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в исламоведение как специальную гуманитарную дисциплину на стыке востоковедения, отечественной и глобальной истории, разобрать с ними основные направления, теории и методы современного исламоведения, проработать отдельные важнейшие источники по истории ислама и его изучения в Европе, США и России с учетом знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения курсов по всемирной и российской истории в бакалавриате. Концептуально дисциплина исходит из постулатов постколониальной теории и новой имперской истории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Общее представление о предмете, источниках и ис-ториографии исламоведе-ния.
  • Знание школ колониально-го исламоведения, их кри-тики в постколониальной теории, дискуссий о путях развития дисциплины в со-временном мире и России
  • Визуализация ислама как проблема исторического исследования. Основные подходы и методы изучения визуальных источников, связанных с исламом и мусульманскими обще-ствами, особенности визуальной пропаганды для мусульман.
  • Современное состояние источниковедения ислама
  • Оценка вклада исламоведения в развитие современных направлений истории
  • Умение применять подходы и методы истории и антропологии права к нормативным источникам мусульман
  • Умение корректно применять современные методики к анализу источников по суфизму и культу святых в исламе
  • Корректное понимание и различие понятий мусульманской духовной элиты (улемы) и духовенства в истории ислама, включая категории, специализация, социальные функции улемов в мусульманских обществах, их отличия от духовенства разных течений христианства.
  • Умение корректно применять дискурсивный анализ к источникам по истории мусульманского реформаторства. Деконструкция веберианских концепций о мусульманском протестантизме.
  • Анализ характерных ошибок и достоинств итоговых письменных работ по курсу
  • Знание источников и подходов к истории исламизации периферийных мусульманских обществ. Специфика традиционных мусульманских регионов России и ближнего зарубежья. Умение использовать методику исследований культурной памяти к материалам исламоведения.
  • Деконструкция ориенталистских страхов об исламе в (пост)колониальном мире. Знание практик легализированного исламом насилия и их трансформация за последние три столетия как реакция мусульман на (пост)колониальную глобализацию. Умение применять при изучении движений джихада дискурсивный и сетевой анализы.
  • Знание подходов к политической истории ислама. Понимание дискурсов халифата для социально-политического развития раннесредневекового и современных мусульманских обществ, характеристика протестных движений за халифат и имамат. Умение применять дискурсивный анализ и подходы политической антропологии к источникам по политической истории ислама.
  • Понимание единства и многообразия вероучения и религиозных практик, синкретизма в истории ислама, увлечения ориенталистов изучением «мусульманских сект» для развития исламоведения. Умение анализировать эту проблематику с опорой на новейшие методики исламоведения и общественных наук, включая анализ сетей и практик
  • Понимание общей специфики и региональных особенностей традиционной мусульманской школы, ее форм, уровней и трансформации в XIX-XXI вв. Оценка роли коллекций исламских рукописей в истории исламоведения. Умение анализировать современные типы источников знания в исламе и об исламе в киберпространстве. Умение применять современные методики изучения взаимоотношений знания и власти к этим источникам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Исламоведение в постколониальной исторической перспективе.
    Хронология и география дисциплины, ее основные понятия, справочники, издания источников в России и за рубежом
  • Ислам в ориентали-стике и ориентализме
    Военные переводчики, миссионеры и академические ученые в ко-лониальных империях. Наследие германской филологической и англо-американской социологической школы. Российско-советский и нидерландский случаи на периферии мусульманского мира
  • Образы ислама и мусульман в (пост)колониальном мире
    Ориентализм и орнаментализм в европейской и российско-советской беллетристике, искусстве, кинематографе. Мусульмане о колониальной Европе и России. Визуализация ислама в ХХ в. Арабеска и шамаиль. Плакаты и фото про и для мусульман
  • Историческая память исламизации. Ее воображаемая и историческая география, этапы и герои.
    Нарративы арабского завоевания в местной священной истории (хроники) и их критика европейскими востоковедами. Их региональные версии в России: Баб ал-Абваб (Дербент) и Булгар. Наблюдая реисламизацию
  • Политическое насилие в истории ислама.
    Вооруженный джихад как коллективная и индивидуальная обязанности (фард) мусульман. Изменения его смысла после колониального завоевания, войн на Ближнем Востоке, в Афганистане и на Кавказе ХХ в. Постсоветские дискурсы джихада
  • Дискурсы религиозной и политической власти в (до)модерном мусульманском обществе.
