• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зеркальные лаборатории: итоги года и планы на будущее

Подходит к концу третий год проекта Зеркальных лабораторий «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции»‎. Ирина Лисовская и Евгения Кузинер подвели итоги проекта и рассказали и о возможных будущих направлениях исследования.

Зеркальные лаборатории: итоги года и планы на будущее

© ЦМИ
Лисовская Ирина Викторовна

Центр молодежных исследований: Научный сотрудник

Кузинер Евгения Николаевна

Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник

В этом году мы сфокусировались на теме одиночества в большом городе. Многие молодые встречались с трудностями в интеграции, поэтому тема одиночества звучит очень ярко. Разница в социо-культурном бэкграунде может стать серьезным барьером для включения в новую среду. Стоит отметить, что университет не всегда имеет какие-то органы, структуры, сервисы, которые готовы помочь именно иногородней молодежи, поскольку чаще всего стоит задача на интеграцию иностранных студентов. Поэтому у молодых людей часто возникает непонимание, как устроиться в городе, как себя найти и как взаимодействовать с людьми, которые от тебя отличаются. 

 

Несмотря на то, что студенческая среда в Вышке ориентирована на всех, чаще всего в нее вписываются именно студенты, у которых уже есть опыт активистской деятельности, а менее инициативная молодежь остается сама по себе. Одиночество в большом городе особенно актуально у студентов из небольших городов, потому что мегаполис предоставляет огромное количество возможностей, и выбрать что-то одно бывает невероятно тяжело. Что интересно, принципиальной разницы между студентами бакалавриата и магистратуры нет, интеграция одинаково тяжело дается на всех уровнях обучения. 

 

Поскольку этот проект больше фокусировался на молодежи из региональных центров, в будущем было бы интересно посмотреть, как интегрируются студенты, приехавшие из сел и малых городов, и сравнить их траектории включения. При этом можно изучить студентов первого и четвертого курсов и сравнить их нарративы через призму проделанной биографической работы.  

 

Еще одно возможное будущее направление - иностранные студенты. Ранее мы фокусировались на российских студентах, но сейчас меняется, переориентируется образовательный рынок, мы смотрим на восток, Африку, Азиатско-тихоокеанский регион, образуются новые экосистемы для новых потоков иностранных студентов. Поскольку культурные практики отличаются, причины, почему они выбирают учиться в России, тоже могут быть разными, а от этого будут зависеть и стратегии адаптации. Сам университет тоже адаптируется к тому, как с этими студентами работать, чем их привлекать, какие программы им были бы интересны. Еще один фокус  -  это студенческая молодежь в широком смысле. Интересно, как включение происходит для студентов из университетов и для студентов из среднего образования. Поскольку ранее мы изучали все-таки высшее образование, про студентов из колледжа, как российских, так и иностранных мы не знаем фактически ничего. 

 

На данный момент мы работаем над заявкой для продолжения проекта. 5 октября планируется регулярный семинар ЦМИ и ЛСИ КФУ для уточнения фокусов исследования, формулирования проблемы дальнейшего исследования. В феврале будут объявлены результаты кампании, но мы не прекращаем работу. 

 

12 октября пройдет публичное выступление в Библиотеке им.Лермонтова по теме «Public talk: как иногородние студенты находят свое место в городе?»‎. Кроме того, исследовательская команда примет участие в I Международном конгрессе социально-политических исследователей тюркского мира, где состоится круглый стол, посвященный результатам работы зеркальных лабораторий. Мы также планируем запуск студенческого проекта по одному из новых фокусов исследования, поэтому следите за всеми новостями на сайте.