• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История в меняющемся мире

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

При освоении дисциплины «История в меняющемся мире» решаются следующие задачи: раскрываются базовые понятия исторической науки и ее понятийно-категориальный аппарат; рассматриваются этапы эволюции исторического знания и процесс становления исторической науки; демонстрируются основные направления (области исследования) исторической науки XX – начала ХХI вв.; раскрывается особенность взаимоотношений исторических знаний и массового общественного сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «История в меняющемся мире» дать студентам общее систематизированное представление о характере исторических знаний, их функциях и циркуляции в обществе, о соотношении исторических научных знаний и исторической памяти, о роли историков в производстве исторического знания в обществе и использования исторического знания в государственной и публичной сферах; дать представление о разнообразных направлениях современных исторических исследований и помочь студентам сформировать понимание широкого поля глобальной, сравнительной и транснациональной истории, а также подготовить студентов к прослушиванию базовых курсов учебного плана.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует эти понятия в исследовательских ситуациях.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины перемен историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит и объясняет такие понятия, как объект и субъект исторического процесса. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций.
  • Воспроизводит основные понятия, термины политической истории. Проводит различия между различными подходами этого направления. оценивает значимость различных подходов к политике. Видит достоинства и недостатки подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, которыми оперируют история империй и история наций и национализма. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины экономической истории. Оценивает значимость этого направления. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, дискуссии социальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории женщин и гендерной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений, видит различия между ними, их преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины демографической истории и истории семьи. Знает основные этапы их возникновения и развития, оценивает значимость для понимания современных процессов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с микроисторией. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Знает особенности различных подходов в истории повседневности.
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории культуры и новой культурной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины исторической антропологии. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории идей и интеллектуальной истории. Объясняет причины и следствия возникновения этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
  • Объясняет причины и следствия возникновения устной истории как особого направления. Знает эволюцию этого направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость. Применяет теории для анализа устных источников
  • Воспроизводит основные понятия, термины истории эмоций и истории тела. Объясняет причины и следствия возникновения этих направлений. Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость.
  • Знает некоторые наиболее значимые работы по исторической географии. Объясняет причины и следствия возникновения "пространственного поворота" в исторической науки. Видит его преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины в истории искусства. Объясняет причины и следствия "визуального поворота". Видит преимущества и недостатки нового подхода. Оценивает его значимость.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, связанные с "лингвистическим поворотом" в историографии. Знает историю возникновения, объясняет причины и следствия возникновения "лингвистического поворота". Видит преимущества и недостатки. Оценивает значимость.
  • Воспроизводит и правильно истолковывает содержание понятия "историческая память". Знает историю возникновения этого термина, объясняет причины и следствия его использования. Знает различные виды публичной истории и их особенности, оценивает их перспективы. Применяет этот материал для анализа масс-медиа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука.
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Значение и смысл понятия «история» (античность, средние века, новое время). Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Движущие силы и действующие лица (акторы) исторического процесса. История и время.
    Объект и субъект исторического процесса. Исторические события. Исторические структуры: статика и динамика. Движущие силы истории. Природный фактор, демографический фактор, производственно-технологический фактор. Роль личности в истории. Формационный и цивилизационный подходы в истории. Понятие времени. Способы соотнесения событий, хронология и периодизация. Разные формы периодизации (от поздней античности до наших дней). Исторические эпохи, века и столетия. Понятия «отечественная история» и «всеобщая история» и их альтернативы. Искусственность разделения истории в «отечественную» и «всеобщую» историю. Национальные нарративы в историографии: достижения и границы. Альтернативы к национальным нарративам: транснациональная история, глобальная история, история трансферов, entangled history.
  • Структура и логика историко-научного исследования.
    Основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция). Источниковедение и историография как основа любого исторического исследования. Основные понятия исторической науки (историзм, исторический факт, исторический источник, объективность). Вспомогательные исторические дисциплины. Историческая эвристика. Библиографический поиск. Правила работы в архивах. Цифровые методы в современной исторической науке. Традиционные и современные электронные библиотеки и базы данных.
