• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи — старт нового исследовательского проекта ЦМИ в 2023 году

Проект посвящен идентичности современных молодых поколений, их жизненным планам и выборам, а так же стратегиям сохранения устойчивости молодежью в условиях экономической и социальной неопределенности.

Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи — старт нового исследовательского проекта ЦМИ в 2023 году

Photo by Andrew on Unsplash

В 2023 году Центр молодежных исследований начинает проект «Поколенческая идентичность, жизненные выборы и устойчивость российской молодежи» в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Программа фундаментальных исследований направлена на изучение и распространение отечественного и мирового опыта по соответствующим направлениям, решение проблем, актуальных для социально-экономического и научного развития России, укрепление научных связей с ведущими исследовательскими центрами, интеграцию университета в глобальный рынок исследований и разработок и т.д.

Проект объединит в себя научные разработки предыдущих проектов ЦМИ: «Взросление российской молодежи в 21 веке: поколенческий анализ» и исследования молодежного крафтового предпринимательства Санкт-Петербурга. Целью нового исследования является анализ формирующихся поколенческих идентичностей, жизненных планов и выборов, стратегий сохранения устойчивости и способности к действию молодежи, выделяющих их как специфичное поколение в социально-историческом контексте современной России, в условиях санкционного кризиса, повышенной экономической и социальной неопределенности. Объект исследования — молодые люди от 18 до 35 лет, проживающие в г. Санкт-Петербург.

В рамках исследования социологи соберут базу из 90 интервью с представителями двух поколений: молодежью, формирующую нарождающееся поколение Z (18-25 лет) и молодежью доминирующего поколения Y (26-35).

Задачи исследования:

1) Типологизация представлений о прошлом, настоящем и будущем России среди молодежи.
2) Выявление нарождающихся характеристик поколения как социо-культурной общности, определяющих настоящее и будущее молодой возрастной когорты. Анализ формирующейся поколенческой идентичности.
3) Анализ жизненных планов молодежи в условиях высокой неопределенности и анализ жизненных выборов, задающих основания поколенческих биографических траекторий.
4) Определение способов и инструментов совладания с кризисами, используемых молодыми предприниматели (как пример самостоятельной и активной молодежи): какие цели перед собой ставят, какие ресурсы, навыки и компетенции позволяют им сохранить устойчивость в условиях санкций. Определение барьеров, с которыми сталкиваются молодые предприниматели в процессе своей деятельности. Описание отношения молодых крафтеров к государству как к возможному агенту поддержки в кризисных условиях, а также изучение коммуникации молодых предпринимателей с государственными службами.
5) Выявление поколенческих представлений о предпринимательстве, целях бизнеса и активного действия в поле экономики, в развитии общества, повышении локальной и национальной стабильности.
6) Изучение способов сохранения устойчивости, которые оказываются наиболее эффективными в оценках молодых предпринимателей и формирование рекомендаций для государственных органов по выработки мер поддержки микро-бизнесов и самозанятых.

Первый этап исследования — создание теоретической рамки всего проекта. В ЦМИ уже прошел семинар, где Елизавета Балацюк и Екатерина Гладченко представили основные теории и подходы к определению современного (в том числе культурного и крафтового) предпринимательства. В ближайшее время Екатерина Бемлер и Анастасия Андреева проведут семинар, где расскажут о работах, посвященных взрослению молодежи.