• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
06
Август

Теория и история исторического знания

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

«Теория и история исторического знания» – дает цельное представление о процессе становления и развития исторической науки, ее особенностях в сравнении с другими формами существования исторического знания. Анализирует основные направления теоретических и методологических поисков в современной исторической науке, обеспечить знание и понимание студентами основных принципов и методов исторического познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство студентов с проблематикой историографического исследования и его методами; • усвоение понятийно-категориального аппарата современной историографии; • знакомство с проблемой интерпретации понятий «историографический источник», «научная школа», «направление» в современной историографии; • формирование представлений о существующих системах классификации историографических направлений; • формирование представлений о становлении и эволюции исторической науки в прошлом и ее современном состоянии; • знакомство с дискуссионными проблемами современной историографии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит эволюцию понятия история и функции исторического знания.
  • Воспроизводит основные понятия исторической науки, факты. Объясняет роль источниковедения и историографии для исследования. Использует понятия в исследовательских ситуациях и применяет в соответствие с предназначением.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты истории исторической науки, объясняет причины историографических перемен. Объясняет различия в подходах к предмету истории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины. Объясняет логику исторических событий Проводит различия между причинами и следствиями событий.
  • Воспроизводит основные термины и понятия. Применяет разные формы периодизации в конкретных ситуациях. Определяет принципы построения различных периодизаций. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы;
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, правила, Оценивает значимость новых подходов. Видит преимущества и недостатки.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет факты, взаимосвязи, принципы; Видит преимущества и недостатки направлений. Оценивает значимость разных подходов для современной историографии.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты проводит различие между фактами и следствиями. Оценивает значимость направления. Видит преимущества и недостатки
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты. Объясняет причины и следствия возникновения социальной истории. Вычленяет части и направления историографии, выявляет взаимосвязи между ними; Проводит различия между подходами. Оценивает значимость различных подходов к познанию. Видит достоинства и недостатки различных подходов.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость разных вариантов социальной истории, антропологии, микроистории.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Оценивает значимость для понимания современных процессов. Применяет основные теории для анализа источников.
  • Воспроизводит основные понятия, термины, факты Объясняет причины и следствия возникновения нового направления. Видит преимущества и недостатки направления. Оценивает значимость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История как знание и наука .
    Разнообразие форм знаний о прошлом. Типы исторического сознания. Функции исторического знания. Институциональные и социальные формы исторического знания. Ненаучные формы знания о прошлом.
  • Методы и принципы историографического исследования
    Основные категории историографического анализа: Хронологические и географические рамки курса.
  • Становление истории как науки. Возникновение историзма
    Развитие исторического знания в XVII – XVIII вв. Историки-эрудиты XVII-XVIII вв. Основные черты исторической мысли эпохи Просвещения. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического исследования. Исторические взгляды английских просветителей. Болингброк как теоретик исторического познания
  • Историческая мысль России в XVIII в.
    Исторические условия развития науки на рубеже XVII-XVIII вв. Освоение европейской научно-исследовательской традиции (рационализм, прагматизм). Преобразования Петра I и их роль для развития исторических знаний. Исторические взгляды В.Н. Татищева и становление дворянской историографии. Роль Академии наук в разработке российской истории. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Исторические взгляды М.М. Щербатова и И.Н. Болтина.
  • Историческая наука Западной Европы первой половины XIX в.
    Общие тенденции развития исторической науки в Европе. Историческое знание в политике европейских государств. Европейские университеты в конце XVIII – нач. XIX вв. В. Гумбольдт и возникновение Берлинского университета. Становление системы специализированной исторической периодики. Романтизм. Идея личности в понимании романтиков. Понятие «классического историзма». Творчество Л. фон Ранке и его учеников. Методологические представления Ранке. Особенности источниковедческой методики Ранке. Ранке и российские историки.
  • Историческая наука России в первой половине XIX в.
    Условия развития исторической науки в первой половине XIX в. Основные направления Российской историографии в первой половине XIX в. Исторические взгляды Н.М. Карамзина. Скептическая школа в русской историографии. Критический метод в работах М.Т. Каченовского. М.П. Погодин. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Концепция русской истории славянофилов. Западничество и государственная школа отечественной историографии. К.Д. Кавелин и формирование концепции органического развития русской истории. Б.Н. Чичерин. Т.Н. Грановский и становление медиевистики в России. Ученики Грановского. Миф о Грановском.
