• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Второй иностранный язык (китайский)

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Второй иностранный язык (китайский)» включает в себя: фонетический курс, в рамках которого изучаются правила чтения и произношения, и основной курс, предполагающий выполнение разных типов заданий, направленных на формирование навыков устной и письменной коммуникации, чтения текстов, аудирования, грамматических компетенций. Успешное освоение дисциплины позволяет изучить китайский язык на базовом уровне, достаточном для решения основных повседневных коммуникативных задач, таких как устное и письменное общение на иностранном языке, чтение и перевод текстов общего характера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Комплексный подход к формированию и развитию коммуникативных умений (речевой/прагматической компетенции) в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом планирования речевого поведения адекватно различным коммуникативным ситуациям.
  • Формирование и развитие языковой (лингвистической) компетенции, направленной на овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) на основе аутентичного материала.
  • Развитие социокультурной (социолингвистической) компетенции и формирование объема знаний / совершенствование умений, необходимых для использования языка в ситуациях общения с представителями иноязычной культуры.
  • Развитие компенсаторной компетенции и умения решать коммуникативную задачу в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.
  • Развитие когнитивных и исследовательских умений при использовании ресурсов на иностранном языке с целью поиска и систематизации необходимой информации.
  • Развитие учебно-познавательной компетенции, формирование навыков и умений самостоятельной работы, в том числе с использованием информационных технологий, повышение уровня учебной автономии и выработки индивидуальных эффективных стратегий выполнения образовательных задач, готовности соблюдать установленные сроки отчета по курсу, развитие способности к самообразованию.
  • Развитие умений работать в команде, выполнять групповые проекты, выстраивая при этом эффективную коммуникацию.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Распознавать и воспроизводить лексические и грамматические структуры уровня HSK1-2 в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Распознавать и применять основные правила китайской графики и орфографии, нормативное произношение и ритм речи с учетом особенностей артикуляционной базы китайского языка.
  • Понимать правила и структуру написания писем/сообщений личного и полуофициального характера, заполнения формуляров и применять их на практике в ситуативных контекстах уровня HSK1-2.
  • Извлекать информацию из аутентичных текстов уровня HSK1-2 , в том числе, представленных в виде аудио- или видеоряда, интерпретировать ее/реагировать на нее в соответствии с коммуникативной задачей.
  • Запрашивать информацию и формулировать ответ на запрос информации в устной и письменной форме в ситуативных контекстах уровня HSK1-2.
  • Создавать небольшие тексты в письменной форме описательного характера (min.10 фраз правильно оформленных в языковом отношении) с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, опорные слова), освещая заданный основной тезис или вопрос и используя элементы предположения.
  • Строить неподготовленное монологическое/диалогическое высказывание в ситуативных контекстах уровня HSK1-2 с опорой на представленную информацию (визуальный ряд, высказывание, цитата, опорные слова) с элементами предположения, излагая и кратко аргументируя свою точку зрения, обозначая причинно-следственные связи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Базовое введение в фонетику. Базовое введение в иероглифику
  • 2. Приветствия
  • 3. Семья
  • 4. В магазине
  • 5. Знакомство с людьми
  • 6. Хобби
  • 7. В библиотеке
  • 8. Погода
  • 9. Мои успехи в изучении китайского языка
  • 10. Аренда квартиры
  • 11. Потеря вещей
  • 12. Путешествия
  • 13. На свадьбе
  • 14. Дополнительные тексты
  • 15. Больница
  • 16. Праздники России и Китая
  • 17. Кухня России и Китая
  • 18. Деловая поездка
  • 19. Описание внешности
  • 20. Транспорт
  • 21. Цвета
  • 22. Покупка одежды
  • 23. Родной город
  • 24. Каникулы
  • 25. Экономика Китая
  • 26. Новые технологии
  • 27. Социальная жизнь в Китае
  • 28. Любовь и семья
  • 29. Настоящая дружба
  • 30. Работа и карьера
  • 31. Красота и здоровье
  • 32. Экономия
  • 33. Экология
  • 34. Стандарты счастья
  • 35. Образование
  • 36. Пекинская опера
  • 37. Наука и технологии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Homework
    Домашние задания выдаются студентам на протяжении всего семестра — от 8 до 10 заданий в одном модуле. Задания включают письменные и устные задания по лексике и грамматике, а также разнообразные упражнения и активности по материалу курса. Студенты выполняют домашние задания индивидуально; использование ИИ запрещено.
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Письменные и устные задания, основанные на индивидуальных или групповых языковых заданиях, подготовленные и импровизированные устные выступления, лексико-грамматические упражнения, аудио- и видеоматериалы, эссе (с предварительной подготовкой или без подготовки), основанные на материале курса; 10–16 заданий за курс, презентации, подготовленные монологи и диалоги. Оценка за "Работу на занятиях" может быть средним арифметическим оценок, полученных студентом за два занятия. Например, если студент пропустил первое занятие по неуважительной причине, но получил оценку «10» на втором занятии, то итоговая оценка за "работу на занятиях" будет: (0 + 10) / 2 = 5 баллов.
  • неблокирующий Test
    Письменные лексико-грамматические контрольные работы, основанные на различных типах аутентичных заданий, разработанных преподавателями НИУ ВШЭ на основе материалов курса, выполняются непосредственно на занятии; длительность — 1–2 академических часа; количество — 3–5 работ за курс.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (письменная часть)
    Письменная лексико-грамматическая контрольная работа, проводимая в последних уроках модуля, основана на различных типах аутентичных заданий, разработанных преподавателями НИУ ВШЭ, соответствующих тематическому плану курса; на выполнение даётся 2–3 академических часа.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен (устная часть)
    Задания, включающие устный ответ соответствующий тематическому плану курса. Может включать описание изображений, развитие монолога на основе специально разработанных методических материалов и т.п., в зависимости от решения преподавателя. Задание должно соответствовать уровню сложности изучаемой программы. На ответ каждому студенту отводится 15 минут. Для ознакомления с заданием может потребоваться до 15 минут. Проводится в период основной сессии, установленной Учебным офисом программы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2025/2026 2nd module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Homework + 0.25 * Homework + 0.25 * Test + 0.25 * Test + 0.3 * Работа на занятиях + 0.3 * Работа на занятиях + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (письменная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть) + 0.1 * Экзамен (устная часть)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Базовый уровень. Ступень I : учебник / С. Ли, Л. Хуан, С. Цянь , под редакцией А. Г. Сторожука , перевод с японского Е. И. Митькина [и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 336 с. — ISBN 978-5-9925-1339-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114280 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Базовый уровень. Ступень II : учебник / С. Ли, Л. Хуан, С. Цянь , под редакцией А. Г. Сторожука , перевод с японского Е. И. Митькина [и др.]. — Санкт-Петербург : КАРО, 2018. — 416 с. — ISBN 978-5-9925-1340-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114281 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Спешнев, Н. А. Введение в китайский язык : фонетика и разговорный язык : учебник / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-9925-1075-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114236 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Новые горизонты. Интегральный курс китайского языка (+ 2 CD) : В 2 т., Ивченко, Т., 2012
  • Практический курс китайского языка: В 2 т. (в 1т. CD). Т.1:, , 2014
  • Практический курс китайского языка: В 2 т. (в 1т. CD). Т.2:, , 2014

Авторы

  • Урсул Наталья Валерьевна
  • Дюгаева Ирина Дмитриевна
  • Шалимова Светлана Владимировна