Конференция Центра молодежных исследований «Городские молодежные культуры»
С 30 ноября по 1 декабря 2017 года в корпусе на набережной Канала Грибоедова состоялась международная конференция ЦМИ «Городские молодежные культуры: солидарность, креативность, активизм».
На конференции выступили исследователи из Екатеринбурга, Казани, Елабуги, Новосибирска, Улан-Удэ, Москвы, Ульяновска, а также из других городов России. Зарубежные участники приехали из Великобритании, Норвегии, Финляндии, Латвии, Эстонии и многих других регионов страны. И, конечно, в конференции приняли активное участие сотрудники ЦМИ.
Конференцию открывал заместитель директора питерского кампуса НИУ ВШЭ, декан Школы социальных и гуманитарных наук Даниил Александров. После того как он поприветствовал участников, слово было предоставлено руководителю Центра Молодежных Исследований Елене Омельченко. Она рассказала о результатах проекта Российского Научного Фонда «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Это исследование было посвящено сравнению городских молодежных сцен, культурного потребления и жизненных ценностей молодежи в Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске и Махачкале.
В первый день конференции работало 8 секций. В секции «Культурные практики молодежи в городских пространствах» доктор философии Сергей Кропотов рассказал о екатеринбургских уличных художниках, особое внимание уделив работам Тимофея Радя. По мнению Кропотова стрит-арт – это, с одной стороны, спорт (поскольку требует навыков альпинизма), а с другой - анархистская практика сопротивления, попытка присвоить городское пространство, придать дать привычным объектам новые смыслы и, в то же время, сделать высказатьсяывание по актуальным вопросам общественной жизни. Например, надпись «Соберись», которую Радя сделал на стене разрушенного завода, - это попытка осмыслить разрушение индустриального города в эпоху постфордизма.
В этой же секции выступила доцент НИУ ВШЭ Оксана Запорожец с темой «Цой жив! Сохранение памяти о себе и кумирах в городских пространствах». Исследователь рассказала об истории мест, связанных с почитанием Виктора Цоя: его могилы, стены Цоя на Арбате и в Минске, бара Камчатка и т.д. Запорожец объясняет популярность такихтакого рода объектов тем, что они являются не столько местом скорби, сколько местом ностальгии по ушедшей молодости. Правда с каждым годом количество людей, которые проходят по этому маршруту в день памяти музыканта, уменьшается. С другой стороны, появляются схожие способы памяти в отношении других артистов, например, Горшка, солиста группы «Король и Шут».
После обеда состоялось пленарное заседание, на котором выступил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. Его доклад «Миллениалы на фоне предшествующих поколений» был посвящен различиям практик поведения и восприятия пяти поколений россиян с 1940 по 2000 годы по данным 25 волны RLMS-HSE. Наибольший разрыв был зафиксирован между 3 и 4 поколением. Во-первых, младшие поколения больше учаться, дольше живут с родителями и позже выходят замуж и заводят детей. Во-вторых, они больше пользуются гаджетами и чаще пользуются социальными сетями и мобильным интернетом. В-третьих, на что Радаев обратил внимание, они на 20% меньше пьют, курят и больше занимаются спортом. Он объяснил это тем, что с одной стороны в стране проходит самая длительная антиалкогольная кампания, а с другой – тем, что в кризис люди всегда пьют меньше. Наконец, два последних поколения больше посещают культурных мероприятий, встречаются с друзьями и выезжают на природу. По мнению Радаева эти различия –являются признакиами социального перелома в России.
После выступления Радаева начала работу англоязычная секция «Digital youth cultures and urban spaces». Сначала Маргарита Кулева и Анастасия Саблина расскзали о двух стратегиях игры в Pokemon Go в российских городах: командная игра или одиночная охота. После них выступили ученые из Финляндии: сначала Арсений Свинаренко осветил то, как Pokemon Go формирует новые способы солидаризации и мобильности в молодежной среде, а затем Хета Мулари рассказала о своем этнографическом исследовании сообщества хельсинских циркачей и практиках активизма, которые они используют.
Первый день конференции завершился показом двух частей документального социологического фильма Дмитрия Омельченко «Молодежь Казани».
Второй день открылся пленарным докладом профессоров Манчестерского Университета Хилари Пилкингтон и Аджмала Хуссейна. Они рассказывали про вызовы проживания в мультикультурной среде для современной молодежи в Британии. Отличный настрой подхватил исследователь NOVA, профессор Вигго Вестель (Осло, Норвегия), рассказав о поколенческих промежуткахразрывах и экстремизме.
Далее конференция разделилась на шесть секций, три параллельные, две из которых были русскоязычными и одна англоязычная.
