• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Дизайн»

07
Апрель

Мы смотрим на наших студентов как на будущих коллег

Художник и архитектор, руководитель направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Андрей Пунин рассказывает о новом поколении дизайнеров среды, востребованности профессии, подготовке кадров и больших надеждах на первый выпускной курс  петербургского кампуса Школы дизайна.

Мы смотрим на наших студентов как на будущих коллег

  Расскажите, что же такое дизайн среды?

 

— Человек — единственное известное нам живое существо, которое испытывает деятельную потребность трансформировать реальность вокруг себя. Я считаю, что мировая художественная культура в целом может рассматриваться как формирование и творческая трансформация человеком окружающего мира.  Визуальное искусство, архитектура, музыка — это всё способы создания миров, среды. Соответственно, дизайн среды — это всё что окружает человека в его жизни. Коммуникационный дизайн тоже существует в среде. Даже плакат — это двухмерная среда. 

Анастасия Маркова, II КУРС Открытие музея сновидений LUCID DREAM
Анастасия Маркова, II КУРС Открытие музея сновидений LUCID DREAM

— Насколько средовой дизайн востребован на рынке? 

 

— Зачастую мы видим результат безграмотного подхода к формированию городской среды: строители и девелоперы в погоне за количеством квадратных метров создают крайне некомфортные жилые комплексы и целые районы. Сейчас становится понятно, что человеку нужно что-то большее, чем квадратные метры, где он может спать. Человеку необходимо соотносить себя с окружающим пространством. Это базовая потребность. Это одна из причин почему сегодня средовой дизайн очень востребован на рынке. 

Маргарита Никитина, III курс. Введенский канал. Комплексное благоустройство территории.
Маргарита Никитина, III курс. Введенский канал. Комплексное благоустройство территории.

— В чем разница между урбанистами, архитекторами, дизайнерами интерьера и дизайнерами среды?

 

— Эти дисциплины сложно разделить. Приходится быть и архитектором, и отчасти инженером, и оформителем. Наши выпускники могут заниматься самыми разными проектами, ведь мы в Школе дизайна даем им универсальный метод. В названии нашего университета есть слово «исследовательский», что является некоторым ключом к нашему методу — мы пропагандируем не только постоянную практическую работу над проектами, но и исследовательский подход к дизайну, который всегда приносит свои плоды. Суть дизайна — решение какой-то проблемы. А для того, чтобы эту проблему решить, ее нужно для начала точно сформулировать. Грамотно поставленная задача, как правило уже несёт в себе и её решение. Умение грамотно ставить задачи, применять правильный метод к решению этих задач, как раз отличает профессионала от непрофессионала. 

Арина Мокшина, I курс. DADAMAX
Арина Мокшина, I курс. DADAMAX

—  Какие проекты делают студенты занятиях? 

 

— Они проектируют общественные и музейные пространства, создают инсталляции, средовые решения. В рамках нашего учебного курса они проходят все уровни создания проекта. Студенты начинают с арт-объекта абстрактного назначения — первое задание на I курсе. Сразу начинается прокачка трехмерного мышления. Это то, чем и должны заниматься средовые дизайнеры, — мыслить пространством. А дальше мы развиваем это в разных направлениях. На арт-практике студенты занимаются проектами на стыке современного искусства и дизайна, своего размышления об исторических архитектурных стилях в объеме. Также они делают проекты общественных пространств, музейных экспозиций.. Требования к презентации проектов у нас достаточно высокие. В итоге студенты умеют не просто рисовать красивые картинки и придумывать оригинальные концепции, но и грамотно подавать их в виде чертежей, визуализаций. В этом отношении наши выпускники могут конкурировать с выпускниками ведущих архитектурных вузов. А осуществляя авторский надзор на стройплощадке или монтаже выставки, смогут найти общий язык с инженером, конструктором, прорабом и строителем.

 

—  Какие компетенции и навыки получают студенты кроме профильных? 

 

— Они заканчивают профиль «Дизайн среды», но при желании смогут заниматься и книгой, и плакатом, и шрифтом, и мобильными приложениями. К концу обучения они достаточно подкованы во многих направлениях дизайна. Кроме того, у них есть богатый опыт работы в трехмерных программах.

Елизавета Белова, II курс. VIRTUAL MEMORY
Елизавета Белова, II курс. VIRTUAL MEMORY

— Какое портфолио будет иметь ваш выпускник по окончании обучения?

 

— Мы стараемся, чтобы у наших студентов в качестве портфолио были не только цифровые студенческие проекты, которые ежемодульно выкладываются в цифровое портфолио на сайте Школы дизайна, но и проекты реализованные. Например, в данный момент мы с группой студентов III курса делаем музейный проект совместно с Арт-центром Пушкинская, 10. Творческая группа готовит экспозицию «Искусство под прессом» , посвященную истории самиздата в России. В марте этот проект откроется, это будет постоянная экспозиция, серьезный музейный экспозиционный дизайн. И наши студенты смогут показать его в своём профессиональном портфолио. Многое зависит от личного участия и личной заинтересованности. Моя задача —  вовлечь студентов в процесс взаимодействия с реальным заказчиком. И это самый главный опыт, который они должны получить в итоге. Также сейчас на III курсе они весь год занимаются проектом под руководством архитектора Сергея Падалко «Город у воды». Это проект, который мы разрабатываем совместно с Гронингенским университетом (Нидерланды).

 

— Делают ли студенты практические, прикладные проекты “для жизни” и городского быта?

