• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Латинский язык

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Латинский язык» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки История. Дисциплина реализуется на образовательной программе История департаментом иностранных языков. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением основ латинского языка, основных правил грамматики, а также лексического минимума исторической терминологии, основных латинских терминов профессионального словаря историка. В конце изучения дисциплины предполагается чтение античных авторов. В связи с переходом обучения в 4 модуле в дистанционный формат, возможны изменения в процедуре проведения экзамена (наряду с устной предполагается и письменная часть). Письменная часть экзамена будет проведена в системе ЛМС, а устная запланирована на какой-либо онлайн платформе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основами лексики и грамматики латинского языка, с его историей и влиянием на формирование основных современных западноевропейских и русского языков;
  • развитие у студентов умения самостоятельно с использованием словаря читать и понимать подлинные латинские тексты античных и средневековых авторов, что способствует приобщению студентов к достижениям европейской и мировой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать - морфологию и синтаксис латинского языка, а также лексику в достаточном объёме; - навыки грамотного перевода латинских текстов на русский язык, а также с русско- го языка на латинский; - крылатые латинские выражения.
  • Уметь - грамотно читать, понимать и переводить латинские тексты с использованием слова- - объяснить крылатые латинские выражения и понимать, в каком историческом кон- тексте они были употреблены; - обладать минимальным лексическим запасом латинского языка. - переводить элементарные фразы с русского языка на латинский язык.
  • Иметь навыки - грамотного перевода латинских текстов на русский язык, а также с русского языка на латинский; - адекватно интерпретировать исторические события и факты, почерпанные из прочитанных источников (текстов античных авторов).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Основные понятия морфологии. Правила чтения в латинском языке.
    Генеалогия индоевропейских языков. Гипотеза о существовании праиндоевропейского народа, его влияние на дифференциацию языков. Место латыни и её роль в формировании со- временных иностранных языков, а также русского алфавита. Латинский алфавит, происхождение, особенности произношения латинских звуков и звукосочетаний. Правила ударения, долго- та и краткость слогов. Латинские существительные: род, число, падеж. Способы заимствования слов.
  • Имя существительное I склонения, имя прилагательное, глагол esse в настоящем времени.
    Имя существительное I склонения. Основа существительных и форма родительного падежа. Основные формы в единственном и множественном числе. Имя прилагательное, показатель рода. Спряжение глагола esse (быть) в настоящем времени. Сопоставительный анализ форм глагола esse с формами этого глагола в современных европейских языках. Dativus commodi.
  • Глагол. Типы спряжения. Изъявительное наклонение, повелительное наклонение. Парадигма форм глагола всех четырёх спряжений, образующихся от основы инфекта.
    Система глагола в латинском языке. Личные окончания активного и пассивного залога для всех типов спряжения. Личные местоимения. Предлоги в качестве приставок. Прямое дополнение. Основы латинского глагола и их принадлежность к типу спряжения. Изъявительное наклонение активного залога всех 4 спряжений, особенности в образовании форм, образование форм в III спряжении. Повелительное наклонение, отрицание в повелительном наклонении.
  • Имя существительное II склонения, прилагательные I и II склонения. Притяжательные местоимения.
    Имя существительное II склонения. Имя прилагательное I и II склонения. Особенности в образовании падежей. Притяжательные местоимения.
  • Местоименные прилагательные. Место- имение is, ea, id. Особенности II склонения.
    Местоименные прилагательные. Местоимение is, ea, id. Особенности II склонения. Особенности склонения существительных, прилагательных и местоименных прилагательных. Сопоставительный анализ парадигм. Общие окончания и различия в склонении.
  • Praesens indicativi et infinitivi passivi всех четырёх спряжений. Обращение действительной конструкции в страдательную.
    Образование Praesens indicativi passivi et infinitivi passivi во всех четырёх спряжениях. Особенности образования. Обращение действительной конструкции в страдательную. Ablativus auctoris. Nominativus et Accusativus duplex (общие сведения).