Названия секций:
Культурные практики молодежи в городских пространствах
Гражданская активность молодежи
Local youth scenes in urban spaces
Молодежные (суб)культуры: стереотипы и смыслы
Рисковые категории молодежи и социальная политики
North Caucasian youth: identities and discourses
Полную программу прошедшей конференции можно посмотреть здесь
Программа конференции (DOCX, 38 Кб)
А завершилась она подведением итогов и обсуждением нюансов работы с молодежью на основании молодежных исследований на круглом столе.
Мы попросили организаторов конференции прокомментировать итоги прошедшего научного симпозиума:
Конференция была посвящена завершению нашего проекта по молодежным сценам в 4 городах, который финансировался РНФ. Около 10 докладов были сделаны по материалам этого проекта, и, поскольку я его курирую, то я ходила на все секции с нашими докладами. В рамках проекта реализовалось 8 кейсовых исследований по изучению разных культурных сцен; это было уникально и интересно. Также я руководила секцией об идентичности мусульманской молодежи: мы пригласили нашу финскую коллегу, Тиину Соткасииру, которая проводила исследование в Кондопоге, где изучала об идентичностяхи молодых людей из Северного Кавказа, а также в этой секции в двух докладах были представлены материалы нашего проекта, собранные в Дагестане. Кроме того в этой секции был доклад еще одной нашей коллеги о том, как в Финляндии проводится работа с эмигрантский молодежью.
Расскажите о географии участников конференций
Помимо проекта по молодежным сценам на конференции были представлены еще два проекта ЦМИ, в которых мы сотрудничали с иностранными коллегами. Один из них это проект DiMe про цифровую молодежь в Хельсинки и Санкт-Петербурге. В свое время, мы вышли на Сеть молодежных исследователей Финляндии, и на нашей конференции выступили несколько его представителей, например, Пияйави Хонкатукиа, которая сейчас занимается дигитализацией молодежи и метро. Другой проект – это PROMISE, где руководителем эмпирической части является была Хилари Пинклкингтон из Манчестерского университета. На конференции она вела секцию по социальному включению маргинализируемой молодежи и на которой были представлены отдельные результаты проекта. Также были коллеги из Норвегии и Латвии.
Очень радует, что до нас доехали наши коллеги из московской Вышки: преподаватели Оксана Запорожец и Наталья Самутина, а также была целая студенческая секции, подготовленная московскими студентами, про хипстеров. Были еще люди из Татарстана, Екатеринбурга, Новосибирска, Ульяновска, Улан-Удэ.
Такие конференции очень сложно организовывать, но я считаю, что они очень важны, потому что таким образом мы знакомимся и формируем сообщество молодежных исследователей. В нашем центре мы стараемся показать что молодёжь – это не только проблема. Ведь существуют различные креативные опыты, эксперименты, площадки, где производится что-то социально значимое для формирования ее идентичности, гражданской позиции и, как минимум, для ее взросления. Те, кто не сумел доехать к нам в этот раз, могут нам написать, пройти стажировку у нас или прийти к нам на семинар и выступить.
Эта конференция - одна из самых сильных из тех, которые мы проводили. Она была монографического формата, что бывает редко. Основное содержание было посвящено одному проекту, поэтому почти всемногие доклады касались либо полученных в результате исследования данных, либо затрагивали вопросы нашей конференции. Мой доклад подытожил и поместил проекты и его результаты проекта в некую постсоветскую дискуссию относительно молодежного пространства.
Какие доклады вам запомнились?
Хилари Пилнклкингтон говорила про такие значимые моменты как радикализация, усиление правого крыла в европейском пространстве. Вадим Радев выступил с крутым докладом про поколенческие различия, о том, когда произошел поколенческий перелом в отношениюи к алкоголю. Это очень значимо для поколенческого портрета. Ну и Вигго Вестель, он тоже уникальный исследователь в том плане, что он уже 30 лет занимается исследованием молодежных культур и сам в свое время был хиппи, и прошел через панк сцену, и музыкой занимался. И он действительно использовал классическую этнографию с включенным наблюдением.
Трудно было подготовиться к конференции?
Невероятно трудно. Конференция это всегда суета, беготня. Помимо определённого контента там очень много административных вещей. Тут я обязательно должна отметить нашу административную группу, которая занималась сопровождением этого мероприятия: Алену Кравцову, Надю Васильеву, Женю Церковникову, Яну Сысоеву, Юлю Ревину, Анну Выговскую и Юлю Субботину. Еще был огромный штаб волонтеров, которых теперь Вышка предоставляет к каждому международному проекту: они встречали людей внизу, провожали, все это выглядело красиво. И, наконец, хотелось сказать спасибо декану филологии Казарцеву Евгению Вячеславовичу, который помог рекрутировать студентов для синхронного перевода: для них это был опыт, а для нас – неоценимая помощь.
Все получилось и содержательно, и неформально. Проект был концентрированный и очень значимый: и для науки, и для нашего центра.