Две недели раскопок в Старой Руссе: от работы в яме до завтрака в отеле
Каждый год первокурсники отправляются на археологическую практику. Один из городов для раскопок – Старая Русса. В своем репортаже студентка Дарья Цветкова рассказывает как устроен рабочий день историков, зачем нужны игральные карты и что посмотреть в городе помимо квадратов земли.
В субботу из Петербурга мы выехали в Старую Руссу. Это небольшой город в Новгородской области. Дорога заняла пять часов на автобусе. Заселились в отель. Выходные провели с однокурсниками, а дальше – две недели работы. Дни часто казались однообразными, а ранний подъем – невозможным, но время, проведенное в поисках находок, – бесценно!
Работали на раскопе «Пятницкий-2». Помимо ребят из Вышки были еще студенты из Новгородского университета. Мы исследовали пласты первой половины XIII века. Копать и перебирать землю, которой VIII веков, – удивительно. Циклоны нас не обошли стороной: работать в дождь невозможно. В плохую погоду мы изучали местные музеи и слушали лекции в Старорусском политехническом колледже. Так, мы узнали о памятниках каменного века Новгородской области.
Но в остальное время типичный день на раскопе проходил так:
В 7:50 все студенты уже должны быть на месте с лопатой и ведром в руках, так что просыпались мы около 6:30. И это было самое сложное, особенно после бессонных ночей в сессионную неделю. Хорошо, что раскоп – не то место, где можно выглядеть на все сто процентов. Все всё понимают, так что сонные, немного уставшие к 7:00 мы шли на завтрак. Успевали выпить чай или кофе, поесть домашней еды вроде каши, омлета или блинов. На раскопе мы работали с угольными и навозными слоями земли, поэтому важный момент – комфортная одежда, которую не жалко испачкать. Как оказалось, лучший выбор в этом случае – что-то свободное и светлое и... галоши. Следующий этап – собрать в сумку нужные вещи: пенку, резиновые перчатки, головной убор, бутылку воды, солнцезащитный крем и спрей от насекомых.
Перед началом работ руководители распределяют студентов. Это происходит на основании полученных навыков. Один из вариантов – идти в яму и копать квадраты. Может, звучит и жутко, но так можно найти самые крупные и интересные артефакты. Второй вариант – идти и перебирать землю, «сидеть на куче». Так мы можем отыскать находки поменьше. Еще один вид работ – сидеть на промывке. На этом этапе находки приводят в надлежащий вид, распределяют их по пакетам. Более опытных студентов отправляют промывать находки или даже записывать их местонахождение, а «новички» чаще работают со слоями земли, занимаются раскопками в прямом смысле. После распределения студенты берут в кладовой нужную экипировку. Моими спутниками были табурет, ведро, носилки, контейнер для находок. Все потому, что чаще всего я занималась перебором земли.
Забавный факт о раскопе: перед началом работ все получают игральную карту. Но речь тут явно не о покере или игре в «Дурака». Карты используют для распознавания кучи: одну кладешь в контейнер с находками, а другую – на носилки, чтобы после работы металлоискателем «на куче» (чем занимаются более опытные ребята) возвращать в нужный контейнер пропущенные металлические находки или шлак, то есть остаток металла. Каждую кучу или участок земли также помечают бумажными этикетками с прописанными пластом и квадратом для того, чтобы четко определить местоположение найденного предмета, если он является ценным.
Чаще всего можно было обнаружить кусочки бересты, кости, кожу, использовавшуюся для создания изделий. Любопытно то, что прошитая кожа считается индивидуальной находкой, так как является частью изделия и о ней сразу стоит рассказать руководителям, а непрошитая отправляется в контейнер к бересте, костям и шлаку. Так, несколько раз я находила части кожаного сапога, а один раз блестящий кусочек металла оказался частью горна. Самые, на мой взгляд, значимые и интересные находки, сделанные моими однокурсниками, – маска, кольцо и гребень для волос. Незадолго до нашего приезда на Пятницком раскопе даже нашли берестяную грамоту. Она была первой грамотой в этом сезоне.
Работа на раскопе велась в две смены: с 8:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00. Время пролетало незаметно. Даже монотонная работа проходила быстро в окружении однокурсников, с которыми мы обсуждали всевозможные темы: от курсовых и академической деятельности до анекдотов и игры в «Города». Однозначно, это сблизило нас и помогло лучше узнать друг друга. Мы много говорили со студентами из Новгорода об учебе, академических планах и интересах, подискутировали о жизненных позициях: политике, религии и образовании.
Окончание смены. Мы убираем инвентарь и возвращаемся в отель. Идем в долгожданный душ. На несколько дней мы лишились этой радости, когда в отеле отключили воду. После обеда было время поспать или отдохнуть. А после – снова сборы.
Часто вторая смена проходит также, как и первая: перебираем кучи, промываем контейнер. Иногда во второй половине дня мы ходили на экскурсии. Посетили «Усадьбу рушанина» – музей-реконструкцию средневековой усадьбы, которая находилась буквально напротив раскопа. Там мы познакомились с бытом типичного средневекового жителя Руссы. А еще мы попробовали соль из солеварни, увидели как очищалась вода, посетили здания усадьбы: баню, хоромы, дровницы и загон для скота. После экскурсии мы вернулись на смену и закончили работу.
После рабочего дня все студенты возвращались в отель и занимались своими делами. Часто мы встречались за ужином в местных кафе или ходили в магазины. Всем полюбился местный секонд-хенд, так как там можно было приобрести не только одежду для раскопа, но и стильные вещи. А еще ходили в кафе, где угощали вкусным кофе. Часто в хорошую погоду мы купались на речке и наслаждались природой или гуляли на площади, наблюдали за местными жителями и знакомились с достопримечательностями, осматривали водонапорную башню, памятник Федору Достоевскому. Всё это помогает не только сблизиться друг с другом за разговорами о различных, а иногда и очень сокровенных вещах, но и познакомиться с местными жителями и прочувствовать атмосферу Старой Руссы, такого небольшого, но интересного города.