• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Интеллектуальная история

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Каплун Виктор Львович

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина должна дать студентам общее представление о специфике предмета исследований и исследовательских подходов в области интеллектуальной истории, познакомить студентов с методами современной интеллектуальной истории и с конкретными примерами исследований, развить у студентов навыки использования соответствующих методов в собственной исследовательской деятельности. Студенты должны получить представление о важности использования междисциплинарных подходов в данной исследовательской области, в том числе, разработанных современной социальной и политической теорией, исторической социологией, философией языка и философией действия и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • проследить процессы формирования и развития последовательных форм социального знания и стилей мышления в разных культурных парадигмах европейской традиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные исследовательские направления и школы в области интеллектуальной истории, содержание основных дебатов в области интеллектуальной истории и эпистемологии социальных и гуманитарных наук
  • уметь применять разработанные в области интеллектуальной истории основные методы и техники исследования, понимать и анализировать культурную и эпистемологическую специфику тех или иных форм социального знания, относящихся к разным культурным традициям, проводить собственный анализ исторических и современных форм знания и стилей мышления
  • владеть навыками работы с источниками различных жанров и форматов, с дискурсами, опирающимися на разные типы рациональностей, навыками межкультурного перевода и понимания логик аргументации, характерных для разных форм знания с разными типами рациональностей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Интеллектуальная история как социальная наука. Объекты и методы интеллектуальной истории. Принцип междисциплинарности. Интеллектуальная история как история культур, стилей мышления, институтов.
    Раздел 1. Лекции 1-2 (4 часа). Интеллектуальная история как социальная наука. Основы социальной эпистемологии: понятия социальной реальности, социального действия, социального института. Историческая реальность как реальность семантическая. Семинар 1 (2 часа). Предмет интеллектуальной истории. Множественность культур и проблема межкультурного перевода. Возможно ли достоверное знание об иных культурах? Проблема несоизмеримости и взаимной непереводимости институтов. Лекции 3-4 (4 часа). Предмет интеллектуальной истории и две классические традиции в социальных науках. Дюркгейм: понятие социального факта и социального института, метод «объяснения». Вебер: понятие социального действия, метод «понимания». Интеллектуальная история как история институтов и стилей мышления. Семинар 2 (2 часа). Формы знания и типы рациональности как объект социальной науки. Интеллектуальная история как история стилей мышления. Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Рождение европейской интеллектуальной традиции. Формы знания и стили мышления в греческой культуре архаической и классической эпох. Рождение элементов критического мышления и элементов научной рациональности.
    Раздел 2. Лекция 5 (2 часа). Рождение европейской интеллектуальной традиции: формы знания в Греции архаической и классической эпох. Семинар 3 (2 часа). Формы знания в греческой культуре до возникновения критического мышления. Архаическая Греция: эпическая поэзия как носительница форм знания о природном и социальном мире. Мифологический стиль мышления и политеизм как культурно-исторический феномен. Поэма Гесиода «Теогония». Космология архаической эпохи: рождение космоса и социального порядка, жизненный мир человека. Семинары 4-5 (4 часа). Рождение критического мышления и элементов научной рациональности в классической Греции. Возникновение принципа истинности знания и идеи исследовательского метода. Геродот: формы эмпирического знания, принципа источника. Идея исследовательского метода: элементы «анализа» и элементы «критики источников» у Фукидида. Элементы интеллектуальной истории и истории понятий. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Платоновская революция в формах знания. Изобретение метафизического познания и проект трансформации греческой культуры
    Раздел 3. Лекции 6-7 (4 часа). Перехват традиции: Платон, новые формы знания и проект культурной революции греческой культуры. Метафизика Платона и ее влияние на последующие формы знания в европейской традиции. Семинары 6 (2 часа). Платон против греческой традиции: критика поэзии как института знания и института гражданского воспитания. Метафизика и политика. Семинар 7 (2 часа). Платоновская идея абсолютного знания. Попытка трансформации традиционного стиля мышления: философская эротика и культур-политический проект Платона. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Греческое понимание «политического». Основные понятия греческого стиля мышления о политике. Греческие истоки современных традиций мышления о политике.