  • Культура исторической памяти и публичная история
    Что такое память? Индивидуальная и коллективная память. Морис Хальбвакс и социальные рамки памяти. Пьер Нора и «места памяти». Факторы, влияющие на формирование коллективной памяти: забвение, интерпретация, манипуляция. Медиа и память: формы и практики. Usable Past/Актуальное прошлое: историческая политика, политики памяти. Публичная или прикладная история? Становление публичной истории. Образовательные программы по публичная история в России. Подходы, приемы, достижения и перспективы публичной истории. Появление прикладной истории как вызов для академической науки.
  • История исторического знания.
    Формирование исторической мысли в Древней Греции. Возникновение ранних форм исторических знаний в Риме. Исторические знания и средневековая культура. Формирование христианской традиции историописания. Основные черты гуманистической историографии в Италии. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Принцип историзма и новое понимание принципов и задач исторического исследования. Основные «повороты» в развитии исторической науки в XX–XXI вв.
  • Политическая история.
    Становление истории как науки в конце XIX века: положение о первичности политики и его воздействие на развитие исторической науки. Наука о политике: истоки у Аристотеля и Макиавелли. Две линии развития понятия о политике в историографии. Современные тенденции политической истории. Новая политическая история. Внешняя политика и международные отношения как приоритетное поле политической истории. «Великие дебаты» об истории международных отношений. Подходы политической, социальной и культурной истории к изучению истории международных отношений: политика великих кабинетов - примат экономических интересов - новая политическая история. История политических и правовых теорий. Роль политических и правовых теорий в истории и в исторической науке. Институционализм и рационализм в политике. Утилитаризм как нормативная политическая история. Альтернативы к либерализму: либертаризм и коммунитаризм. Современная марксистская политическая мысль. Современный консерватизм.
  • Империи и нации в историческом процессе.
    Национальная история как традиционная форма повествования о прошлом. Нации и национализм в исторической науке. Империи как форма власти, единицы устройства мирового порядка, рамки для глобализации и растущей взаимосвязанности мира. Управление этнической и демографической разнородностью империями.
  • Экономическая история.
    Экономическая история в структуре исторической и экономической наук. Экономическая история или историческая экономика? Предмет и функции, проблемы периодизации. Становление и развитие экономической истории как дисциплины в составе исторической и экономической науки.
  • Социальная история.
    Причины появления социальной истории в конце XIX-ХХ вв. Разные подходы к социальной истории в ХХ в. Социальная история как история народа в противовес истории государства. Социальные науки в ХХ в., заимствование их подходов, понятий и методов исследования в исторической науке. От социальных групп к социальным идентичностям – что стоит за сменой терминологии?
  • История женщин и гендерная история.
    Общественно-политический контекст появления истории женщин как особого направления исторической науки ХХ в. От истории женщин к гендерной истории – что стоит за сменой терминологии?
  • Историческая демография и история семьи.
    Возникновение и развитие этих направлений во второй половине XX в. Основные понятия, концепции и проблемы, которые изучают историческая демография и история семьи. Ф. Арьес и его история субъективного восприятия возраста человека. Источники по исторической демографии и истории семьи и методы работы с ними. Значимость исторической демографии для понимания современных демографических процессов.
  • История повседневности и микроистория.
    Понятие «повседневности» в разных направлениях и школах исторической науки ХХ в. «Структуры повседневности» Ф. Броделя. Развитие «истории повседневности» в Германии как реакция на историческую социологию 1950-х-1960-х гг. Семиотика повседневности Ю. Лотмана. Микроистория в Италии и США в 1970-е-1980е гг.
  • История культуры и новая культурная история.
    Основные этапы эволюции истории культуры. Я. Буркхардт и Й. Хейзинга. Культура vs Цивилизация. М. Вебер о роли культуры в жизни общества. Н. Элиас и «Процесс цивилизации». К. Гирц «Насыщенное описание». Интерпретативная теория культуры. Новая культурная (культуральная) история. Р. Шартье и «Культурные истоки Французской революции». Культуры как знаковая система. Семиотика: перспективы и сложности. Ю.М. Лотман и «Беседы о русской культуре».
  • Историческая антропология.