    Халифат и имамат, их историческая и воображаемая география в центре и на периферии мусульманского мира. Принципы исламской геополитики: где и когда кончается дар ал-ислам? Политическая антропология ислама
  • Расколы и течения в исламе: их причины, последствия и толкования в исламоведении.
    Особенности шиитского ислама, его основные течения и исследователи. Синкретические учения: исмаилиты и бабиды.
  • Сети воспроизводства знания в исламе и об исламе.
    Медресе как трансрегиональные правовые центры, библиотеки и скриптории. Их колониальные и советские критики. Гибридные формы исламского образования в ХХ в.: худжры и постсоветские исламские вузы. Изучение ислама в киберпространстве
  • Правовой плюрализм шариатской юстиции
    Источники, принципы и отрасли исламского права (фикх). Правовой обычай (ʻадат) и фикх в колониальную и советскую эпохи. Полуавтономное социальное поле шариатских судов
  • Гибридные и спорные составляющие ислама
    Исламский мистицизм (суфизм) в исторической перспективе. Его организация и практики. Нарративы, сети и практики культа мусульманских святых (аулийаʼ), его мусульманские и ориенталисткие критики
  • Мусульманская духовная элита (ʻуламаʼ) в интеллектуальной и социальной истории.
    Конструирование мусульманского духовенства в сети региональных муфтиятов на окраинах (пост)колониального мира.
  • Социальная история исламского реформаторства
    Проекты преобразований исламского образования, права и политики в (пост)колониальную эпоху. Полный и относительный иджтихад в учениях ваххабитов и джадидов в России и за рубежом
  • Заключение
    Обсуждение итогов курса, перспектив специализации студентов по проблематике курса с учетом востоковедных ресурсов Санкт-Петербурга
  • Личность, гендер и общество в истории ислама
    Биография пророка Мухаммада как жанр исламской традиции (сира) и объект ориенталистского исследо-вания. Культ ʻАли ибн Аби Талиба у шиʻитов. Мусульманка в семье и обществе. В поисках мусульманской индивидуальности (subjectivity)
  • Преодолевая скриптурализм
    Коран, сунна Пророка (хадисы) и местная исламская письменная традиция (таклид) в истории понятий. Их переводы в Европе и России. Религиозная полемика и научная критика исламского письменного предания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий руководство дискуссией на семинаре
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий собеседование
    Промежуточное устное собеседование проводится по темам прочитанных в первом модуле лекций и текстам, которые обсуждались в ходе семинарских занятий (выбор вопроса – по усмотрению преподавателя), время на подготовку – 15-20 мин.
  • неблокирующий Экзамен
    оценка за итоговую письменную работу
  • неблокирующий руководство дискуссией на семинаре
  • неблокирующий Участие в работе на семинарах
  • неблокирующий собеседование
    Промежуточное устное собеседование проводится по темам прочитанных в первом модуле лекций и текстам, которые обсуждались в ходе семинарских занятий (выбор вопроса – по усмотрению преподавателя), время на подготовку – 15-20 мин.
  • неблокирующий Экзамен
    оценка за итоговую письменную работу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.126 * руководство дискуссией на семинаре + 0.09 * собеседование + 0.084 * Участие в работе на семинарах + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Asadullah, M. N. (2016). Trust, trustworthiness, and traditional Islamic education. Oxford Development Studies, 44(2), 152–166. https://doi.org/10.1080/13600818.2015.1104294
  • Crews, R. (2003). Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10A75039
  • Glenn Bowman. (2019). Shared Shrines and the Discourse of Clashing Civilisations. Entangled Religions - Interdisciplinary Journal for the Study of Religious Contact and Transfer. https://doi.org/10.13154/er.9.2019.108-138
  • Kemper, M. (2005). ’Adat against Shari’a: Russian Approaches toward Daghestani “Customary Law” in the 19Th Century. Ab Imperio, (3), 147–174. https://doi.org/10.1353/imp.2005.0086
  • Knysh, A. (2012). Islam and Arabic as the Rhetoric of Insurgency: The Case of the Caucasus Emirate. Studies in Conflict & Terrorism, 35(4), 315–337. https://doi.org/10.1080/1057610X.2012.656343
  • M. Kemper. (2015). Imperial Russia as Dar al-Islam? Nineteenth-Century Debates on Ijtihad and Taqlid among the Volga Tatars. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FCA99438
  • Moosa, E. (2015). What Is a Madrasa? Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1098861
  • RB. (2017). The Cambridge History of Islam (1977). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6641E90
  • Sartori, P. (2010). Towards a History of the Muslims’ Soviet Union: A View from Central Asia. Welt Des Islams, 50(3/4), 315–334. https://doi.org/10.1163/157006010X544313
