Делаем Док
Мастерская документального кино и фотографии, которой руководил научный сотрудник Центра молодежных исследований Дмитрий Омельченко, завершила год премьерами 8 документальных проектов. В материале делимся подробностями работы Мастерской.
На протяжении всего учебного года студенты разных специальностей и курсов учились снимать и создавали документальные проекты. Изначально ставилось ограничение на участие в Мастерской – 20 человек, но на разных этапах в проекте работали до 30 студентов, желающих поучаствовать, в том числе и без получения кредитов и оценок. Филологи, социологи, юристы, экономисты, дизайнеры и управленцы, бакалавры и магистры снимали фильмы и фотоистории о том, что их окружает, выбирая сюжеты и форматы исходя из собственных интересов и личного видения. 3 июля прошла презентация работ.
Руководил проектом научный сотрудник Центра молодежных исследований, социолог, режиссер-документалист Дмитрий Омельченко.
Изначально мы делали акцент на том, что не будем остервенело учить социологию (поскольку мастерская задумывалась на базе опыта исследовательской работы в Центре молодежных исследований) и зубрить теорию документального кино, и никто не будет требовать, чтобы технические настройки камер были знакомы как «Отче наш». Хотя всему этому в той или иной степени мы уделили время в образовательной части проекта. В первую очередь, мы постарались конвертировать внимание к себе в навык интереса к окружающим нас людям, к историям, которые эти люди могут предложить. Главной задачей мы ставили ухватить сюжеты жизненных путей и постараться их правильно экранизировать. Не так важно, сколько миллионов зрителей будут внимать нашим голосам и голосам наших героев, мы полагаем, что, искренне спросив, узнав и рассказав, мы разовьем этот невероятно важный, иногда атрофированный или заснувший внутри авторов навык эмпатии. А уже вместе с шевелением этого навыка, параллельно, мы объяснили и как видеть, и как снимать, и как монтировать полученную от других людей историю, но наверняка отражающую в какой-то степени и нас самих. Поэтому нынешняя специальность участника проекта не важна, важны желание стать автором-наблюдателем за элементами реальности, быть открытым к ее получению и стремление анализировать незашоренным взглядом.
Тем не менее, важно сказать про теоретическую базу. Внутри образовательной части проекта было много занятий, посвященных связи изучения общества и кинематографической ретрансляции, были занятия по документальной фотографии, а это очень важное направление, так как во многом оно концептуально отличается от документального кино. Хотелось бы выразить благодарность Светлане Булатовой, мастеру документальной фотографии, которая согласилась помогать в этом направлении и провела для участников Мастерской важнейшие мастер-классы. Были показы, просмотры, обсуждения классических документальных картин, занятия по устройству камеры, технике разговора с героем в кадре, рекрутингу героев, выходу в поле и выбору истории для документального рассказа. Отдельное спасибо хотелось бы сказать теоретику документального кино, старшему преподавателю Школы дизайна Дарине Поликарповой, которая провела три потрясающих занятия.
Практически сразу мы начали снимать. Важно было попробовать свои силы, поскольку у меня есть твердая уверенность, что лучше один раз попробовать самому, чем с десяток раз послушать, как что-то пробовали другие. Участники проекта начали набивать те шишки, о которых предупредить нельзя, которые невозможно объяснить, а в кинопроизводстве это одна из самых важных технических вещей – уметь предвидеть сложности, которые ждут тебя в реальности «за поворотом». Повстречавшись с техническими, логистическими проблемами, с эмоциональными трудностями пропуска через себя историй других людей, участники проекта в итоге пришли к работе над финальными темами документальных проектов. Эти темы и язык, выбранный для их освещения, оказались очень разными: студенты рассказали о бездомности, о молодых и не очень молодых музыкантах, об инклюзивном театре, о любви, о дружбе через текстуальный, поэтический, перформативный, фотографический, книжный и, конечно же, киноязык.
О своих проектах рассказали две участницы Мастерской.
Кристина Рыжухина, студентка 3 курса бакалаврской программы «Социология и социальная информатика»
Наш фильм называется «Путь Домой», и повествует он, в первую очередь, о бездомности. Мы стремились рассказать про этот концепт через взгляд на него людей, которые или сами имеют опыт бездомности, или сталкиваются с ней на регулярной основе, как, например, работники помогающих благотворительных организаций, таких как «Ночлежка».
В работе над фильмом, особенно над таким социологическим, как в нашем случае, большую значимость имеет понимание концепта, скрывающихся за ним процессов, а также четкая проработка основанной на концептуальной рамке идеи. Во многом в этом нам помог опыт сотрудницы Центра молодежных исследований Евгении Кузинер, которая уже много лет занимается исследованиями бездомности. При работе над идеей для фильма мы опирались на статьи Евгении. Кроме того, нам удалось проконсультироваться с ней о работе с бездомными людьми, и она предложила множество идей вопросов для интервью.
