• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая социология

Цифровые технологии изменили наш мир, и, конечно, науку, которая его изучает. Современные социологи уже не могут обходиться прежними методами исследований, и для того, чтобы они смелее обращались с цифровыми данными, в Питерской Вышке был организован курс «Основы программирования для социологов».

Цифровые технологии изменили наш мир, и, конечно, науку, которая его изучает. Современные социологи уже не могут обходиться прежними методами исследований, и для того, чтобы они смелее обращались с цифровыми данными, в Питерской Вышке был организован курс «Основы программирования для социологов».

Поступая на факультет социологии, большинство ребят даже не думали, что им представится возможность изучать компьютерные дисциплины. Но курс программирования оказался настолько интересным и практически применимым, что студенты выделяют его как один из самых запоминающихся в течение первого года обучения.   

 «Этот предмет можно назвать «Курс по изменению мировосприятия с кое-какими элементами программирования», - говорит Дарья Харькина. -  Многие вещи и процессы, которые ты не замечал до этого и воспринимал как должное, начинают превращаться в таблицы с цифрами и, главное, со смыслом».

Более подробно об этом курсе нам рассказал Михаил Улицкий: «За год обучения мы увидели, сколько интересного можно узнать с помощью цифровых исследований. На сегодняшний день вряд ли найдется хоть один человек, который не играл бы в онлайн игры. Вы спросите, при чем тут социология? Ответом будет наш «игровой» проект, в котором изучались данные многопользовательской онлайн-игры Castlot: ребята использовали журналы чатов, пытаясь выделить типы игроков и разобраться с их помощью, от чего зависит «дружелюбность» сервера для новичков. В групповых проектах мы наблюдали за мотивацией игроков, за тем, как они делятся в группы, как возникают конфликты между ними. Проект оказался настолько успешным, что им заинтересовались и сами разработчики игры.

Еще один увлекательный проект проводился Лабораторией социологии образования и науки в рамках исследования учеников школ и ПТУ Санкт-Петербурга. Мы изучали музыкальные интересы студентов техникумов и сравнили их со вкусами первокурсников Вышки. Мы не просто анализировали тексты песен, мы дополнили свою базу данных информацией о треках вместе с результатами опроса о музыкальных вкусах по соцфаку. Большая цель студентов, занятых этим проектом - придумать рекомендательную систему для музыкальных треков для пользователей ВК, основанную на существующих дружеских связях.

Нам также представилась возможность обсудить с профессором Кеном Кноспелем из  Georgia Tech (США, Атланта) во время его визита в кампус Питерской Вышки, почему цифровые исследования затрагивают не только интернет или игры, но и практически любую сферу работы человека, и как с их помощью можно делать мир лучше».

Вот как отзывается об этом курсе Стас Поздняков: ««В школе нам также преподавали программирование на Pascal. Преподавание в Вышке очень сильно отличалось от школы: сильный акцент в заданиях делался как раз на интерпретацию и социологическое видение полученных результатов, в отличие от изучения и упражнений с кодом, кодом и только кодом. Приятно удивила готовность наших преподавателей по курсу к диалогу: они всегда были рады помочь и подробно ответить на вопросы».



Подготовила Екатерина Ершова