«Дальше только киты». Мурманск в фокусе исследователей
В октябре завершился полевой этап исследования в Мурманске. Ирина Лисовская, Дмитрий Омельченко и Наталья Чернышева провели в городе несколько недель, собирая эмпирический материал для проекта об «утечке мозгов».
Мурманск — предпоследний город исследования РНФ «Выбор жизненных стратегий талантливой молодёжью и её роль в повышении конкурентоспособности российских регионов как ответ на глобальные вызовы "утечки мозгов"».
Всего за время экспедиции команда собрала 46 интервью со студентами, бывшими студентами, приехавшей молодежью из других регионов страны, с иностранными студентами (Иордания, Украина, Таджикистан, Индия, Азербайджан, Египет, Япония), экспертами в области молодежной политики, образования, науки, НКО, бизнеса. Взято 4 кейса.
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
Мурманск стал для меня первым полем, в которое я отправилась на экспедицию, но, зная находки в других городах проекта, могу сказать, что отличие Мурманска и его жителей состоит во всепроникающем чувстве борьбы. Есть даже концепт в социологии, описывающий приобретенные качества северян в процессе постоянного сопротивления тяжёлым природным условиям — жизнестойкость. Мурманчане с особенной любовью говорят о том, как их вдохновляет и наполняет необходимость проверять свою собственную силу духа в обыкновенных повседневных делах. Ощущение своей особенной северянской силы возвышает их над жителями других городов России и мира: выжить на Севере — совсем не то же самое, что выжить в средней полосе. Молодые мурманчане помнят о том, как их родители покорили местную суровую природу, вырезав город в камне назло ветрам и снегу, и чувствуют в себе наследие этого несломимого духа, при этом находя в себе силу не только на борьбу, но и на восхищение скупыми, но поражающими пейзажами севера.
В командировке мы довольно близко познакомились с городом, побывав как в исторических местах (ледокол Ленин, памятник Алеше), так и изучив современные туристические маршруты (муралы в районе Роста). Мы также пробовали местную кухню, а в одни выходные даже смогли выехать к Баренцеву морю в деревню Териберка. Ощущения невероятные! Мне повезло с одним моим информантом: он устроил для меня неформальную экскурсию по городу, что было очень ценно для более близкого знакомства с полем.
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Это была очень классная командировка в плане командной работы, спасибо коллегам. В качестве кейса в экспедиции я изучала Арктический театр. Он имеет определенные черты сцены – у них есть устоявшийся коллектив, несмотря на позиционируемую открытость сцены, они весьма закрыты, и новенькие участники довольно долго становятся «своими», есть свои собственные традиции, правила и повестка. Тем не менее, сложно назвать театр чем-то очень аутентичным, есть сильное ощущение, что они не существуют отдельно от всей творческой тусовки Мурманска, и театр является ее частью. Некоторые участники вхожи в другие сцены и являются полноправными их членами, например, Стендапа, Импровизации, КВН — проекты сосуществуют с очень стертыми границами друг от друга. Границы вроде бы есть, но часто сами участники имеют членство не только в одном месте, но и где-то еще. Ребята, с которыми я общалась, хотят оставаться в Мурманске, видят в нем пространство для самореализации и реализации своих проектов, знают свою аудиторию.
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
В Мурманске я брала два кейса, поскольку мне хотелось реализовать и свой личный интерес, и поддержать исследовательские задачи, сложившиеся в предыдущих командировках. Я познакомилась с командой независимых кураторов Fridaymilk, а также в поисках креативных кластеров и пространств изучила работу Центра Современного Искусства Мурманска и перспективы недавно открытого объекта Контейнер Холл. Было неожиданно открыть для себя город со стороны его арт-жизни. Конструируя свою локальную идентичность молодые мурманчане не забывают о том наследии, которое у них есть (это и героическое прошлое времен Второй мировой войны, и звание самого крупного города за Полярным кругом, и исторические корни последнего города Империи), но и ищут себя в новых формах и современных смыслах. Удивительно, что именно современное искусство с его пористыми границами и вызовами для чувства комфорта становится методом самопознания творческой молодежи Мурманска.
Мурманск, он о многом: и о рыбном промысле, и о крае земли, и о северном характере, и о невероятном международном обмене со скандинавскими странами, о героизме войны и героизме труда. Тем не менее, за этим многогранным видением своего прошлого мурманчане затрудняются увидеть себя. Вопрос о том, кто они такие, задавался участниками интервью не раз. Кроме того, не раз мои информанты задавали вопрос о том, а нужны ли они своей стране. Дело в том, что Мурманск особенно расцвел во времена Советского союза. Северу тяжело прожить в одиночку, и сейчас, в эпоху капитализма, мурманчане понимают, что самим им не справиться. Это ощущение собственной значимости и силы, столкнувшееся с новыми требованиями современности, выводят эклектичность их индивидуальности на проблемный уровень. Что из всего этого богатого багажа поможет справиться с новыми вызовами? А, может, требуется что-то новое, что еще больше осложнит северную идентичность? Мои информанты не то, что не знают ответа на эти вопросы, — они задают их сами.
Не буду кривить душой, эта поездка, как и весь наш проект, совпал с непростыми этапами в жизни нашей страны. Это сказалось и на полевой работе, и на общении с коллегами, и на будничных делах. Тем не менее, мы справились. Вообще, весь Мурманск для меня про совладание, тоску и особую душевность. Это отразилось во всем: в командной работе, в которой было очень комфортно, тепло и профессионально, в общении с людьми, где каждый находил слова поддержки и открыто шел на контакт, несмотря на происходящее, и даже в нашей поездке в Териберку, где было невероятно красиво и почему-то немного грустно. У мурманчан есть фраза-лозунг, красующаяся на всех транспарантах: "На Севере — жить!". Коротко и ясно. Жизнь действительно можно обнаружить в самых неожиданных, самых холодных и темных уголках. И эта жизнь будет поразительной благодаря своей силе и уникальности.
Команда ЦМИ благодарит информантов Мурманска за помощь в проведении исследования.