• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар 4 курса имеет своей целью обеспечить подготовку студентов к написанию выпускной квалификационной работы. В рамках семинара студенты обучаются правильному составлению плана работы, определению ее актуальности и новизны. Результатом обучения является проект выпускной квалификационной работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение навыками анализа научной литературы и написания аналитического историографического обзора
  • формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации, построе-ния и оформления исследования;
  • формирование навыков постановки исследовательского вопроса, формулировки выводов; развитие умений поиска источников, источниковедческой критики, способов интерпретации источников и использование разных корпусов источников для ответа на исследовательский во-прос;
  • формирование у студентов углубленных представлений о методологии исторической науки, умения выбирать методы и теоретическую рамку применительно к заявленной теме исследова-ния и к выбранной источниковой базе;
  • приобретение студентами навыков публичной защиты исследовательских проектов; формирование умения позиционировать собственное исследование в существующей историо-графии, формирование на начальном этапе профессиональной идентичности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять тему и проблему, объект и предмет исследования, формулировать исследовательский вопрос, выбирать методы анализа. Владеет умениями и навыками работы с библиографическими ресурсами; умеет анализировать и использовать информацию из разных видов источников для решения исследовательских и других профессиональных за-дач
  • Демонстрирует навыки аналитической работы с историографией, а также понимание теоретических рамок собственного исследования.
  • Умеет выбирать методологию исследования, разбирается в современных междисциплинарных подходах в историографии по поставленной в исследовательской р проблеме
  • Способен формулировать и решать профессиональные задачи с применением междисциплинарных подходов.
  • Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Задачи исследовательского семинара
    Повторение пройденных дисциплин. Что такое историческое исследование? Почему реферативный обзор историографии не является исследованием? Почему пересказ источника не является исследованием? Источниковедение и историография. Как данные дисциплины помогают в реализации собственного исследования? Трудности в работе с историографией. Трудности в работе с выбранным источником.
  • Обозначение хронологических и пространственных границ исследования
    Направление исследования (школы исторической мысли). Логика поиска исследовательского вопроса: множественные прочтения источника, метанарративы исторического описания, споры в историографии, теоретические дебаты. Анализ используемых категорий и баланс между категориями практики и категориями анализа. Бывают ли маргинальные темы?
  • Историография и научная новизна исследования: для чего и как пишется историографический обзор
    На семинарском занятии разбирается цель анализа историографии и составления историографического обзора в ВКР. Разбирается разница между историографией конкретного сюжета (изученность выбранного корпуса источников или феномена) и историографией, связанной с интерпретативными подходами и аналитическими рамками исследования (например, проблема исследований колониализма в Новое время, исследования массовой политики рубежа XIX-XX в.). Обсуждается проблема перехода от выявления историографических лакун к формулировке исследовательских вопросов.
  • Исследовательский вопрос и аргумент
    ). Развертывание и утонение аргумента. Выводы исторического исследования. Ограничения, накладываемые характером источника. Ограничения, накладываемые подходом или теоретической рамкой исследования. Способы позиционирования аргумента в рамках текущих историографических споров и методологических школ исторического знания. Пути идентификации вклада собственного исследования в историографию.
  • Презентация исследовательской работы. Коллоквиум
    Студенты публично представляют и защищают исследовательские проекты собственных выпускных квалификационных работ. Для защиты проекта готовится презентация (не более 10 слайдов). Презентация должна отражать основные разделы ВКР. По итогам презентации преподаватель семинарских занятий и студенты задают вопросы, дают комментарии, касающийся представленного проекта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная
  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * аудиторная + 0.3 * коллоквиум + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Conrad, S. (2016). What Is Global History? Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1090930

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beckert, S. (2014). Empire of Cotton : A Global History. New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=784626