• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

27
Апрель

Введение в социальную антропологию

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Введение в социальную антропологию» рассматриваются история развития антропологии, основные направления и походы, важнейшие темы антропологических исследований. В задачи курса входит не только знакомство с антропологической классикой, но и обучение некоторым методам организации антропологического исследования. Цель курса – привить студентам вкус к антропологической работе, показать специфику антропологического подхода к изучению социальных реалий. Воспитание методологической установки на культурный релятивизм является одной из приоритетных педагогических задач курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • введение в антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров
  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания
  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии
  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен создавать научные тексты на государственном и иностранном языках
  • Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
  • Способен формировать у учащихся учреждений общего и профессионального образования толерантное отношение к социальным, культурным, психологическим и иным различиям между людьми, понимание и уважение к этнокультурной специфике
  • Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов
  • Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности
  • Способен обрабатывать источники информации с использованием количественных (статистических) методов, электронно-вычислительной техники и телекоммуникационных сетей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Требования к курсу. Что такое антропология?
    Универсальность человечества и разнообразие мира. Историко-политические условия возникновения и становления антропологии (колониальные империи). Место антропологии в системе наук и границы дисциплины: социальная/культурная антропология, этнология, этнография, фольклористика. Институционализация антропологии (кафедры, музеи, журналы, фонды).
  • Становление идей и первые теоретические подходы
    эволюционизм и теория пережитков, диффузионизм, исторический партикуляризм, функционализм. Складывание методов антропологического исследования. Первые экспедиции. Понятие «поля». Метод включенного наблюдения. Ключевые понятия антропологии: общество; культура; контекст; холизм; перевод. Понятие этноцентризма. Релятивизм в антропологии и опасности нормативного подхода.
  • Экономика с точки зрения антропологов.
    Субстантивисты и формалисты. Дискуссия о рациональности экономического действия. Марсель Мосс: Эссе о даре. Потлач: демонстрация взаимных обязательств. Понятие реципрокности. Символическая природа обмена. М. Годелье. А. Вейнер (неотчуждаемая собственность).
  • Экономическая антропология.
    К. Поланьи. Виды обмена (реципрокность, перераспреде-ление, рынок). Недоиспользование ресурсов как характеристика «туземной» экономики. Маршалл Салинз об «обществе первоначального изобилия».
  • Cемья и брак. Формы семьи.
    Нуклеарная семья. Моногамия и полигамия. Закон экзогамии. Инцест. Теории происхождения запрета на инцест. К. Леви-Строс: Элементарные структуры родства (1949). Брак как реципрокный обмен. Кросс-кузенный брак. Понятие авункулата. Системы родства: классификационные и описательные. Родство «по крови» и «социальное» родство. Основные номенклатуры родства (суданская, гавайская, эскимосская, ирокезская). Родственная группа – первичное социальное объединение. Способы образования родственных групп (способ поселения и способ отсчета родства).
  • Социальный возраст и гендер.
    Практики воспитания и взросления. Обряды перехода (А. Ван Геннеп, В. Тернер). Понятие лиминальности. Инициация
  • Политическая антропология.
    Предмет политической антропологии. Власть и господство: Макс Вебер. Типы политических систем – способы легитимации власти (традиционный, харизматический, рациональный). Способы интеграции и решения конфликтов в безгосу-дарственных обществах: исследования британских антропологов (1940-60 гг.), в частности – Э. Эванса-Притчарда у нуэров (1940). Политическое лидерство: приписанный статус vs достигнутый статус: меланезийские vs полинезийские политические системы (М. Салинз).
  • Антропология религии.
    Определение религии (Фрэзер, Тайлор, Малиновский, Дюркгейм, Маркс). Религия как культурная система (Кл. Гирц). Критика Гирца Т. Асадом.
  • Дискуссия о «первобытном мышлении».
    Первобытные классификации. Коллективные представления (время, пространство). Символическая антропология: Мэри Дуглас («Чи-стота и опасность»).
  • Антропология религии.
    Тела, слова и вещи. Ритуализация смерти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен/итоговое эссе
    The examination is conducted in written form. The exam is conducted on a Google disk platform. The exam papers are uploaded by students to the google drive: https://drive.google.com/open?id=1rvu-5bj7UFsd6FXU5SB4trM9Rw2n3lVm. It is necessary to connect to the exam on the exam day, June 10, 2020. The student's computer must meet the following requirements: Internet connection, availability of Microsoft Office package (MSWord). To participate in the exam, the student must: check his or her e-mail, receive individual questions for the exam, write an exam essay on the questions asked, save the file in Word format and upload to the above Google folder. During the exam, students are prohibited from: using sources without reference to them, plagiarism. During the exam, students are allowed: to use sources, course literature, and additional literature. Short-term violation of communication during the exam is considered the inability to download the work within 1 hour, the lack of Internet connection with the Google Folder. A student who has no Internet connection during the exam due to reasons beyond his control during the day is considered to be a long-term violation of communication. In the event of a long-term disconnection, the student cannot continue to take the exam. The retake procedure is similar to the one that involves more complicated assignments. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе гугл диска. Экзаменационные работы студенты загружают в папку google drive: https://drive.google.com/open?id=1rvu-5bj7UFsd6FXU5SB4trM9Rw2n3lVm. К экзамену необходимо подключиться в день экзамена, 10 июня 2020 года. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: подключение к сети Интернет, наличие пакета Microsoft Office (MSWord). Для участия в экзамене студент обязан: проверить свою почту, получить индвидуальные вопросы к экзамену, написать экзаменационные эссе по заданным вопросам, сохранить файл в формате Word и загрузить в вышеуказанную гугл-папку. Во время экзамена студентам запрещено: использовать источники без указания ссылок на них, заниматься плагиатом. Во время экзамена студентам разрешено: использовать источники, литературу, пройденную по курсу, а также дополнительную литературу. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается невозможность загрузить работу в течение 1 часа, отсутствие интернет связи с гугл-папкой. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается отсутствие у студента интернет соединения по независящим от него причины на протяжении суток. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.175 * Домашнее задание + 0.175 * Тесты + 0.3 * Экзамен/итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Клягин. - М.: Логос, 2014. - 625 с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-658-6.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2008. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002219-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/143012
  • Социальная антропология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: ИНФРА-М, 2009. - 688 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003638-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/192568