• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантура + социология = исследования

Об особенностях аспирантуры в Центре молодёжных исследований и международной аспирантской мобильности нам удалось побеседовать с директором Центра и зав. кафедрой социологии Еленой Омельченко.

Об особенностях аспирантуры в Центре молодёжных исследований и международной аспирантской мобильности нам удалось побеседовать с директором Центра и зав. кафедрой социологии Еленой Омельченко.

- Аспирантура - это завершающий этап после бакалавриата и магистратуры. В отличие от прошлых лет, нынешняя аспирантура будет иметь специальную учебную программу, курсы и лекции, а также аспирантский семинар, в который, помимо обучающих занятий, обязательно будут включены доклады аспирантов, дискуссии вокруг их исследований, мозговые штурмы. Мы будем приглашать ведущих ученых, связанных с этой областью, для проведения мастер-классов; активно включать аспирантов в исследовательскую и научную публичную деятельность путем организации выездов, участия в конференциях и семинарах (это активно практикуется в Вышке). Кроме того, аспиранты должны будут выполнять работы, получать кредиты, как в обычной образовательной программе НИУ ВШЭ. И в отличие от предыдущих лет, аспирант, помимо диссертации, должен сдать финальную исследовательскую работу. Получается два разных, но связанных между собой результата работы в аспирантуре.

- Как организована в Центре международная мобильность аспирантов?

- У нас существуют два основных хорошо работающих канала международного сотрудничества. Во-первых, это Университет Глазго (University of Glasgow), куда каждый год уезжает на стажировку либо аспирант, либо стажер-исследователь. А во-вторых, это Университет Уорик (TheUniversityofWarwick), с которым у нас соглашение об обмене: два аспиранта едут к нам из Великобритании, а два наших аспиранта едут к ним. Программа сотрудничеств подписана на три года, но я уверена, что она будет пролонгирована.

Это наши устоявшиеся, налаженные международные связи. Если же говорить о планах, то на данный момент мы ведём активные переговоры с Университетом Глазго о более широких программах обмена, в рамках которых больше аспирантов и профессоров из Глазго будут приезжать к нам. С Университетом Тампере (UniversityofTampere) и Манчестерским Университетом (TheUniversityofManchester) ведутся переговоры как по аспирантским, так и по магистерским программам, и предполагают активное участие в обмене, в котором наши партнёры действительно заинтересованы. Мы рассчитываем, что уже через год наши контакты станут значительно шире. Кроме того, у нас предусмотрены экспертные консультации коллег из университетов-партнёров, например, профессор социологии Манчестерского Университета, академик Академии социальных наук Британии Хилари Пилкингтон консультирует о возможностях аспирантской стажировки.

- А если говорить о программах поддержки аспирантов Вышки в целом?

- Действительно, особое внимание надо уделить программе межкампусной мобильности Вышки, которая предусматривает целый ряд ресурсов. Прежде всего, это разнообразные гранты, направленные на мобильность аспирантов: повышенные стипендии, специальные конкурсы и прочее. Если есть профессор в другом вузе или в другом кампусе Вышки, который может дать консультацию по теме исследования или у которого можно прослушать подходящий курс, с помощью программ Вышки этот вопрос можно легко решить. То же самое с участием в профильных конференциях. Главное, что требуется от аспирантов – это не упускать свой шанс и вовремя подавать необходимые заявки.

Также наши аспиранты получают возможность участвовать в конкурсе кадрового резерва Высшей школы экономики– это конкурс публикационной активности. В этом смысле Вышка – удивительное место, которое позволяет профессионально расти, инвестировать в себя, в свой потенциал и исследовательские способности. Тем, кто мотивирован на серьёзный научный результат, Вышка даёт огромные возможности.

-Вы будете научным руководителем аспирантов, обучающихся в Центре молодёжных исследований. Какие темы и направления может выбрать аспирант для работы?

- Основное направление исследовательской активности нашего центра отражено в его названии - это молодежь, субкультуры, солидарности и все что связано с современными молодежными практиками. Хочу отметить, что мы понимаем молодежь не как отдельную, специфическую группу, а как членов всех слоёв общества, разделяющих самые разные убеждения и культуры.  Кроме того, мы можем, например, заниматься проблемами неравенства и смотреть, как оно проявляется в молодежной среде; заниматься здоровьем или проводить гендерные исследования, наблюдать процесс гендерной социализации.

Если конкретизировать направления наших исследований, то получится около пяти главных тем, на которых мы фокусируемся.

Первая и основная тема - это молодёжные солидарности. Мы наблюдаем, как современная молодёжь образует различные типы сообществ, причём мы говорим, прежде всего, о России, но в сравнении с другими странами. Здесь речь идёт не только о разных типах субкультур, но и о группах по интересам, профессиональных сообществах, политических движениях и т.д. Это направление поддерживается центром фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, который является базой нашей деятельности.

Вторая важная тема – это изучение гендерных отношений, сексуальности и телесности. Исследования по этой теме ориентированы, прежде всего, на молодое поколение. В рамках нашего центра существует научно-учебная группа, которая уже третий год развивает проекты, связанные с возрастными особенностями тела, ухода за собой, приёма пищи, контроля веса у молодёжи.

Городские исследования – третья тема, ей занимается научно-учебная группа «Креативный город». Здесь мы рассматриваем, прежде всего, формирование новых культурных площадок Санкт-Петербурга, на которых совмещаются развлечения и образование, а также новые культурные городские практики, такие, как стрит-арт.

Ещё одно очень интересное направление – изучение этничности. Уже третий или четвертый проект мы посвящаем детям иммигрантов, тому, как они адаптируются в городской среде. А сейчас идет проект изучения внешкольной активности детей иммигрантов, того, как они включаются в самые разные типы кружков.

Также мы изучаем спорт, исследуем различные спортивные направления в жизни молодежи.

Аспирант, желающий работать в нашем центре, может предложить и свою тему проекта. Выбор не обязательно должен быть напрямую связан с молодёжной средой, - он может затрагивать культурные практики других групп, вопросы возраста, пола, тела и т.п. В любом случае, можно прийти со своей идеей или проектом, и это будет только приветствоваться.

В основном, мы придерживаемся качественной методологии исследований и стараемся её развивать. Мы ориентируемся, преимущественно, на использование таких качественных методик, как включенное наблюдение, визуальная этнография (документальное кино, дневниковые записи). Однако это не значит, что мы не владеем количественными методами – в каждом проекте мы стараемся использовать разные виды исследований. Но на мой взгляд, качественные исследования – наш конёк.

- Планируются ли мероприятия в рамках ЦМИ, о которых стоит упомянуть?

- Наш центр проводит серию регулярных семинаров «СоцUp», куда мы приглашаем ярких, ключевых социологов или экспертов из смежных отраслей. Также мы постоянно проводим воркшопы с международными коллегами. А в конце октября мы организуем конференцию, посвящённую пятилетию Центра молодёжных исследований, в рамках которой мы наиболее полно осветим наши достижения, и к участию в которой будем максимально привлекать молодёжь.

- Как вы считаете, в чём основной смысл обучения в аспирантуре для социолога?

- Время обучения в аспирантуре – это время широких знакомств. Путь вхождения в специализированные, тематические и профессиональные сети всегда достаточно тяжёл и долог. Но для наших нынешних аспирантов этот путь уже почти пройден, так как они очень активны, и особая помощь им уже не нужна – их уже все знают. В этом плане сложно переоценить опыт работы в такой структуре, как Вышка – обросшей сетями, связями, контактами и известностью, - это очень мощный капитал.

Беседовала Елена Грузинская