• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

История Российской империи

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Семенов Александр Михайлович


Турбин Александр Дмитриевич

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс посвящен исторической формации, которая получила название Российская империя и развитие которой охватывало период с начала XVIII века до Первой мировой войны. Особое внимание в данном курсе уделено феномену исторического разнообразия в контексте региона Северной Евразии, т.е. форме имперского (наднационального) суверенитета, специфике институтов и идеологий управления различиями, характеру полирелигиозного, многоязычного, полиэтнического и многоукладного имперского общества. Обзорный курс охватывает два века истории Нового времени поэтому одним из центральных вопросов наших рассуждений станет проблема исторического нарратива и аналитических рамок, которые позволяют создавать связные описания и объяснения долгого исторического времени и не теряют из виду моменты разрыва, субъектности и трансформаций, которыми столь богата история Российской империи, начавшаяся с символического слома «Петровских реформ» и закончившаяся имперской революцией 1917 года. Еще одной задачей данного курса является систематический анализ опыта Российской империи с точки зрения сравнительной и глобальной истории, ревизия историографических представлений об уникальности/инаковости/отсталости опыта России, выяснения подходов для вписывания исторической опыта Российской империи в глобальную историю империй и ревизии существующих нарративов истории мировых империй в точки зрения несправедливо игнорируемой в мировой историографии истории разнообразия Северной Евразии. Курс рассчитан на студентов бакалавриата, знакомых с навыками источниковедческого и историографического анализа и прослушавшими обзорный курс по истории Нового времени. Слушателям курса будет предложена для освоения базовая и обязательная литература, которая будет включать в себя как теоретическую литературу и историографию (на русском и английском языках), так и исторические источники (по отдельным периодами темам семинарских занятий). Итоговая оценка по курсу будет складываться из оценки за работу в течении семестра, промежуточной письменной/проектной работы и итоговой письменной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с современной историографией, посвященной Российской империи, с современными аналитическим языком и аналитическими рамками, которыми она оперирует, а также с тем, какие в рамках современной историографии существуют подходы к проблеме исторического нарратива.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет аргументированно показывать эвристическую ценность и ограничения “революции” как аналитической модели.
  • Студент умеет выделять ключевые признаки зарождения “массового общества” в Российской империи.
  • Студент умеет иллюстрировать примерами феномен “ничейности империи”.
  • Студент умеет объяснить феномен “расщепления” субъекта имперской политики, а также эволюцию понимания “европейскости” в дискурсе имперской власти.
  • Студент умеет объяснять особенности и логику развития историографии Российской империи.
  • Студент умеет объяснять особенности модернизации Московского царства от «пороховой империи» к «современному государству»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство с историографией и ключевыми нарративами об истории Российской империи
  • Трансформация от «пороховой империи» к «современному государству»
  • Трансформация от «современного государства» к «современной империи»
  • Дилемма стабильности и прогресса: империя и реформы, XIX век
  • Империя и революция: Революционное движение в имперском обществе до эпохи массовой политики
  • XX век: империя в эпоху массового общества
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий семинарская работа
  • неблокирующий Устный доклад на одном из семинаров
    В рамках семинарских занятий каждому студенту будет предоставлена возможность сделать устный доклад по дополнительной литературе (состав докладчиков определяется на предшествующем семинаре). Студенту необходимо ознакомиться с работой, рассказать остальным участникам семинара основную информацию о ней: авторство, историографический контекст написания работы, ключевой аргумент работы, источниковая база работы, вклад работы в историографическое поле.
  • неблокирующий Итоговая письменная работа
    Итоговая письменная работа представляет собой ревью на одну из книг, входящих в список дополнительной литературы по дисциплине. Объём работы должен составлять 1000-1500 слов, в работе должно быть чётко идентифицировано произведение, на которое написано ревью. В ревью студент должен позиционировать работу в историографии, аргументированно определить её направление (интеллектуальная история, социальная история и т.п.), исследовательский вопрос, поставленный автором, а также его/её аргумент. В ревью должен присутствовать развернуты комментарий о теоретической рамке, методологии работы, характеристика источников, с которыми работает автор. Студент должен раскрыть роль работы для современной историографии, по возможности отдельно остановившись на роли работы для полей глобальной истории и истории империй. В работе студента должны присутствовать элементы критической оценки работы, снабженные аргументацией, отсылающей к обсуждениям, проходившим в рамках курса. По договоренности с преподавателем на ревью может быть взята работа, не входящая в список дополнительной литературы, но соотносящаяся с одной из тем курса. Также по согласованию с преподавателем письменная работа может быть заменена индивидуальной проектной работой, критерии оценивания которой в данном случае будут оговорены отдельно в соответствии с проектным заданием.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.4 * семинарская работа + 0.2 * Устный доклад на одном из семинаров + 0.4 * Итоговая письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anan’ich, B., & Gatrell, P. (2002). National And Non-National Dimensions of Economic Development in Nineteenth and Twentieth Century Russia. Ab Imperio, 4, 67–91.
