• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Если мы человека называем аспирантом, то он уже коллега»

Адриан Селин, профессор факультета истории и директор Центра исторических исследований, рассказывает о деятельности Центра и вовлеченности аспирантов в его работу

 Адриан Селин, профессор факультета истории и директор Центра исторических исследований, рассказывает о деятельности Центра и вовлеченности аспирантов в его работу: 

- «Центр исторических исследований» организован одновременно с факультетом истории в Питерском кампусе Высшей школы экономики.  Он сразу создавался под таким, довольно общим, названием, чтобы аккумулировать основные исторические направления, исследовательские интересы ведущих преподавателей факультета.  По сути, Центр - это рамочное исследовательское подразделение, где самостоятельно разрабатываются эти направления. Мы говорим именно о направлениях, так как при поступлении в аспирантуру люди, как правило, ориентированы на конкретных научных руководителей.  Например, Александр Михайлович Семенов: его конек -  теоретические и практически аспекты проблемы империи и национализма. Интересы Евгения Викторовича Анисимова -  история Петербурга, в широком смысле история города в Российской империи; самая топовая его тема -  Петровская эпоха, политическая история петровского и постпетровского времени XVIII и XIX века.  Юлия Александра Лайус - очень известный международный ученый, вице-президент одного из европейских обществ экологической истории, - ее интересы охватывают экологическую историю и историю естествознания, развития технологий. Что касается меня, я представляю историческую географию: историю коммуникаций, историю границ и приграничья. Это направление очень востребовано и работает на геополитические исследования. Второе моё направление -  социальная история, просопография – изучение исторического периода на основе массового анализа биографических данных. Мой основной материал - история Восточной, Центральной, Северной Европы Раннего Нового времени, XVI-XVIII веков. 

Как видите, наши темы достаточно разнородны, но мы ощущаем себя единомышленниками. Ключевые направления разрабатываются в Центре при участии других ученых Высшей школы экономики, в том числе московского кампуса. У нас достаточно мощный потенциал поддержки научных исследований, и мы не можем пожаловаться, что Фонд фундаментальных исследований и Научный фонд обходят нас стороной. Ну и мы, естественно, пытаемся найти пути для крупных проектов, связанных с внешней поддержкой.

-Как привлекаются аспиранты в исследования вашего Центра?

- Ключевая задача, и, собственно, позиция всей Вышки - обязательное привлечение в наши проекты студентов бакалавриата, магистратуры, теперь уже и аспирантуры. Студентам-первокурсникам, а это люди 17-18 лет, мы поручаем одни задачи, как правило, технические. У аспирантов они другие. Они касаются дополнительной поддержки в разработке их же научной темы, т.е. они выполняют исследовательские поручения, которые лежат в логике Центра, и при этом касаются исследуемой ими проблематики.  Само написание диссертационного исследования носит квалификационный смысл и академический. Существующая система поддержки направлена на академическую часть. Наши аспиранты, кроме стипендий, получают компенсацию за свои научные исследования. Плюс, у Вышки есть возможности поддержки поездок, стажировок и т.д.  Если есть обоснованная необходимость поехать куда-то на конференцию или научное мероприятие - здесь довольно простая схема, в течение недели этот вопрос, как правило, решается.

- Кого вы ждете к себе в аспирантуру, каким должен быть студент, чтобы вы его взяли к себе?

- Разумеется, человек, который не знает, чем он хочет заниматься, нам не нужен. Немотивированный человек хорош в бакалавриате, когда студент просто любит историю и хочет ее изучать. А если аспирант такой, то пусть он учится в другом месте, но не у нас. Аспирант должен быть инициативным. Ведь, когда человек выбирает место для учебы, он не должен привлекаться только деньгами, точнее однозначно не ими. Привлекаться студент должен научным руководством. Нам нужен человек, заинтересованный в науке. Я своим аспирантом Кузьмой Кукушкиным очень доволен: он работает над исследованием по инфраструктуре границ раннего Нового времени. О чем это? Давайте вспомним сцену в корчме в произведении Пушкина «Борис Годунов», когда Гришка Отрепьев убегает на литовскую сторону, а его пытаются поймать московские стражники. Эти контексты и исследует Кузьма – как всё было устроено на границах в Восточной Европе, насколько сложно было пересечь границу. Если его текст прочтут, и он будет воспринят, то путь в науку ему будет открыт.

- Аспирантура сейчас стала еще одной ступенью в системе образовательных программ. Аспиранты стали, по сути, студентами. Предъявляете ли вы к ним повышенные требования?

- Если мы человека называем аспирантом, то он уже коллега. Молодой, на другой квалификационной позиции, но коллега, и в этом мы с ним равны. У нас уже своя своеобразная «кухня». Например, меня пригласили на конференцию в Германию, естественно, я предложил Кузьме тоже готовиться к поездке и писать доклад. 

