Видеокамеры: включать или не включать?
Коллектив исследователей департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург опубликовал в Journal of University Teaching and Learning Practice (JUTLP) статью, посвященную роли видеокамер в процессе дистанционного обучения. О неожиданных выводах, полученных в ходе исследования, в материале редакции портала.
Статья “Beyond the avatar: Using video cameras to achieve effective collaboration in an online second language classroom” была подготовлена сотрудниками департамента иностранных языков кампуса Натальей Смирновой, Владимиром Павловым и Екатериной Нужной и вышла в Journal of University Teaching and Learning Practice (JUTLP) в декабре 2021 года. В ней коллектив авторов на основании проведенного ими интернет-опроса исследует возможности видеокамер как средства взаимодействия студентов и преподавателей в ходе практических занятий по иностранному (английскому) языку в небольших группах.
Полученные ими результаты обнаружили в этом взаимодействии третьего участника — рабочий материал урока, что стало основанием для пересмотра механизмов выстраивания взаимодействия (англ. collaboration) в онлайн-пространстве.
— Что стало отправной точкой вашего исследования?
Наталья Смирнова: В ситуации пандемии мы оказались в тупике: нужно преподавать язык, а мы лишены привычного физического присутствия в аудитории, визуального контакта. Студенты не всегда включают камеры, и часто мы сидим перед рядами black boxes, не считываем вербалику студентов и не видим их реакцию на то, что происходит на занятии. Исследование стало поиском выхода из тупика, профессиональный challenge, позволяющий двигаться в сторону решения проблемы. Проект дал нам возможность понять, что происходит, и мы надеемся, что он будет полезен широкой аудитории.
Владимир Павлов: Задаваясь вопросом о роли камер, мы стремились понять, как можно улучшить взаимодействие между студентами и преподавателями в онлайн-среде.
— Что легло в его основу?
Владимир Павлов: Мы провели два опроса, в ходе которых опросили двести студентов первого курса, изучающих английский язык, и около сотни преподавателей английского и других языков петербургского и московского кампусов Вышки. Спрашивали о разных аспектах использования камер в онлайн-среде: включают камеры или нет, почему, когда и почему отключают. Нам была интересна позиция и аргументация «другой стороны», поэтому студентов спрашивали о том, когда, по их мнению, преподавателю лучше включать камеру и когда можно оставаться без нее, и наоборот — спрашивали преподавателей, как они видят процесс работы студента и когда, на их взгляд, студенту лучше быть со включенной камерой и когда без нее.
Процесс сбора данных занял месяц (июнь 2020 года) — к этому моменту мы уже три месяца преподавали онлайн, и опыт использования камер сформировался. Далее началась обработка и анализ данных, мы подали abstract, получили приглашение подать рукопись, затем было несколько этапов доработки, и в конце 2021 года статья вышла.
Наталья Смирнова: Мы кодировали полученные данные по разным линиям взаимоотношений: преподаватель и студент, преподаватель и материал (то, что дается студенту для работы, что он видит на экране), студент и материал, студенты друг с другом. Это позволило реконструировать процесс взаимодействия между ними.
— Что интересного и важного удалось выяснить?
Владимир Павлов: Выяснили, что есть разница восприятия взаимодействия и камер как его части. Преподаватели хотят, чтобы студенты были на занятии с включенными камерами, потому что они хотят взаимодействовать со студентами. Тут важно понимать, что речь в первую очередь идет про английский и вообще иностранный язык, где происходит работа в небольших группах, когда необходимо взаимодействовать визуально, преподавать фонетику. Студенты же воспринимают эту среду скорее как одностороннюю — хотят слушать, не очень хотят взаимодействовать, и поэтому не видят смысла в камере. Полагают, что преподаватель должен быть, безусловно, с камерой, а зачем им включать камеру — не очень понятно.
Наталья Смирнова: Да, результаты получились интересные, и в первую очередь любопытно то, что материалы урока стали частью триединства с двумя другими участниками взаимодействия — преподавателями и студентами. Оказалось, что иногда студенты реагируют на то, что им показывают, даже больше, чем на самого преподавателя. Это значит, что огромная роль должна уделяться тому, как мы разрабатываем визуальную поддержку занятия и как ее потом объясняем. Сюда же идет геймификация как процесс взаимодействия в первую очередь с материалом, а не с преподавателем. Это очень хорошо показывает изменение роли преподавателя в онлайн-образовании — фокус смещается с преподавателя-фасилитатора на работу с материалом, на разработку контента. Поэтому нам, преподавателям, надо смотреть на материал, который мы даем, как на независимого участника взаимодействия. Это новый challenge.
В своем исследовании мы использовали работу J.-L. Nancy “Being singular plural” (2000) как теоретическую рамку и рассматривали процесс взаимодействия через его понятие “being with others”, как соприсутствие без стремления к единению. Процесс взаимодействия, в котором есть «Я» и «Другие», переход от «Я» к «Другому», всегда очень сложный и изменчивый. Мы в нем со–присутствуем, со–здаем.