  • Историческая наука Западной Европы во второй половине XIX в. Марксистская историография.
    Позитивизм в исторической мысли Европы. Значение позитивизма для развития исторической науки. Формирование марксистской концепции исторического процесса. Основные марксистские категории исторического исследования. Марксистское направление в исторической науке Западной Европы второй половины XIX - начала ХХ вв. К. Каутский. Основные направления французской историографии. «Введение в историю» Ш. Ланглуа и Ш.-В. Сеньобоса как образец позитивистских взглядов на историю. Исторические взгляды А. Токвиля. Историческая мысль Англии второй половины XIX в. Основные тенденции развития и научные школы. Позитивизм в английской историографии. Г. Бокль. Вигская школа конституциональной истории Англии. Основные направления исторической мысли в Германии. Историко-правовое и политическое направление. Г.Л. Маурер. Исторические взгляды Г. Зибеля и Й.Г. Дройзена. Культурно-историческое направление. Я. Буркхардт. Творчество К. Ламперехта. Культурно-исторический метод. Методологическая дискуссия 90-х гг. XIX в.
  • Историческая наука в России во второй половине XIX – начале XX вв. Проблема кризиса исторической науки конца XIX – начала ХХ в.
    Организационная структура исторической науки. Исторические взгляды С.М. Соловьева. В.О. Ключевский и его школа. Петербургская школа русских историков. Проблема сближения Московской и Петербургской школ русских историков. Исторические взгляды П.Н. Милюкова.Исторические взгляды С.Ф. Платонова. Понятие «кризиса науки» в современной историографии, основные подходы. Ф. Ницше об истории. Критика позитивизма и европоцентризма. Разработка вопросов теории исторического познания в трудах неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд). Неокантианская методология истории. Историко-теоретические взгляды М. Вебера
  • Историческая наука России в 1920-е–1940-е гг. Формирование нового образа исторической науки
    Влияние Октября 1917 г. на историческую науку. «Старая» историческая наука, основные ее представители. Политика нового государства по отношению к «старым специалистам». Начало обособления от мирового историко-научного сообщества. Русская историческая наука за рубежом. Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции. Г.В. Вернадский. Формирование марксистского направления отечественной исторической науки. М.Н. Покровский. «Дело Платонова». Становление тоталитарной системы. Судьба Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. «Краткий курс ВКП(б)». Репрессии историков в конце 1930-х гг. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг.
  • Основные тенденции развития исторической науки в первой половине ХХ в. Школа Анналов.
    Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Основные школы и направления в европейской исторической науке. Национальные особенности организации исторической науки. Предпосылки формирования школы «Анналов». Новое понимание исторического факта и принципов работы исследователя с источником. Творчество М. Блока и Л. Февра. Поколения школы «Анналов».
  • Историческая наука во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Национальные особенности организации исторической науки.
    Происхождение социальной истории. Соотношение «событий» и «структур» в истории. Новая проблематика исследований: индустриализация, рабочее движение, социальные группы. Социальная история и гендерная история. Количественные методы в истории. Социальная история и «история понятий». Р. Козеллек. Основные варианты социальной истории. Историография ФРГ. Клиометрия. Критика социальной истории со стороны исторической антропологии. Постмодернистский вызов и современное историческое познание. Теория исторического познания Х. Уайта. Теория тропов и начало «новой интеллектуальной истории». Методологические основы микроистории. Цель микроисторических исследований. К. Гинзбург. Микроистория и микроподходы (жанр и метод исторических исследований). Устная история. История повседневности. А. Людтке, X. Медик. Изменение проблематики исторических исследований. Историческая память, историческое сознание и историческая культура: соотношение понятий. Теории культурной и социальной памяти в современной историографии: А. Ассман, «Места памяти» П. Нора. Историческая политика.
  • Развитие советской исторической науки в 50-е – 80-е гг. XX в.
    ХХ съезд КПСС и влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Попытки десталинизации исторической науки. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Складывание «нового направления» как итог методологических поисков исторической науки. М.Я Гефтер, А.Л. Сидоров, А.Я. Аврех. Разгром «нового направления» в 1960-е гг. Расширение сети университетов и институтов с историческими факультетами. Начало кризиса.
  • Российская историография в конце XX – начале XXI вв.
    Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм. Негативные процессы в науке в 1990-е гг. Историческая псевдолитература. «Новая хронология». Сложности внедрения в историческую науку достижений мировой и отечественной гуманитаристики ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * работа на семинарских занятиях + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Володихин Д. М. - ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИКИ XVIII—XX ВЕКОВ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-07303-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriografiya-istorii-rossii-vydayuschiesya-istoriki-xviii-xx-vekov-433147

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буллер А. - ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИСТОРИИ + ДОПМАТЕРИАЛ В ЭБС 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 180с. - ISBN: 978-5-534-05911-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-teoriyu-istorii-dopmaterial-v-ebs-441598