• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты от Зеркальных лабораторий обсудили молодежную образовательную миграцию на Ясинской конференции

10 апреля в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) конференции прошел круглый стол «Роль талантливой молодежи в повышении конкурентоспособности российских регионов», на котором Лисовская Ирина Викторовна и Ефлова Мария Юрьевна представили проект «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции».

Эксперты от Зеркальных лабораторий обсудили молодежную образовательную миграцию на Ясинской конференции

Наталья Чернышева

Проект Зеркальных лабораторий «Сценарии социального включения региональной молодежи в условиях образовательной миграции» направлен на изучение стратегий социального включения региональной молодежи во время обучения в двух федеральных ВУЗах — ВШЭ в Санкт-Петербурге и КФУ в Казани. 

Наталья Чернышева

Ефлова Мария Юрьевна, заместитель директора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского Федерального университета, заместитель заведующего Лаборатории социологических исследований ИСФНиМК КФУ, доктор социологических наук и партнер программы от КФУ, рассказала как о текущих результатах проекта, так и о планах на будущий в год. В том числе, планируется публикация статей с результатами количественного анализа, который фокусируется на факторном анализе активностей студенческой молодежи и уделяет особое внимание образам Казани.

Автор: Наталья Чернышева
Лисовская Ирина Викторовна,
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник

Необходимо изучать не только конкретные причины отъезда и миграционные стратегии, но и траектории включения молодежи на новом месте. Сценарии социального включения приезжих студентов могут существенно отличаться в зависимости от ресурсов и целей молодых людей: кому-то хочется включения в комьюнити «местных», кто-то стремится найти дело по душе, приносящее пользу, другие хотят открыть новые горизонты, полностью изменить свой жизненный курс или «выйти из зоны комфорта». Ядром многих сценариев является переживание студентами одиночества. Некоторые студенты не артикулируют эту проблему открыто, в то время как другие сразу отмечают, что переезд в новое место был для них кризисным событием. Например, мы выделяем «приключенческий» сценарий, в котором некоторые студенты после переезда пытаются найти для себя новые возможности и хотят кардинально изменить свою жизнь, для чего сразу же заводят новые знакомства и включаются во все активности, чтобы не ощущать и не переживать одиночество. Для них страх столкнуться с одиночеством — значимый ресурс, стимулирующий к активным действиям. Многие студенты признаются, что до переезда не ожидали от себя, что способны на такие шаги в поиске связей и друзей. 

В другом сценарии, наоборот, молодежь ищет одно конкретное место и комьюнити, которое станет для них безопасным пространством. Для них одиночество — это барьер, поскольку прежде чем найти «‎своё»‎ место в городе или университете, они сталкиваются с неравенством и исключением из-за того, что их бэкграунд сильно отличается от местных тусовок. В еще одном сценарии молодежь в принципе не артикулирует барьеры с одиночеством и исключением, противопоставляет себя всему «претенциозному» и «амбициозному» (чаще всего в университете) и ищет места, в которых сможет применить себя с пользой. Такой молодежи важно быть полезным, помогать на уровне «вытянутой руки». 

Если в Петербурге в одном из сценариев молодежь ищет своё место через столкновение с исключением, то в Казани есть сценарий «непризнанности», когда молодежь не может найти площадку, которая бы соответствовала их запросам и где они смогли бы полностью раскрыть свой потенциал, поэтому они вовлекаются в очень много разнообразных активностей. Еще один наиболее яркий Казанский сценарий включения — это когда молодежь переезжает из других мегаполисов, например, из Москвы и ищет как раз уединения и аутентичности, не особенно переживая одиночество и изоляцию. Многие сценарии объединяет то, что университеты становятся «стартовой» площадкой для социального включения. В город студенческая молодежь «выходит», если не складывается путь в университетских активностях, либо ближе к старшим курсам, когда накапливается значительный социальный капитал.  Именно поэтому очень важно понимать сами траектории включения и связанные с ними барьеры, чтобы можно было создать ту среду, которая будет максимально отвечать всем вызовам и раскрывать потенциал иногородней молодежи.