  • Benjamin Nathans, & Gabriella Safran. (2014). Culture Front : Representing Jews in Eastern Europe. University of Pennsylvania Press.
  • Burbank, J. (DE-588)141712732, (DE-627)63083668X, (DE-576)164382186, aut. (2010). Empires in world history power and the politics of difference Jane Burbank and Frederick Cooper.
  • Darrow, D. W. (2002). Census as a Technology of Empire. Ab Imperio, 4, 145–176. https://doi.org/10.1353/imp.2002.0132
  • Eric Lohr. (2012). Russian Citizenship : From Empire to Soviet Union. Harvard University Press.
  • Gerasimov, I. (2000). The Russian Empire of Nikita Mikhalkov. Ab Imperio, 1, 253–260.
  • Gerasimov, I. (2015). “Living Up to the Ideal of the Future”: Ekaterina Sakharova’s Diary as a Quest for the Future in the Past (1905-1919). Ab Imperio, 1, 213–246.
  • Gerasimov, I. (2018). Plebeian Modernity : Social Practices, Illegality, and the Urban Poor in Russia, 1906-1916. Rochester, NY: University of Rochester Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1635990
  • Gerasimov, I., Kusber, J., & Semyonov, A. (2009). Empire Speaks Out : Languages of Rationalization and Self-description in the Russian Empire. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=351006
  • Glebov, S. (2006). “Regulierter Polizeistaat” and “Iasak”: Heinrich Von Fick’s Siberian Memorandum. Ab Imperio, 1, 221–237. https://doi.org/10.1353/imp.2006.0007
  • Kappeler, A. (2007). The Center and Peripheral Elites in the Habsburg, Russian and Ottoman Empires, 1700-1918. Ab Imperio, 2, 17–58.
  • Sakharova, E. (2015). Fragments of the Diary. Ab Imperio, 1, 247–321.
  • Vinkovetsky, I. (2001). Circumnavigation, Empire, Modernity, Race: The Impact of Round-The-World Voyages on Russia’s Imperial Consciousness. Ab Imperio, 1–2, 191–210. https://doi.org/10.1353/imp.2001.0019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adeeb Khalid. (2015). Making Uzbekistan : Nation, Empire, and Revolution in the Early USSR. Cornell University Press.
  • Alexander Morrison. (2008). Russian Rule in Samarkand 1868-1910 : A Comparison with British India. OUP Oxford.
  • Alexander Morrison. (2020). The Russian Conquest of Central Asia : A Study in Imperial Expansion, 1814–1914. Cambridge University Press.
  • BATTIS, M. (2016). The Aryan Myth and Tajikistan: From a Myth of Empire to One National Identity. Ab Imperio, 4, 155–183. https://doi.org/10.1353/imp.2016.0089
  • BOBROVNIKOV, V. (2017). The Muslim Question and Russian Imperial Governance/Becoming Muslim in Imperial Russia: Conversion, Apostasy, and Literacy/Imperial Russia’s Muslims: Islam, Empire, and European Modernity, 1788-1914. American Historical Review, 122(1), 127–131. https://doi.org/10.1093/ahr/122.1.127
  • Ceri, G. (2015). Larry Wolff, Inventing Eastern Europe. The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment, Stanford, Stanford University Press, 1994. Cromohs - Cyber Review of Modern Historiography; Vol 1 (1996) ; 1123-7023. https://doi.org/10.13128/Cromohs-15763
  • Crews, R. (2003). Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia. American Historical Review, 108(1), 50–83. https://doi.org/10.1086/533045
  • Erez Manela. (2007). The Wilsonian Moment : Self-Determination and the International Origins of Anticolonial Nationalism. Oxford University Press.
  • Francine Hirsch. (2014). Empire of Nations : Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Cornell University Press.
  • Gatrell, P. (1999). A Whole Empire Walking : Refugees in Russia During World War I. Indiana University Press.
  • Gentes, A. A. (2008). An Excellent Introduction to the History of Siberia during the Imperial Period. Ab Imperio, 4, 417–428. https://doi.org/10.1353/imp.2008.0031
  • Hagen, M. von. (2019). Why Russian History? Ab Imperio, 3, 226–228. https://doi.org/10.1353/imp.2019.0069
  • Kemper, M. (2008). How to Take the Muslim Peripheries Seriously in the Writing of Imperial History? Ab Imperio, 4, 472–482. https://doi.org/10.1353/imp.2008.0144
  • Laderman, C. (2021). The Gun, the Ship & the Pen: Warfare, Constitutions and the making of the Modern World. History Today, 6, 99–101.
  • M. Raeff. (2012). Michael Speransky Statesman of Imperial Russia 1772–1839 (Vol. 2nd ed. 1969). Springer.
  • Malia, M. E. (1961). Alexander Herzen and the birth of Russian socialism, 1812-1855.
  • Marina Mogilner. (2013). Homo Imperii : A History of Physical Anthropology in Russia. University of Nebraska Press.
  • Nathans, B. (2010). Jews in the Russian Army, 1827-1917: Drafted into Modernity. Journal of Interdisciplinary History, 40(4), 611–612. https://doi.org/10.1162/jinh.2010.40.4.611
  • Pieter M. Judson. (2016). The Habsburg Empire : A New History. Harvard University Press.
  • Rieber, A. J. (2007). Socialism in Georgian Colors: The European Road to Social Democracy, 1883-1917. Journal of Modern History, 79(3), 718–720. https://doi.org/10.1086/523251
  • Steinwedel, C. (2002). Tribe, Estate, Nationality? Changing Conceptions of Bashkir Particularly within the Tsar’s Empire. Ab Imperio, 2, 249–278. https://doi.org/10.1353/imp.2002.0038
  • Timothy K. Blauvelt. (2021). Clientelism and Nationality in an Early Soviet Fiefdom : The Trials of Nestor Lakoba. Routledge.
  • Tolz, V. (2011). Russia’s Own Orient : The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=381002
  • Weeks, T. (2008). The Challenges of Writing a Multi-National History of the Russian Empire. Ab Imperio, 4, 365–372. https://doi.org/10.1353/imp.2008.0085