• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

История публичной сферы во Франции, Германии и России в новое время

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина должна дать студентам общее представление о процессах формирования и развития феноменов публичной сферы, общественного (public) мнения и публичной политики (а также связанных с ними основных культурных механизмов) в европейских обществах Нового времени на протяжении 17-го – 19-го вв., в первую очередь, в России 18-го – первой трети 19-го вв. в сравнении с соответствующими европейскими образцами (Франция и Германия), а также о генеалогии и специфике гражданских культур и национальных «публик», вовлеченных в движение Просвещения в соответствующих национальных традициях. Изучение данной дисциплины должно способствовать развитию у студентов навыков использования междисциплинарных и антропологизированных подходов в современных социальных науках и процедур сравнительного анализа, необходимых для выявления уникальности конкретных культурных форм и практик социальных акторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • продемонстрировать эвристические возможности применения философских, социологических и филологических концептов и методов анализа в историческом исследовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные этапы формирования публичных сфер в обществах Старого порядка и основные факты по сравнительной истории европейского Просвещения;
  • уметь применять в собственной деятельности методы исследования как историографические, так из смежных социальных наук - позволяющие описывать и анализировать специфику тех или иных культурных форм и влияние этой специфики на социальные и политические процессы, использовать междисциплинарные и антропологизированные подходы в историческом исследовании;
  • владеть навыками работы с источниками различных жанров – от теоретических трактатов и статей до поэзии, живописных и скульптурных изображений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологические основания: принцип междисциплинарности в современных социальных науках: интеллектуальная история, историческая социология, социальная и политическая теория. От традиционных обществ к современным: эмансипационный проект Нового времени. Макиавелли и традиция классического республиканизма Нового времени. Гоббс и рождение традиции общественного договора. Идея самоуправления и диалог с Античностью в политической мысли Нового времени
    Раздел 1. Лекция 1 (2 часа). Принцип междисциплинароности в современной интеллектуальной истории. Применение философских, социологических и филологических концептов и методов анализа в историческом исследовании. Лекция 2 (2 часа). Макиавелли и рождение республиканской политической теории и интеллектуальной истории. Гоббс и рождение традиции общественного договора. Идея самоуправления и диалог с Античностью в политической и правовой мысли Нового времени. Семинар 1 (2 часа). Макиавелли и рождение политики Нового времени. «Государь»: эмансипация политики от морали и традиции, политика как управление. Республиканизм и идея доблести в творчестве Макиавелли. Ренессансный гуманизм у Макиавелли. Специфики практик чтения и отношения к тексту в ренессансном гуманизме: читать и писать для действия. Семинар 2 (2 часа). Интеллектуальная традиция «общественного договора» в контексте эмансипационного проекта Нового времени. Т. Гоббс: природа человека и форма общественного договора. Происхождение государства. Государство как «политическое тело». Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Просвещение как ядро эмансипационного проекта Нового времени. Кантовская идея Просвещения: публичное использование разума. Кантовская традиция понимания Просвещения в современных социальных науках.
    Раздел 2. Лекция 3 (2 часа). Просвещение как ядро эмансипационного проекта Нового времени. Кантовская идея Просвещения: понятие «публики» и «публичного использования разума». Принцип совершеннолетия (автономии) разума. Просвещение как социо-культурный феномен: рождение современной публичной политики. Лекции 4-5 (4 часа). Кантовская традиция понимания Просвещения: современные концепции «public sphere» и «public opinion». Ю. Хабермас: историческое появление публичных сфер в обществах Старого порядка. М. Фуко: публичное использоавние разума и критическая онтология современности. Х. Арендт: политическая антропология «public sphere» как пространства явленности для действия, слова и мысли. Семинар 3 (2 часа). Кантовский «Ответ на вопрос «Что такое Просвещение?». М. Фуко о кантовском проекте Просвещения. Семинар 4 (2 часа). Х. Арендт: политическая антропология «public sphere» как пространства явленности для действия, слова и мысли, отсылающая к античным моделям политических и неполитических сообществ. Греческий полис как пространство «публичного». Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Просвещение во Франции и в Германии в кантианской методологической перспективе. Понятие Kultur и культура образованного бюргерства в Германии. Публичная сфера во Франции в середине и во 2-й половине 18-го века: публика и hommes de lettres: власть opinion publique. Рождение публичной политики.
    Раздел 3. Лекции 6-7 (4 часа). Просвещение во Франции и в Германии в кантианской методологической перспективе. «Kultur» против «civilization» в культуре образованного немецкого бюргерства 2-й половины 18-го века. Публичная сфера hommes de lettres во Франции: рождение публичной политики. Могут ли книги привести к Революции? Семинар 5 (2 часа). Просвещение в Германии. Образованное бюргерство и придворные общества: «культура» vs. «цивилизация». Публичная сфера как сфера духа (Geist). Семинары 6-7 (4 часа). Публика, публичная сфера и opinion publique во Франции во второй половине 18-го в.: hommes de lettres и власть общественного мнения. Hommes de lettres как политики: Токвиль о рождении публичной политики во Франции 2-й половины 18-го века. Практики чтения в культуре французского Просвещения. Кто кого породил: критика модели Просвещения как распространения революционных идей в массах (Р. Шартье). Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper)
  • Античные республиканские модели в политической культуре французского Просвещения. Просвещение и Французская революция.