- Наш кампус пока не выпустил магистров, которые могли бы пойти к вам в аспирантуру.  Как легко бывшие студенты других вузов адаптируются ко внутренней среде Вышки, ее стандартам?

- У нас нет инбридинга, все наши аспиранты – выпускники других вузов. В принципе, борьба с инбридингом – это правильно и грамотно, и мы продолжим придерживаться этой стратегии набора аспирантов.  Конечно, в этом есть свои сложности. Люди приходят со своим бэкграундом, взращённые в других научных школах. Не скажу, что приходится переучивать, но некоторую адаптацию ребятам приходится проходить.  Специально для лучшего вхождения в аспирантуру у нас существует «Аспирантский семинар». Со следующего года в нем будут участвовать аспиранты уже двух курсов. Помимо аспирантов, на семинарах обязательно присутствуют все научные руководители. Эта дискуссионная площадка позволяет вместе обсудить текущее состояние работ, т.е. помимо моих советов, аспирант, чьим научным руководителем я являюсь, получает рекомендации от коллег-аспирантов и других научных руководителей.  Например, один наш аспирант пишет про гербы, изначально он шел от фалеристики (коллекционирование значков), пришел к важной социальной проблеме - как возникали гербы советских городов. Вот тут мы между собой бьемся, как лучше осветить эту тему: с точки зрения активистов тех провинциальных городов, или истории производства гербов, или политической истории – какое место занимало в обществе создание гербов.

- Насколько вы открыты к новым исследовательским темам?

- У нас есть определенные рамки. Наш принцип такой: мы можем научить только тем направлениям, в которых сами являемся специалистами. Он действует и для всего факультета. У нас читают лекции только ученые, многостаночники не приветствуются. Понятно, что в силу нашего профессионализма, мы можем читать о чем угодно, но мы стараемся, чтобы каждый делился со студентами тем, в чем он лучше всего разбирается.

- Чем отличается академическая аспирантура по истории от классической?

- Образовательный стандарт по истории разрабатывается в рамках аспирантской школы. Физически она находится в Москве. Кроме хорошей научной перспективы, наши аспиранты обладают перспективой образовательной.  Это не только философия и английский.  У нас обязательны занятия по истории, но это не студенческие лекции, я бы назвал это домашним чтением. В программу входят два курса. Первый - историографический. Понятно, что аспиранты должны иметь знания на уровне магистерских стандартов - они сдают экзамен при поступлении. Однако, один пришел с философии, другой с истории искусств.  И, конечно, какие-то новейшие историографические вещи по тем темам, которыми они не занимаются, им нужно догонять. По большому счету, этим они и занимаются. Сразу хочу сказать, что аспиранты должны довольно много читать. При этом не нужно бояться книжек, которые написаны двести лет назад, если они продолжает сохранять актуальные вещи.

Второй курс касается теоретических вопросов.  Ведь зачем историк нужен? Он рассказывает историю так, чтобы современный человек ее понял.  Сколько-то историков общество будет кормить всегда. Мы считаем своей сильной стороной, что помогаем нашим аспирантам знакомиться с тем, какие проблемы сейчас обсуждают в мировой науке и историографии. Наш аспирант должен быть в курсе, о чем сейчас пишут, какие ключевые авторы и книги выходят. Постоянно появляются издания, которые нельзя не учитывать и на которые нельзя не ссылаться. Ведь по нашим формальным критериям, аспирант на второй год обучения уже должен дать две статьи, одна из которых на английском.  А для публикации статья должна быть актуальной.

-Вы сказали о двух статьях, которые должен опубликовать аспирант. В каких журналах они должны выйти?

- Одна статья должна быть обязательно опубликована в иностранном издании, вторая - в нашем хорошем, авторитетном отечественном журнале, не обязательно, чтобы он был и ВАКовский.  В апреле был проведен рейтинг наших отечественных журналов. Есть 3-4 хороших издания второй группы. 

-В иностранное издание достаточно тяжело попасть, можно чуть ли не год ожидать своей публикации. Как же аспирант успевает опубликоваться?

- Это правда. В принципе, туда приглашают, нужно застолбить тему на ученом поле, а для этого нужно участвовать в конференциях. Поэтому мы, собственно, активно поддерживаем наших аспирантов в участии в различных научных мероприятиях. А у публикации есть разные стадии. Если статья подана в редакцию, но пока не напечатана - в Вышке есть система препринтов.   Главное для аспиранта – стремление войти в научное сообщество и инициативность. Не скажу, что это требование, я скорее хвалю наших аспирантов, которые у нас уже учатся.

 

Беседовала Елена Грузинская