    Начало антропологии. Ф. Боас, Б. Малиновский, М. Мосс и «Очерк о даре». Основные понятия антропологии. Влияние культурной антропологии на исторические исследования. История ментальностей. Понятие «менталитет»: основные подходы и сложности определения. Л. Февр, М. Блок. Расширение «территории историка»: новые области исследования.
  • История идей. Интеллектуальная история.
    Традиционная история идей историографии XIX в. Идеи как главные субъекты истории. «Дух эпохи». Ф. Мейнеке. А. Лавджой и «Великая цепь бытия». Новая интеллектуальная история. Кембриджская школа интеллектуальной истории. К. Скиннер. Немецкая школа «истории понятий» (Begriffsgeschichte). Р. Козеллек. Понятия «Sattelzeit», «пространство опыта», «горизонт ожиданий».
  • Устная история.
    Исчезновение устных рассказов-воспоминаний из спектра легитимных исторических источников в XIX в. и причины этого процесса. Возникновение устной истории как особого направления исторической науки в Северной Америке и Западной Европе во второй половине ХХ в.: общественно-политический контекст и региональные отличия. Историческая наука в СССР и устные источники: работа по записи воспоминаний участников гражданской войны, активистов профсоюзного движения в 1920-е- 1930-е гг. «Блокадная книга» Д. Гранина и А.Адамовича. Особенности работы историков с устными источниками.
  • История эмоций и история тела
    Предшественники этого направления в историографии ХХ в. (Й.Хейзинга). Психоанализ и англо- американская историческая наука второй половины ХХ в. История эмоций как новое направление исторической науки рубежа XX-XXI вв.: попытка выработки понятийного аппарата и заимствование некоторых положений современной психологии. История французской революции сквозь призму истории эмоций (У.Редди). «Новый историзм» в современном российском литературоведении и обращение к истории эмоций. История человеческого тела как новое направление в исторической науке 1980-х-1990-х гг. и общественно-политический контекст возникновения этого направления. Современные подходы к истории человеческого тела: источники и методы исследования, взаимодействие с археологией, историей искусства, историей медицины. Как менялось человеческое тело, способы его репрезентации и практики обращения с ним со времен палеолита и до наших дней.
  • Географическое пространство и историческая наука. «Пространственный поворот».
    Историки XIX-XX вв. о географическом факторе в истории человечества. Историческая география как вспомогательная историческая дисциплина. История географии: путешественники, ученые, картографы. Понятие «производство пространства» (А. Лефевр) и пространственный поворот» в исторической науке рубежа XX-XXI вв. Локальная, региональная история и краеведение. Фактор пространства в истории. Структура исторического пространства: макро-, мезо- и микроуровень. Региональная история - становление, достижения и перспективы. Регионы и регионализм. История на микроуровне: локальная история. Подходы локальной истории. Локальная история и краеведение: разграничение и взаимосвязь.
  • История искусств и «визуальный поворот» в истории.
    Традиционная история искусств. Дж. Вазари и «Жизнеописания». И. Винкельманн. Понятия «стиль эпохи», «аллегория», «мимесис». Стилистический анализ и его цель. Социальная история искусства. Роль заказчика и критика. Знаточество. Возникновение фотографии и кинематографа. А. Варбург Панофски и иконологический метод. Визуальный поворот в историографии. Текст и образ. Визуальные источники и метод наблюдения в исторической науке. Визуальная антропология.
  • Лингвистический поворот в истории.
    Постмодернизм и философия истории. Лиотар «Состояние постмодерна». Критика Модерна. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Лингвистический поворот. Ф. де Соссюр и «Курс Общей лингвистики». Р. Барт и «Смерть автора». Теория исторического познания Х. Уайта. Реакция историков и формирование «третьего пути».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Резюме текстов
  • неблокирующий Тест (2 модуль)
  • неблокирующий Тест (4 модуль)
    Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие усторйств ввода и вывода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Резюме текстов
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.25 * Тест (2 модуль) + 0.25 * Тест (4 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов А. Б. - ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 166с. - ISBN: 978-5-534-07481-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-istoricheskoy-nauki-sovremennye-zapadnye-napravleniya-437270