8 апреля младший научный сотрудник ЦМИ Наталья Соловьева провела лекцию о постпамяти
В Открытой Гостиной Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова прошла лекция-дискуссия Натальи Соловьевой. Делимся ключевыми моментами из выступления.
Младший научный сотрудник Центра молодежных исследований Наталья Соловьева выбрала для выступления тему «Тоска по времени, в котором мы не жили: прошлое в историях молодежи о настоящем». Она рассказала слушателям о том, как феномен постпамяти прослеживается в рассуждениях современных молодых людей и как это можно интерпретировать.
При подготовке выступления были использованы данные нескольких проектов, реализованных сотрудниками Центра молодежных исследований: Выбор жизненных стратегий талантливой молодежью и ее роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы «утечки мозгов», «Гении места»: роль молодежи в инновационном развитии городов, Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи.
В ходе выступления Натальи рассматривались несколько вопросов: что такое постпамять и постпоколение, как происходит трансляция постпамяти, какие травмы, связанные с соцгорадами и этничностью, присутствуют в идентичностях молодежи, как постпамять проявляется в разговорах о поколении, зачем молодежь обращается к постпамяти.
Наталья подчеркнула, что память связана с эмоциями, она имеет живых носителей и может затухать и возрождаться, в то время как история реконструирует то, чего нет, и исследуется профессионалами. Основой же постпамяти является обращение постпоколения к событиям прошлого, часто травматическим. В контексте лекции это события, затронувшие поколение родителей современных молодых людей и более старшие поколения.
Спикер рассказала аудитории, что в кейсах проводимых коллективом ЦМИ исследований молодые люди говорили о вынужденном переезде предков, сохранившихся со времен Великой Отечественной войны фотографиях города, не работающих больше предприятиях, 90-х годах прошлого столетия. Об этих событиях молодежь узнает не только в семье, но и через работы фотографов, художников, музыкантов, медиа, а также материалы государственных структур. При этом семейная постпамять может быть полностью согласована с официальной версией постпамяти, становиться альтернативой или вовсе не транслироваться младшим поколениям.
Говоря о причинах обращения молодых людй к постпамяти, Наталья выделила трудности поиска символов, достижений в новой эпохе, популяризацию советского прошлого в кино и государственную политику, которая порождает ностальгию.