    Раздел 4. Лекции 8-9 (4 часа). Движение софистов и новые формы знания в классическую эпоху. Софистика и философия в контексте полисной демократии. Софистика как институт политического образования. Софистическая философия права: рождение концепции «естественного права». Греческая идея политики. Человек как животное политическое. Греческие истоки современных форм мышления о политике. Семинар 8 (2 часа). Софистическая концепция «естественного права» и греческая этико-политическая традиция. Понятия власти и свободы. Власть над собой и власть над другими, свобода и рабство как политические категории и как формы отношения индивида к самому себе. Понятие enkrateia. Софистическая концепция «естественного права» как исток концепции Realpolitik в современных социальных науках Семинар 9 (2 часа). Аристотель и греческое понятие политики. Греческая идея «политического» как исток современного классического республиканизма. Семинар 10 (2 часа). Быть политиком в Греции в трагические времена: грек классической эпохи перед лицом рока. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Интеллектуальная история в 20-м веке. Поворот к языку.
    Раздел 5. Лекция 10 (2 часа). Значение как употребление: философия языка 20-го века и ее влияние на интеллектуальную историю. Кембриджская школа. История понятий. Семинар 11 (2 часа). Язык и социальная реальность. Теория речевых актов. Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Фигурационный анализ Н. Элиаса. Генезис и характер «цивилизованности» современных западных обществ. Придворное общество.
    Раздел 6. Лекция 11 (2 часа). Фигурационный анализ Н. Элиаса. Элиас о происхождении современной западной цивилизации. Как анализировать историческую специфику фигураций? Придворное общество как фигурация. Семинары 12-13 (4 часа). Анализ «Придворного общества». Функции этикета и церемониала и трансформация аффективной сферы индивидов. Хабитус «цивилизованности». Придворная рациональность и классицистская трагедия. Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Теоретические подходы к анализу государства, власти и политики в современных обществах. Интеллектуальная история формирования капитализма в России 1990-2000х годов.
    Раздел 7. Лекция 12 (2 часа). Историко-культурный анализ процесса формирования капитализма в России 1990-х гг. Феномен «силового предпринимательства. Семинары 14-15 (4 часа). Государство и насилие: власть, силовой ресурс и политическое сообщество. Легитимное и нелегитимное насилие. Монополия силы и социальный порядок. Государство и бандит: в чем отличие? Силовое предпринимательство в России 1990-х гг. и современный российский капитализм. Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • История «форм мысли» М. Фуко.
    Раздел 8. Лекция 13 (2 часа). История форм мысли: М. Фуко о связи систем знания, отношений власти и форм субъективности. Как анализировать отношения власти: понятие гувернаментальности (gouvernementalité). Семинары 16-17 (4 часа). Фуко: власть как общая форма существования социальных отношений. История форм гувернаментальности в европейской культуре. Понятия «моральная проблематизация» и «моральный субъект собственных действий». Пример анализа отношений власти и форм субъективности в классической Греции Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Релятивизм в современной эпистемологии истории. Виртуализация реальности
    Раздел 9. Лекции 14-15 (4 часа). Релятивисткая концепция истины в современных социальных науках и в эпистемологии истории. Культуры как виртуальная реальность. История как дискурсивная практика. Семинар 18 (2 часа). Культуры как символические реальности. Концепция «симулякров» и «символического обольщения» (Ж. Бодрийяр). Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Стили мышления о политике в нововременных обществах. Историческое происхождение современных стилей политического мышления.
    Раздел 10. Лекции 16-17. Основные традиции понимания «политического» в Новое время. Стили мышления о политике в 20-м веке, исторический и культурный контекст формирования «реалистического» и «республиканского» стилей мышления. Семинары 19-20 (4 часа). Основные понятия и специфика стиля мышления в традиции Realpolitik и в республиканском понимании политического (М. Вебер, К. Шмитт, Х. Арендт). Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Коллоквиум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях, качество докладов
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (собеседование по результатам коллоквиума и дополнительный опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться по ссылке на соответствующую видеоконференцию согласно расписанию по подгруппам, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно расписанию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение длительностью минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллоквиум + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 672 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-360-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395821

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hancock, A.-M. (2016). Intersectionality : An Intellectual History. New York, NY, United States of America: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1084660
  • Leithart, P. J. (2014). Gratitude : An Intellectual History. Waco, Texas: Baylor University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=704315
  • Wright, J. D. (2015). International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Vol. Second edition). Amsterdam: Elsevier. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=957369
  • Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). — М., 2004. — 331 с. ISBN 5-9540-0005-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346497