Работая в онлайн-среде со студентами и с камерами, нужно не только понимать, но и пояснять особенности и сложности этого процесса. Восприятие этой среды требует методической поддержки и, возможно, какого-то нового элемента дизайна курсов. С одной стороны, важно разъяснять студентам особенности динамики работы в онлайн-среде, а с другой — преподавателям самим надо переосмыслить технологию обучения и свою роль в процессе.
— Значит ли это, что важность взаимодействия студента с материалом отменяет требование включенных камер?
Владимир Павлов: Я думаю, что это зависит от формата занятий. Если это семинарское занятие для 15 человек, то камеры должны быть включены. Ведь, когда мы сидим в аудитории, мы же лицо друг от друга не закрываем? Если речь идет о лекции с большим количеством людей, которых все равно всех не видно, то студентам камеры, наверное, включать не обязательно.
Наталья Смирнова: Конечно, очень хочется видеть лица — это привычный аналог реальности. Но, на самом деле, четкого ответа нет. Надо адаптировать понимание материала как равнозначного участника взаимодействия и интегрировать это понимание в учебный процесс. Мы же пока не перенастроились, что и демонстрирует ответ Владимира. Он ожидает, что в маленькой группе включенные камеры создадут эффект присутствия, но если, согласно полученным данным, студенты прежде всего реагируют на материал, то именно тип материала становится верхушкой треугольника «преподаватель — студент — материал» и определяет, зачем нужна камера и нужна ли вообще.
— Даете ли вы рекомендации коллегам?
Владимир Павлов: Мы дали в статье рекомендации общего характера, но они — исключительно наша интерпретация полученных данных, с которыми коллеги могут быть не согласны. Во-первых, мы рекомендуем обсуждать со студентами использование камер и устанавливать какие-то правила, которые будут условиями взаимодействия на занятии. Мы также описали некоторые ситуации, в которых, на наш взгляд, камеру следует включать и студенту, и преподавателю, и в каких она может быть выключена. Со своей стороны скажу — очень сложно преподавать, когда ты никого не видишь, и здесь, мне кажется, студенты могли бы нам (а в итоге и себе) помочь, включая камеры. Ведь тогда, — по крайней мере, на мой взгляд, — занятие по иностранному языку будет более эффективным. Я всегда рекомендую студентам настроить виртуальный фон, чтобы было видно только их, но не их окружение. Даже записал обучающее видео по этому поводу, ссылку на которое даю студентам перед первым занятием.
Наталья Смирнова: Но первая рекомендация – сделать паузу и отрефлексировать, какова роль студента, преподавателя и материала в современном учебном процессе, понять запросы сторон, оценить самодостаточность материалов и нашу востребованность как фасилитаторов, то есть людей, которые сопровождают материал и дают экспертные комментарии.
Важно работать со студентами, доносить до них значимость визуального присутствия и групповой динамики, несмотря на разные неудобства (когда находятся в общежитии или в шумном месте). Выявилось интересное противоречие: студенты сами не хотят включать камеры, но им нравится, когда другие участники занятия включают. Это очень показательно.
Директивных советов у нас нет, мы просто пытались начать смотреть на проблему. Будем рады появлению других исследований, которые помогут всем нам адаптироваться к быстрым изменениям среды. Именно поэтому для публикации был выбран JUTLP, на страницах которого уже идет обсуждение вопросов выстраивания взаимодействия в онлайн-пространстве — наш проект с его эмпирическим фокусом гармонично вписывается в общий междисциплинарный дискурс. Хорошо, что сотрудничество сложилось, мы смогли сделать интересную публикацию и теперь будем наблюдать за развертыванием дискуссии и за тем, как меняются механизмы работы в системе высшего образования. Мы получили приглашение принять участие с этой темой в симпозиуме CollaborativeHE Symposium, который состоится 7 апреля 2022 в Калгари (Канада).
Екатерина Нужная, выпускница МП «Управление образованием» (2019), специалист по учебно-методической работе департамента иностранных языков (2017-2020), стипендиат Программы Фулбрайта (2020 – н.в.) — об использовании видеокамер на своих занятиях в американских университетах:
В США очень многое зависит от преподавателя: если он требует, чтобы камеры были включенными, студенты слушают беспрекословно. На устранение «сломанной камеры» дается неделя, и, если проблема не устранена, буквально отчисляют с курса. То есть американцы, в целом, следуют установленным правилам. Если включение камер не требуется и вопрос остается на усмотрение студента, то ключевыми факторами будут выступать психологические характеристики (не уровень языка), то есть более стеснительные предпочтут камеры не включать.
В целом американские студенты подтверждают полученные нами в ходе исследования данные: они согласны с тем, что камера повышает ощущение «присутствия», делает обучение более продуктивным и нескучным. Если нужно выполнить какое-то самостоятельное задание / тест, то камеры других, и особенно преподавателя, отвлекают и раздражают, и такая реакция может указывать на (как будто бы) недоверие между ними и преподавателем. В остальных случаях, по словам студентов, они сделали бы включение преподавателями камер обязательным условием онлайн-обучения.