    Раздел 4. Лекция 8 (часа). Античные модели в культуре французского Просвещения. Hommes de lettres, культ античности и Французская революция. Понятие «свобода» в современной политической теории. Семинар 8 (2 часа). Культ античности во Французской революции. Два понимания свободы: Бенжамен Констан о «свободе древних» и «свободе современных» людей. Б. Костан – либерал и/или республиканец? Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Становление публичной сферы в России 2- й половины 18-го века: роль и функции литературы в культуре образованного дворянства. Литература как социальный институт в контексте русской культуры 18- го века.
    Раздел 5. Лекция 9 (2 часа). Становление публичной сферы в России 2-й половины 18-го века: роль и функции литературы в культуре образованного дворянства. Литература как социальный институт: развитие института литературы в контексте русской культуры на протяжении 18-го века. Семинар 9 (2 часа). Литература в повсежневной культуре российского образованного дворянства во 2-й половине 18-го века. Соотношение искусства и реальности: принцип эстетизации жизни. Самостоятельная работа студентов – 8ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Российское Просвещение во 2-й половине 18-го – начале 19-го вв. Литература и рождение «публики». Публичная сфера и hommes de lettres в раннем российском Просвещении.
    Раздел 6. Лекции 10-11 (4 часа). Литература и рождение фигуры «публичного интеллектуала» в культуре раннего российского Просвещения. Самосознание российской образованной публики: «поэт-гражданин» и рождение фигуры «публичного интеллектуала». Культурная специфика раннего российского Просвещения: дворянская образованность и рождение публики. Семинар 10 (2 часа). Интеллектуалы (homme de lettres) и культ античности в культуре российского просвещенного дворянства последней трети 18-го века: античные модели как «операторы смысла». Семинар 11 (2 часа). Просвещенное «вельможное» дворянство екатерининского времени: эстетизация жизни, включенность в европейское Просвещение, увлечение античностью. Самостоятельная работа студентов – 12 ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Культура образованной российской публики конца 18-го – первой трети 19-го века: форма опыта и искусство жизни. Культ античности в культуре российского образованного дворянства: публичная сфера и гражданский республиканизм.
    Раздел 7. Лекции 12-13 (4 часа). Проект Просвещения и античные модели в повседневной культуре образованной российской публики конца 18-го - первой трети XIX вв.: жизнь на «сцене Истории». Политизация литературной публичной сферы в Александровскую эпоху: «жить Горацием или умереть Катоном». Семинары 12-13 (4 часа). Понятия «проблематизации» и «этического субъекта» в применении к культуре российского образованного дворянства конца XVIII – первой трети XIX века. Дворянская повседневность: искусство жизни. «Не оружием, а иным чем пролагать себе путь к бессмертию»: публичная сфера и российские hommes de lettres в первой половине Александровского царствования. Семинар 14 (2 часа). Античные культурные модели и становление российской историографии: историк как создатель национальной идентичности («памяти народа»), историк как «публичный интеллектуал» (homme de lettres). Историография и идея нации. Самостоятельная работа студентов – 12ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Публичная сфера и общественные движения в России в первой четверти 19-го в. Движение декабристов.
    Раздел 8. Лекция 14 (2 часа). Публичная сфера (журналы, литературные кружки и общества, клубы, масонские ложи и т.д.) и общественные движения во второй половине Александровского царствования. Политизация публичной сферы. Семинары 15-17 (6 часов). Движение декабристов: первый этап революционного движения в России или составляющая политической публичной сферы? «Декабризм» как историографический конструкт: генеалогия декабристского мифа. Декабристский миф в советской и постсоветской историографии. Рождение и динамика развития декабристских «тайных обществ». «Декабристское» движение как часть общего движения Просвещения. Размытость границ «декабристского» движения. Декабризм и hommes de lettres, декабризм и «либеральная» образованная «публика» в Александровскую эпоху: возможно ли провести границы? Декабристы в повседневной жизни. Античные этико-политические модели в культуре декабризма. Самостоятельная работа студентов – 14ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Просвещение и современная российская культура. И. Бродский: частный человек на сцене Истории.
    Раздел 9. Лекция 15 (2 часа). Классическое наследие Просвещения и современная российская культура. Семинар 18 (2 часа). И. Бродский как наследник Просвещения: частное и публичное, частный человек на сцене Истории. Бродский и Кант: поэтическое слово как «публичное использование разума». Самостоятельная работа студентов – 10ч. (чтение литературы, подготовка докладов, написание reaction paper).
  • Коллоквиум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Коллоквиум
    Оценка за коллоквиум выставляется по 10-бальной системе. Устный доклад продолжительностью до 10 мин. Ответы на вопросы по теме доклада
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность и качество участия в дискуссиях на семинарских занятиях, качество докладов. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. На экзамене студент должен представить доработанный доклад по теме выступления на коллоквиуме с учетом заданных ему вопросов и полученных замечаний, а также ответить, в случае необходимости, на дополнительный устный вопрос по одной из тем курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.4 * Коллоквиум + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История общественно-политических движений и политических партий России: Сборник документов / Малютина Л.Ф., Гергилёв Д.Н. - Краснояр.:СФУ, 2016. - 60 с.: ISBN
  • История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 672 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-360-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395821
  • Теория и история политических институтов: Учебник / Попова О.В. - СПб:СПбГУ, 2014. - 344 с.: ISBN 978-5-288-05535-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941515

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Историческая социология: Учебное пособие / Афанасьев В.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 181 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-010652-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/559046
  • История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 656 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-308-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/304783
  • Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. – М., 2002. – 342 с. - ISBN 5-201-02070-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345488