Ничего не получилось бы без крутой съемочной группы, которой я хотела бы выразить личную благодарность. Нам с коллегами по съемкам, Петровой Алиной и Елисеевой Елизаветой, удалось слаженно выстроить работу над проектом, поэтому процесс съемок принес исключительно положительные эмоции.
Мы с коллегами настолько загорелись документалистикой, что планируем продолжить совместную работу уже в рамках независимого творческого объединения. Сейчас мы работаем над проработкой концепта и созданием социальных сетей, будем рады в скором времени представить нашу работу уже широкой публике!
Кроме того, мы очень гордимся нашим первым крупным проектом и готовим его для отправки на конкурсы документального кино.
Кристина Инякина, студентка магистерской программы «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах»
Наш фильм «Мы рядом» рассказывает о театральной компании, творческом объединении «Разговоры». Это театральная студия или, скорее, лаборатория, где занимаются профессиональные актеры и нейро-отличные люди и студенты фонда «Антон тут рядом» под руководством Бориса Павловича, театрального режиссера, актера, педагога. Ребята занимаются актерским мастерством, в своем творчестве они наследуют традиции ОБЭРИУ, экспериментируют с театральной формой, объединяют пластический театр, поэзию и театр абсурда. Нам важно было рассказать о том, как люди с ограниченными возможностями могут проявлять себя, иметь хобби, преуспевать в этом, и что это должно быть нормой, об уникальности этого пространства и людей. Наш фильм об общечеловеческих ценностях, о бескорыстной работе, энтузиазме, добросердечности, душевной теплоте, о людях разных возрастов, профессий, взглядов, целей, но объединенных любовью к театру.
Из сложностей при реализации проекта выделю два вида: технический и эмоциональный. Технически было тяжело сразу сориентироваться, были проблемы с записью звука, освещением и работой с камерой без штатива, трудно было ловить яркие эпизоды при таком большом количестве людей в пространстве, где все время что-то случается. Эмоционально: сначала у нас было много опасений и страхов – как подходить с камерой, как на это отреагируют ребята с ментальными особенностями, какие вопросы задавать уместно, как вступить в более доверительные отношения, найти связь. Также сложно было выловить ребят на интервью, потому что либо было занятие, либо обед, то есть время на отдых, а после все, как правило, быстро разбегались. Перемены настроения у ребят тоже были. В итоге, мы провели несколько репетиций вместе, смогли даже сблизиться, и это перестало быть проблемой. Все очень дружелюбные и открытые, просто нужно было время.
Говоря о будущем фильма, в первую очередь, нам надо исправить все технические нюансы, довести все до ума. В дальнейшем мы хотим отправить заявки на фестивали. В планах также реализовать что-то похожее на кинолабораторию при «Разговорах», поработать с ребятами еще, но уже в другом формате.
Очень радует, что проекты оказались не только местом для пробы пера, а смогли стать или в перспективе могут стать интеграционными проектами, новыми увлечениями, социальной миссией, пространством творческой реализации. Среди работ были не только кинопроекты, студенты подготавливали фотоработы, одним из ярких результатов стал зин, выпущенный студентом 3 курса бакалаврской программы «Филология» Данилом Шведом.
Данил Швед, студент 3 курса бакалаврской программы «Филология»
С одной стороны, это наглядная энциклопедия или справочный материал о культуре катания в Луках с конца 2010-х годов до сегодняшнего дня. С другой стороны, «Граждане» – визуализированная история общения и дружбы очень разных людей, объединенных одним увлечением, одной общей страстью.
Данил планирует печать своего зина. Его можно заказать, написав автору.
Могу отметить, что мы эффективно интегрировали нашу работу в активность нашего медиацентра. Отдельная благодарность его руководителю Степану Лихачеву, который помогал ребятам разобраться с техникой, со съемками в студии». Также была использована прочая техническая инфраструктура университета, в частности речь идет о монтажных студиях, расположенных в корпусе на канале Грибоедова.
Мы, конечно, планируем развивать проект. Какие-то шороховатости были, но определенное видение их решения уже есть. Мы надеемся на большее количество фильмов и яркое освещение уже отснятых. Мы обязательно откроем проект в начале следующего учебного года и продолжим делать док.
Омельченко Дмитрий Анатольевич
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник
Поликарпова Дарина Александровна
Санкт-Петербургская школа дизайна: Старший преподаватель