• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Must read : религиозность и этничность молодежи

Серию must read мы продолжаем подборкой статей на тему религиозности и этничности молодежи.

Must read : религиозность и этничность молодежи

Тематическая подборка статей напрямую связана с продолжающейся полным ходом экспедицией в Улан Удэ . Пока мы ждем новостей из поля от коллег, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми работами отечественных исследователей, изучающих религиозность и этничности российской молодежи.

 

Александрова Е. А., Хухлаев О. Е. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2017. – Т. 19.

Работа посвящена изучению религиозной идентичности – интересному феномену современной культуры. В исследовании авторы используют междисциплинарный подход, что позволяет работать на стыке антропологии культурной и психологической, психологии, социологии, культурологии и истории религии. Полученные данные позволили выделить значимые для исследуемой группы факторы, отмечающие такие уровни религиозной идентичности как эмоциональное переживание собственной религиозности, потребность связи с высшими силами, что позволяет выйти на другой уровень осознания реальности бытия. Одновременно исследователи обращаются к социальной роли совместных религиозных действий.

На основе проведенного анализа, авторы делают выводы о структуре религиозной идентичности калмыцкой студенческой молодежи. Конфирматорный факторный анализ подтвердил, что наиболее выраженными компонентами религиозной идентичности являются «индивидуальная внешняя идентичность» и «индивидуальная духовная (внутренняя) идентичность». Среди наименее значимых факторов – «социальная религиозная идентичность».

Уфимцева Е. И. Роль семьи в религиозном воспитании в оценках мусульманской молодежи //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2014. – Т. 14. – №. 1.

Автор рассматривает значение и роль семьи в процессе религиозной социализации мусульманской молодежи в современном российском обществе. В статье проводится теоретико-методологический анализ процесса формирования религиозности и описываются результаты эмпирического исследования семейных практик мусульманской молодежи Саратова.

Исследование показывает, что в контексте выявленных семейных практик религиозная социализация молодежи осуществляется преимущественно в двух направлениях: выбор «формальной религиозности» и выбор «подлинной религиозности». «Формальная религиозность» отличается слабой степенью доминирования религиозной установки, а религиозность является формальным следствием этнической принадлежности. «Подлинная религиозность» преобладает в анализе, такой тип характеризуется средней степенью доминирования религиозной установки, ему присущи религиозная самоидентификация и стремление в повседневной жизни следовать нормам мусульманской веры. Этот выбор осуществляется уже в молодом возрасте, когда главным институтом религиозной социализации становится религиозная община.

Уфимцева Е. И. Особенности воцерковления в оценках православной молодежи //Социологические исследования. – 2013. – №. 1. – С. 127-134.

Статья посвящена вопросам религиозной социализации, которую автор предлагает рассматривать как двусторонний процесс освоения конкретной религиозной традиции, ее вероучения, правил, норм и ее обособления от других религиозных традиций.

Религиозная социализация православной молодежи в России – процесс сложный, противоречивый и поливариативный, с негарантированным результатом. Процесс автор разделяет на две фазы воцерковления в зависимости от уровня религиозной активности: пассивная и активная. Пассивная фаза характеризуется формальным участием и неосознанностью; активная – возрастанием уровня религиозной активности православных верующих. На успешность процессе воцерковления оказывает влияние также и уровень ресурсного обеспечения со стороны РПЦ: наличие образовательных программ, институциональная организация молодежного досуга и индивидуальное приходское консультирование.

Алиева А. Б. Особенности развития малой православной внеприходской общины //Религиоведческие исследования. – 2016. – №. 13.

В статье представлены результаты тематического исследования с фокусом на малочисленную православную христианскую общину как части Преображенского братства. Община была сформирована из группы молодежи (от 15 до 20 лет), а целью ее создания стало знакомство молодых людей с христианством, русской культурой и искусством, тесно связанным с православием.

Групповая динамика внутри сообщества связана с развитием межличностных отношений и взаимодействий, а также с участием в церковной жизни. Исследование описывает способы интеграции религиозных практик в повседневную жизнь членов сообщества. Этапы развития малой православной общины – это длительная практика межличностного общения, преодоления конфликтов, поиск и нахождение смысла и форм воплощения христианской церковной жизни, обретение практического богопознания и нахождения путей самоорганизации в самом обществе.

Гарипов Я. З., Нурулина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации //Социологические исследования. – 2011. – №. 8. – С. 123-131.

Статья посвящена изучению процесса конфессиональной социализации и ценностных ориентаций мусульманской молодежи в контексте формирования толерантных отношений в российском обществе. Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы, полученные в ходе опроса учащихся-шакирдов мусульманских учебных заведений.

Актуализация вопроса конфессиональной социализации молодежи связана с процессом религиозного возрождения, который признается значимым явлением в России, произошедшим за последние 10 лет. Конфессиональную социализацию автор определяет, как процесс освоения индивидом догматов, норм, правил и ценностей конкретной религиозной общности и, как следствие, формирование собственной духовной культуры индивида и способности реализовывать себя в качестве члена религиозной общины.  Автор делает вывод об определяющей роли этнической составляющей в процессе социализации мусульманской молодежи. Особую роль в \том процессе он отводит этноязыковой ориентированности семейной социализации.