  • Существительные III склонения. Согласные основы
    Существительные III склонения. Общие сведения о трёх типах склонения (согласный, гласный и смешанный типы). Парадигма склонения существительных III склонения по согласному типу. Genetivus characteristicus. Dativus duplex.
  • Образование времен латинского глагола от основы перфекта. Perfectum indicativi activi. Participium perfecti passivi. III склонение (смешанный тип)
    Образование времен латинского глагола от основы перфекта. Perfectum indicativi activi. Participium perfecti passivi. Существительные III склонение (смешанный тип). Исключения из правил склонения.
  • Perfectum indicativi passivi. III склонение (гласный тип).
    Perfectum indicativi passivi. Склонение существительных III склонения (гласный тип). Сравнение трёх типов склонения, выявление закономерностей и различий в парадигмах.
  • Особенности III склонения. Исключения из правил о роде.
    Особенности III склонения. Исключения из правил о роде. Склонение особых слов типа iter, itineris. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «De Scythia».
  • Прилагательные III склонения в положительной степени. Participium praesentis activi.
    Прилагательные III склонения в положительной степени. Participium praesentis activi. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «Apte dictum».
  • IV склонение. Imperfectum indicativi activi et passivi.
    Имя существительное IV склонения. Род существительных, исключения из рода. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «De servis romanorum», «Leo et vulpes», «De Nino».
  • V склонение. Futurum primum activi et passivi.
    Имя существительное V склонение. Futurum primum activi et passivi. . Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «Apte dictum», «Taurus et musca», «Dicta memorabilia».
  • Промежуточная контрольная работа за 2 модуль.
    Контрольная работа посвящена всему пройденному материалу за 2 модуль. Включает в себя систему глагола, а также основные склонения латинского существительного. Работа рассчитана на 2 аудиторных часа и представляет собой тест с пропусками окончаний, суффиксов и предлогов.
  • Infinitivus praesentis, perfecti, futuri обоих залогов. Элементарное понятие об обороте Accusativus cum Infinitivo.
    Infinitivus praesentis, perfecti, futuri обоих залогов. Элементарное понятие об обороте Accusativus cum infinitivo. Сравнение латинского оборота с подобными оборотами в индоевропейской семье. Повторение всех инфинитивов.
  • Accusativus cum Infinitivo et Nominativus cum Infinitivo.
    Accusativus cum infinitivo (сложные случаи). Отработка пройденного материала. Понятие об обороте Nominativus cum infinitivo. Сравнительная характеристика обоих оборотов. Обзор глаголов, после которых употребляются эти обороты.
  • Общее правило образования степеней сравнения.
    Общее правило образования степеней сравнения. Superlativus на –rimus и -limus. Ablativus comparationis. Genetivus partitivus.
  • Неправильные степени сравнения.
    Неправильные степени сравнения. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «De hinnuleo», «Ad Ciceronem».
  • Наречие.
    Различные способы образования наречий в латинском языке. Обзор наречий. Степени сравнения наречий. Общие правила и исключения.
  • Местоимения (систематический обзор).
    Систематический обзор местоимений. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Gallia describitur», «De rustici veneficiis».
  • Местоимения (систематический обзор).
    Систематический обзор местоимений. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Aegrotus et medicus», «Memorabile dictum», «De hominis ratione».
  • Plusquamperfectum indicativi activi et passivi.
    Образование Plusquamperfectum indicativi activi et passivi от основы перфекта. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «De Tantalo».
  • Futurum II
    Образование Futurum II (exactum). Основные случаи употребления.
  • Причастие
    Повторный обзор причастий латинского языка. Герундив и герундий (сравнительная характеристика). Взаимозаменяемость и случаи употребления.
  • Имя существительное.
    Ablativus Absolutus (общее понятие). Типы оборотов. Рассмотрение всех частей речи, входящих в Ablativus absolutus. Различные способы перевода данного оборота на русский язык. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «Roma a gallis expugnatur».
  • Глагол.