  • Sartori, P. (2018). ¡Viva La Filología! Or, The Freedom of Critical Thinking. Ab Imperio, 19(3), 427–435. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=133954101
  • Schimmelpenninck van der Oye, D. (2002). Orientalizm —— Delo Tonkoe. Ab Imperio, (1), 249–264. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=33007819
  • Sela, R. (2011). The Legendary Biographies of Tamerlane : Islam and Heroic Apocrypha in Central Asia. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=366158
  • Sykiainen, L. (2017). The Islamic concept of the Caliphate: basic principles and a contemporary interpretation ; Исламская концепция халифата: базовые принципы и современная интерпретация. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8720D617
  • Tolz, V. (2011). Russia’s Own Orient : The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=381002
  • Wilcox, A. (2018). Orientalism and Imperialism : From Nineteenth-Century Missionary Imaginings to the Contemporary Middle East. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1854408
  • Бартольд В. В. - ИСЛАМ. КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСТВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-05833-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/islam-kultura-musulmanstva-441724
  • Гараев Данис. (n.d.). Идеология русскоязычного джихадизма до ИГИЛ: рецепция советского как рождение постсоветского радикализма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fideologiya-russkoyazychnogo-dzhihadizma-do-igil-retseptsiya-sovetskogo-kak-rozhdenie-postsovetskogo-radikalizma
  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Т. II:, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abashin, S. (2014). A Prayer for Rain: Practising Being Soviet and Muslim. Journal of Islamic Studies, 25(2), 178–200. https://doi.org/10.1093/jis/etu020
  • Arapov, D. (2011). State Control over Islam in Imperial and Soviet Russia ; Государственное регулирование ислама в Российской империи и Советском Союзе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E8ABFB91
  • Chittick, W. C. (2008). Sufism : A Beginner’s Guide. Oxford: Oneworld Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=218393
  • Dudoignon, S. A. (2017). The Politics of Knowledge in Central AsiaSarah AMSLER. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EAF622DC
  • Hallaq, W. B. . (DE-588)137837224, (DE-627)596142196, (DE-576)168056356. (2009). Shariʿa theory, practice, transformations Wael B. Hallaq. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.304423270
  • Hamid, T. (2015). Inside Jihad : How Radical Islam Works; Why It Should Terrify Us; How to Defeat It. [Mountain Lake Park, Maryland]: D Street Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1202692
  • Kalinovsky, A. M., & Kemper, M. (2015). Reassessing Orientalism : Interlocking Orientologies During the Cold War. Abingdon, Oxon [UK]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955727
  • Kemper, M., & Shikhaliev, S. (2015). Qadimism and Jadidism in Twentieth-Century Daghestan. https://doi.org/10.5167/uzh-131761
  • Knysh, A. D. (2017). Islam in Historical Perspective (Vol. 2nd. edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1404076
  • Lappin, Y. (2011). Virtual Caliphate : Exposing the Islamist State on the Internet (Vol. 1st ed). Dulles, Va: Potomac Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=388799
  • Markiewicz, C. (2019). The Crisis of Kingship in Late Medieval Islam : Persian Emigres and the Making of Ottoman Sovereignty. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2202425
  • Oliver-Dee, S. (2009). The Caliphate Question : The British Government and Islamic Governance. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287424
  • Reyntjens, F. (2016). Legal Pluralism and Hybrid Governance: Bridging Two Research Lines. Development & Change, 47(2), 346–366. https://doi.org/10.1111/dech.12221
  • Said, M. M. T., Umachandran, K., & Don, A. G. (2018). Innovation in Islamic Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5193D13
  • Vacca, A. (2017). Non-Muslim Provinces Under Early Islam : Islamic Rule and Iranian Legitimacy in Armenia and Caucasian Albania. New York, NY: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1613535
  • Varisco, D. M. (2017). Reading Orientalism : Said and the Unsaid (Vol. 2nd ed). Seattle: University of Washington Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1443943
  • Червонная С.М. - Искусство и религия: Современное исламское искусство народов России - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 601с. - ISBN: 5-89826-287-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77140