• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг в построении академической карьеры

«Петербургский кампус является одним из хедлайнеров социологического образования в России». Волченко Олеся, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований и аспирант Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук рассказывает о том, что повлияло на ее решение продолжить обучение в Питерской Вышке по программе «Академическая аспирантура».

В прошлом году в петербургском кампусе впервые открылась академическая аспирантура по истории, в этом году она пополнилась еще одним направлением – социологией. Олеся Викторовна Волченко одной из первых поступила на эту форму обучения, и считает свой выбор обоснованным.

- Обучение в аспирантуре является логичным шагом в построении академической карьеры и другие варианты развития я не рассматривала в принципе. Возможно, это звучит немного самоуверенно, но с самого начала обучения в специалитете я задумывалась о работе в научной среде.

Я выбрала не совсем типичную образовательную стратегию, ведь окончив специалитет в Омском государственном университете, я продолжила своё обучение в магистратуре. Сейчас я оцениваю такое решение как однозначно правильное. Во-первых, я считаю, что нельзя недооценивать опыт смены вуза, так как в результате я «изнутри» узнала специфику двух социологических школ. Во-вторых, обучение в специалитете дало мне достаточно фундаментальные теоретические знания в сфере социологии, а так же закрепленные практикой навыки сбора и обработки социологической информации. Эта «база» была дополнена навыками, полученными в магистратуре, и теперь я чувствую в себе возможности и способности продолжить академическую карьеру.

Так как я училась в Питерской Вышке в магистратуре, решение поступать сюда же в аспирантуру казалось мне рациональным. Окончательно оно укрепилось в тот момент, когда я узнала, что теперь учиться в академической аспирантуре по направлению “Социологические науки” можно и в нашем университете. Дело оставалось за “малым”: сдать IELTS, собрать все необходимые для поступления документы, сдать вступительные экзамены и пройти собеседование. У меня это получилось. Вообще, причин остаться было несколько. С одной стороны, петербургский кампус является одним из хедлайнеров социологического образования в России. С другой стороны, за два года обучения в магистратуре я достаточно хорошо адаптировалась к специфике обучения здесь, а значит, могу в полной мере использовать все предлагаемые университетом возможности, например, посещать интересные научные мероприятия, общаться с другими исследователями, пользоваться обширной базой электронных ресурсов.

Моя магистерская диссертация была посвящена изучению влияния вовлеченности в информационные потоки на уровень доверия. Сейчас я продолжаю данное исследование и как диссертацию, и как проект в рамках работы Лаборатории сравнительных социальных исследований. Мне нравится то, что в магистерской упор был сделан на использование продвинутых статистических методов (многоуровневое регрессионное моделирование), сейчас же я сосредоточила свое внимание на разработке теоретической части. Математическое моделирование в работе тоже останется, но будет скорее приятным бонусом, а не основным фокусом.

Основных отличия у академической аспирантуры от обычной аспирантской программы два: во-первых, это стипендия, размер которой позволяет не искать дополнительные способы заработка, а сосредоточиться на исследованиях и научной карьере. Во-вторых, это возможность проходить стажировку в одном из ведущих зарубежных вузов, которая позволит изучить современные методы и подходы, используемые в сфере моего исследования. Я пока еще не определилась, в каком конкретно университете я проведу два месяца грядущего учебного года, но мы с моим научным руководителем, Эдуардом Дмитриевичем Понариным уже обсудили возможные варианты.

Академическая аспирантура - это аспирантура полного дня, часть дня занимает обучение, это лекции, семинары, мастер-классы; другую - научная работа.  Академические аспиранты обязательно участвуют в научных проектах университета. Они устраиваются на работу на исследовательские позиции в научные подразделения: лаборатории и центры. При этом, аспиранту назначается повышенная стипендия в размере 30 тысяч рублей. Академическая аспирантура максимально приближена к западной модели подготовки  научных кадров.