    Глаголы сложные с esse (включая posse). Рассмотрение приставок, которые при сложе- нии с глаголом esse приобретают новые значения. Фонетические изменения в глаголах сложных с esse. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текста «Vulpes et uva».
  • Глагол
    Verba deponentia et semideponentia. Понятие отложительных и полуотложительных гла- голов. Глаголы III спряжения на –io. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «De Tyriorum origine», «De rebus ab Hannibale in Italia gestis», «Lupus et agnus».
  • Глагол
    Понятие Conjunctivus. Сравнительный анализ явления в современных европейских язы- ках. Времена conjunctivi в независимом предложении. Образование конъюнктива во всех временах и залогах.
  • Глагол
    UT et NE finale, UT objectivum, UT consecutivum. Обзор союзов в латинском языке. Чтение, перевод и подробный лексико-грамматический анализ текстов «Duo Platonis praecepta», «Ad Lydiam».
  • Промежуточная контрольная работа за 3 модуль
    Контрольная работа посвящена всему пройденному материалу за 3 модуль. Включает в себя систему глагола, а также основные склонения латинского существительного. Работа рассчитана на 2 аудиторных часа и представляет собой тест с пропусками окончаний, суффиксов и предлогов.
  • Союзы в сложных предложениях.
    Cum temporale, cum historicum, cum causale. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Daedalus et Icarus», «De Alexandro et Anaximene», «De Theseo», «De Horatio Coclite».
  • Сложное предложение.
    Косвенный вопрос. Предложения с союзом quin. Чтение, перевод и подробный лексико- грамматический анализ текстов «Varia», «Rana rupta et bos».
  • Gerundium et gerundivum. Supinum II.
    Повторение ранее изученных тем.
  • Ablativus Absolutus.
    Повторение ранее изученной темы.
  • Глагол.
    Повторение неправильных глаголов (velle, ferre и другие).
  • Gaius Iulius Caesar.
    Записки о галльской войне. Комментарии к тестам Цезаря. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Gaius Iulius Caesar.
    Нравы и обычаи галлов и германцев. Комментарии к тестам Цезаря. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Gaius Iulius Caesar.
    О свевах. Комментарии к тестам Цезаря. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Gaius Iulius Caesar.
    Описание Британии. Комментарии к тестам Цезаря. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Marcus Tullius Cicero.
    Из первой речи против Катилины. . Комментарии к тестам Цицерона. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Marcus Tullius Cicero.
    Из второй речи против Катилины. Комментарии к тестам Цицерона. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Marcus Tullius Cicero.
    Речь в защиту поэта Архия. Комментарии к тестам Цицерона. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Titus Livius.
    От основания города. Падение царской власти в Риме. Комментарии к тестам Тита Ливия. Грамматические и лексико-грамматические коммента- рии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Titus Livius.
    Начало свободы. Комментарии к тестам Тита Ливия. Грамматические и лексико-грамматические коммента- рии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Titus Livius.
    Происки реак- ции. Комментарии к тестам Тита Ливия. Грамматические и лексико-грамматические комментарии. Подробный разбор и анализ конструкций.
  • Модульная контрольная работа за 4 модуль.
    Контрольная работа посвящена всему пройденному материалу за 2-4 модуль. Включает в себя систему глагола, а также основные склонения латинского существительного. Работа рас- считана на 2 аудиторных часа и представляет собой сложный развернутый тест с пропусками окончаний, суффиксов и предлогов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий классные работы
  • неблокирующий модульные контрольные
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Результирующая (ИТОГОВАЯ) оценка студента формируется путем сложения оценки за экзамен (с коэффициентом 0,4) + оценка за весь период обучения (с коэффициентом 0,6).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык : Учебник и практикум для академического бакалавриата, Солопов, А.И., Антонец, Е.В., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильева О.Ю. - Латинский язык. Начальный курс: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 314с. - ISBN: 978-5-9765-2867-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92740
  • Гараева Л.А. - Латинский язык. Курс для начинающих - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 320с. - ISBN: 978-5-9765-1432-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/48387