Must read : религиозность и этничность молодежи
Серию must read мы продолжаем подборкой статей на тему религиозности и этничности молодежи.
Тематическая подборка статей напрямую связана с продолжающейся полным ходом экспедицией в Улан Удэ . Пока мы ждем новостей из поля от коллег, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми работами отечественных исследователей, изучающих религиозность и этничности российской молодежи.
Александрова Е. А., Хухлаев О. Е. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – Т. 19.
Работа посвящена изучению религиозной идентичности – интересному феномену современной культуры. В исследовании авторы используют междисциплинарный подход, что позволяет работать на стыке антропологии культурной и психологической, психологии, социологии, культурологии и истории религии. Полученные данные позволили выделить значимые для исследуемой группы факторы, отмечающие такие уровни религиозной идентичности как эмоциональное переживание собственной религиозности, потребность связи с высшими силами, что позволяет выйти на другой уровень осознания реальности бытия. Одновременно исследователи обращаются к социальной роли совместных религиозных действий.
На основе проведенного анализа, авторы делают выводы о структуре религиозной идентичности калмыцкой студенческой молодежи. Конфирматорный факторный анализ подтвердил, что наиболее выраженными компонентами религиозной идентичности являются «индивидуальная внешняя идентичность» и «индивидуальная духовная (внутренняя) идентичность». Среди наименее значимых факторов – «социальная религиозная идентичность».
Уфимцева Е. И. Роль семьи в религиозном воспитании в оценках мусульманской молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2014. – Т. 14. – №. 1.
Автор рассматривает значение и роль семьи в процессе религиозной социализации мусульманской молодежи в современном российском обществе. В статье проводится теоретико-методологический анализ процесса формирования религиозности и описываются результаты эмпирического исследования семейных практик мусульманской молодежи Саратова.
Исследование показывает, что в контексте выявленных семейных практик религиозная социализация молодежи осуществляется преимущественно в двух направлениях: выбор «формальной религиозности» и выбор «подлинной религиозности». «Формальная религиозность» отличается слабой степенью доминирования религиозной установки, а религиозность является формальным следствием этнической принадлежности. «Подлинная религиозность» преобладает в анализе, такой тип характеризуется средней степенью доминирования религиозной установки, ему присущи религиозная самоидентификация и стремление в повседневной жизни следовать нормам мусульманской веры. Этот выбор осуществляется уже в молодом возрасте, когда главным институтом религиозной социализации становится религиозная община.
Уфимцева Е. И. Особенности воцерковления в оценках православной молодежи //Социологические исследования. – 2013. – №. 1. – С. 127-134.
Статья посвящена вопросам религиозной социализации, которую автор предлагает рассматривать как двусторонний процесс освоения конкретной религиозной традиции, ее вероучения, правил, норм и ее обособления от других религиозных традиций.
Религиозная социализация православной молодежи в России – процесс сложный, противоречивый и поливариативный, с негарантированным результатом. Процесс автор разделяет на две фазы воцерковления в зависимости от уровня религиозной активности: пассивная и активная. Пассивная фаза характеризуется формальным участием и неосознанностью; активная – возрастанием уровня религиозной активности православных верующих. На успешность процессе воцерковления оказывает влияние также и уровень ресурсного обеспечения со стороны РПЦ: наличие образовательных программ, институциональная организация молодежного досуга и индивидуальное приходское консультирование.
Алиева А. Б. Особенности развития малой православной внеприходской общины //Религиоведческие исследования. – 2016. – №. 13.
В статье представлены результаты тематического исследования с фокусом на малочисленную православную христианскую общину как части Преображенского братства. Община была сформирована из группы молодежи (от 15 до 20 лет), а целью ее создания стало знакомство молодых людей с христианством, русской культурой и искусством, тесно связанным с православием.
Групповая динамика внутри сообщества связана с развитием межличностных отношений и взаимодействий, а также с участием в церковной жизни. Исследование описывает способы интеграции религиозных практик в повседневную жизнь членов сообщества. Этапы развития малой православной общины – это длительная практика межличностного общения, преодоления конфликтов, поиск и нахождение смысла и форм воплощения христианской церковной жизни, обретение практического богопознания и нахождения путей самоорганизации в самом обществе.
Гарипов Я. З., Нурулина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации //Социологические исследования. – 2011. – №. 8. – С. 123-131.
Статья посвящена изучению процесса конфессиональной социализации и ценностных ориентаций мусульманской молодежи в контексте формирования толерантных отношений в российском обществе. Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы, полученные в ходе опроса учащихся-шакирдов мусульманских учебных заведений.
Актуализация вопроса конфессиональной социализации молодежи связана с процессом религиозного возрождения, который признается значимым явлением в России, произошедшим за последние 10 лет. Конфессиональную социализацию автор определяет, как процесс освоения индивидом догматов, норм, правил и ценностей конкретной религиозной общности и, как следствие, формирование собственной духовной культуры индивида и способности реализовывать себя в качестве члена религиозной общины. Автор делает вывод об определяющей роли этнической составляющей в процессе социализации мусульманской молодежи. Особую роль в \том процессе он отводит этноязыковой ориентированности семейной социализации.