• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пожалуй, самые сильные и яркие впечатления остались от встреч с коллегами – учеными и исследователями», – директор ЦМИ Елена Омельченко рассказала о визите в Индию

В феврале делегация петербургского кампуса Вышки посетила несколько университетов Индии. Среди участников визита – директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко. Елена Леонидовна поделилась своими впечатлениями о поездке и рассказала о возможностях для сотрудничества.

«Пожалуй, самые сильные и яркие впечатления остались от встреч с коллегами – учеными и исследователями», – директор ЦМИ Елена Омельченко рассказала о визите в Индию

Омельченко Елена Леонидовна,
Центр молодежных исследований: Директор центра

Визит в Индию стал для меня настоящим открытием – страны, людей, городской атмосферы с ее воздухом, звуками и запахами, особенного культурного ландшафта повседневной жизни. Индия оказалась очень разной, мало похожей на образы из литературы и кино. За 14 дней мы посетили 10 университетов и колледжей в 5 городах Республики Индии, провели встречи и переговоры с профессорами, преподавателями и администрацией, познакомились со студентами и аспирантами разных образовательных программ. Пожалуй, самые сильные и яркие впечатления остались от встреч с коллегами – учеными и исследователями. Обмен мнениями, знакомство с академическими интересами и практическими результатами исследований индийских коллег в каждом университете проходили в режиме дружеской, профессионально ориентированной беседы.  Уже в ходе знакомства возникали конкретные идеи по сотрудничеству и взаимодействию в разных направлениях наших компетенций.

Для меня, как социолога, специализирующегося в поле молодежных исследований, самыми перспективными направлениями будущего сотрудничества стали переговоры об организации и открытии Зеркальных лабораторий. Так, с коллегами из Индийского института менеджмента в Индоре идея Зеркальной лаборатории связана с исследованиями экологического сознания молодежи и стратегиями управления мусором. С коллегами из Унивеситета Ахмадабада обсуждалась тема адаптации иногородних и иностранных студентов к жизни в мегаполисах, включая вопросы поколенческих различий и ментального благополучия.

Вопросы, напрямую связанные с молодежными исследованиями, активно обсуждались с коллегами департамента социологии Университета Дели и Института социальных наук Тата (TISS). Так, например, в Университете Дели мы договорились с коллегами о проведении серии воркшопов и семинаров для детального обсуждения общих тем в перспективе сравнительных исследований молодежных культур, стилей жизни и гендерных вопросов в Индии и России, развития методологии качественных исследований и этнографии молодежной жизни в городах и селах двух стран. Также мы договорились об участии коллег в юбилейной конференции ЦМИ (15 лет) осенью этого года. Обсуждался вопрос о возможностях и перспективах работы по открытию программы двойного диплома между департаментом социологии Университета Дели и магистерской программой «Современный социальный анализ» НИУ ВШЭ в Санкт Петербурге. С Университетом TISS в Мумбаи мы предварительно договорились о проведении совместного семинара для определения тем и направлений совместных исследований и разработок в части молодежной политики и молодежных сервисов, включая молодежное предпринимательство. Ярким впечатлением от общения с коллегами из этого университета и университетской жизни стало их практико-ориентированная политика по раннему вовлечению студентов в работу негосударственных и некоммерческих организаций, в социальную работу с группами, находящимися в трудных жизненных обстоятельствах, в частности с женщинами, освободившимися из мест заключения.

Мне удалось представить результаты исследований нашего центра на лекции «Молодежь и миграция: теоретическая и эмпирическая перспективы» для студентов, аспирантов и преподавателях в Университете UPES в Дехрадуне (School Of Liberal Studies). В ходе лекции и последующей дискуссии горячо обсуждались общие и различающиеся проблемы внутристрановых и международных потоков миграции молодежи Индии и России, особенности образовательной и трудовой миграции, вопросы адаптации иногородних студентов в принимающих регионах и странах.