 

— Конечно. Например, на III курсе у нас есть проект детской площадки, которая будет вписана в проект «Город у воды» в этом году. Дизайн среды — это вообще все практическое, все для жизни. Конечно, мы всегда должны находиться одной ногой в мире искусства, но дизайн — это решение и определенных практических задач. 

Кристина Грушко, II курс, выставочный модуль компании «FARVE EKKO»
Кристина Грушко, II курс, выставочный модуль компании «FARVE EKKO»

— Дизайнер среды может проектировать не только красивую набережную, но и, например, туалет в парке. Есть ли здесь место внутреннему конфликту? 
 

—  Если кого-то унижает делать туалет в парке, мне кажется, это непрофессионализм. Маленьких ролей не бывает, бывают маленькие актеры. Можно подходить к решению любой задачи настолько творчески, неординарно и классно, что здесь никакого конфликта быть не может. 

Мария Панфиленок, II курс, выставочный модуль компании E-Choice
Мария Панфиленок, II курс, выставочный модуль компании E-Choice

— Работают ли студенты во время обучения?

 

—  Начиная с III курса сразу становится видно, что у студентов появилась работа — их сложнее поймать на вариативах и непрофильных дисциплинах. Но с другой стороны, это уже часть профессиональной карьеры, им уже приходится совмещать обучение и  профессиональную реализацию. Более того, мы это активно поддерживаем. Начиная с III курса я стараюсь привлекать студентов к реальным проектам. Одна из причин, почему мы с моими коллегами, практикующими дизайнерами и архитекторами, работаем в Школе дизайна, — это подготовка кадров для наших собственных проектов: мы на них смотрим как на будущих коллег. Это самое классное, потому что мы можем посмотреть на людей в течение их жизни, оценить их профессиональный рост и то, как они думают. Конечно, когда они закончат учиться, мы разберем их как горячие пирожки.  

 

— Кем смогут работать выпускники профиля “Дизайн среды”?

 

— Мы выпускаем бойцов, готовых включиться в творческий процесс в самом широком спектре визуальной культуры. Например, дизайн интерьера как частный случай дизайна среды. Когда человек получает навык пространственного мышления и проектирования, он может реализовывать любые задачи, в том числе и двухмерные. Первый выпуск дизайнеров-средовиков состоится в 2023 году, но уже многие наши студенты могут совершенно спокойно претендовать на позиции и в архитектурных бюро, и в дизайн-студиях, и в компаниях, связанных с медиа. Мы даем очень широкий спектр инструментария и высокий уровень компетентности, который позволит им развиваться в том направлении, в котором им захочется.

 

Жизнь абсолютно непредсказуема, реальность меняется очень быстро. К тому времени, как студенты закончат вуз, могут появиться новые специальности, о которых мы даже сейчас не подозреваем. Что происходит сейчас вокруг? NFT, биткоины и т.д. Метамодерн, в котором мы сейчас пребываем, порождает совершенно новые формы. Но визуальная культура как часть мировой культуры никуда не исчезает. Язык эстетики, которому мы учим студентов, будет всегда, пока человек жив. Наша задача — дать возможность людям выбирать свою судьбу, быть конкурентными в непростых условиях. 

Вероника Гареева, III курс. Комплексное благоустройство 2-3 линии Васильевского острова
Вероника Гареева, III курс. Комплексное благоустройство 2-3 линии Васильевского острова

— Какие они — ваши сегодняшние студенты? 

 

— Многие из них настолько сильно выросли, что могу им только позавидовать, потому что они получили колоссальную прокачку. Я участвую во многих профессиональных архитектурных конкурсах и понимаю, что с большой надеждой смотрю на наш выпускной курс. Для меня он особенный, поскольку первый и очень яркий. Но и следующие тоже подтягиваются. В чём-то им сложнее, потому что идут уже по проторенной дороге, и им есть, с чем сравнить. Но в то же время и проще, потому что у них больше ориентиров, они могут смотреть на опыт тех, кто учился до них. 

Николай Крылов, I КУРС, RILINE
Николай Крылов, I КУРС, RILINE

— Каких абитуриентов вы ждете?

 

— Мы ждем таких же классных ребят, какие у нас есть и сейчас. На первый курс они приходят еще с мировозрением школьника и с пониманием, что есть учитель, который знает ответы на все вопросы. А у нас не так. У нас есть кураторы, мы все люди творческие, у каждого из наших педагогов может быть совершенно свой взгляд. Мы ждем тех, кому интересен мир, интересны творческие эксперименты, кто хочет пробовать новое, включаться и учиться работать. У всех своя судьба, свои ритмы, здесь люди совершенно по-разному расцветают. Самое главное, чтобы был деятельный интерес к жизни.


 

— В чем ваша миссия как руководителя направления «Дизайн среды»? 

 

— Мы стараемся делать так, чтобы каждый проект имел потенциал к реализации. Мы не занимаемся бумажной абстрактной архитектурой — хотя бывает, что делаем футуристические проекты. Но я всегда стараюсь формировать у ребят понимание реализуемости их проектов. Более того, в рамках арт-практики делаю так, чтобы мы выходили на материализацию идей. Когда они видят, что их идея востребована, то совершенно по-другому воспринимают процесс обучения. Помимо технических скиллов и практики мы даем студентам главный инструмент — образ мышления и умение творчески подойти к любой задаче. Это касается и двухмерного дизайна, и трехмерного, и цифрового — какого угодно. В этом я вижу нашу основную миссию.