• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодёжной повседневной культуры» успешно завершён

В этом году социологи Центра молодёжных исследований, несмотря на пандемию, провели колоссальную работу по изучению крафтового бизнеса в Санкт-Петербурге (в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ). Интервью собраны, отчёт написан и пришло время подвести итоги года. Исследователи Яна Крупец, Алина Майборода и Лиза Балацюк рассказали о том, что лично дал им проект, как крафтовые мастера адаптируются к новым условиям работы и с какими сложностями пришлось столкнуться самим социологам.

Проект «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодёжной повседневной культуры» успешно завершён

Photo by russn_fckr on Unsplash
Майборода Алина Владимировна,
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник

Расскажи, как проходили интервью в условиях самоизоляции?

Конечно, нам в этом плане «повезло». Сбор поля стартовал в марте-апреле, когда вводились новые коронавирусные ограничения, оффлайн школы закрывались, мастер-классы отменялись и многие мастера уходили на карантин с вопросом, когда же они смогут вернуться к работе. Сколько продлится карантин, неделю, месяц, полгода? Будет ли куда возвращаться? Актуализировались вопросы арендной платы в условиях, когда ты не можешь проводить мастер-классы. Даже онлайн сфера крафтовых мастер-классов трансформировалась. В это время открывался бесплатный доступ к курсам на Курсере (Coursera.com), мастер-классам на творческих порталах, транслировались спектакли и т.д. И такая открытость создавала ситуацию, когда мастера в онлайне могли бы заработать больше, но спрос мог упасть из-за того, что стало больше бесплатных возможностей для учеников. Онлайн школы начали делать большие скидки, чтобы привлечь новых учеников.

Некоторые мастера впервые начали переводить свои мастер-классы в онлайн формат. Интересно, что гончарные студии ввели в это время новый гибридный формат обучения: мастер-класс проходил онлайн, но все материалы доставлялись ученику на дом и через какое-то время изделия забирались в студию на обжиг. Конечно, у мастеров разное отношение к подобным практикам, но такой способ позволял зарабатывать небольшие деньги и оплачивать аренду.

Мы понимали, что тема коронавирусных ограничений очень сенситивная, поэтому спрашивали мастеров, готовы ли они рассказать о текущей ситуации с крафтовым бизнесом. Большое спасибо нашим информантам, что доверились и рассказали свои истории.

С какими сложностями вы столкнулись?

Сложности были связаны с процессом коммуникации. Онлайн-интервью по скайпу - это вынужденная вещь – никаких других возможностей для сбора поля не было. Интервью могло пойти наперекосяк из-за других неочевидных на первый взгляд акторов: подводили вайфай роутеры, были сбои в скайпе. За время интервью с владельцем одной крафтовой студии интернет у него вылетал 6 или 7 раз, что, конечно, накладывало отпечаток на ход разговора. Но интервью состоялось и было супер-интересным. 

Зато, когда появилась возможность прийти в мастерскую и провести интервью очно, это был незабываемый кайф. Мастера, видимо, тоже соскучились по живому общению, судя по тому, насколько длинными и насыщенными получились такие интервью.

Что для тебя было новым в этом проекте?

Лично я очень люблю крафтовые мастер-классы и даже составила себе список того, что хотелось бы посетить. Меня восхищают курсы по мозаике и отдельные DIY наборы, которые ты можешь купить и сделать крафтовое изделие дома. Еще меня поразила история о том, как некоторые тату-мастера решили проблему коронавирусных ограничений. Они стали выпускать наборы для самостоятельного создания татуировок, где тебе присылают иглы, краски и эскизы, чтобы ты сам себе в условиях изоляции смог сделать татуировку.

Что будет дальше?

Впереди работа над научными статьями и их публикация, где мы больше расскажем про выводы нашего исследования и как существует крафтовая сфера в Санкт-Петербурге.

Крупец Яна Николаевна,
Центр молодежных исследований: Заместитель директора центра

Как прошёл сбор поля в условиях пандемии?

Сбор в условиях пандемии проходил непросто - пришлось переключиться на онлайн интервью, и оказалось, что это совсем не мой формат: сложно чувствовать информанта, управлять коммуникацией и паузами, ну и интернет виснет в самый неподходящий момент. И какая же была радость выйти в поле "офлайн" летом.

Какие интересные открытия вам удалось сделать?

Открытий было много - про них мы подробнее расскажем на одном из публичных исследовательских семинаров Центра молодежных исследований - SocUp (ориентировочно в конце февраля). Так, например, меня очень зацепило то, насколько разнообразны форматы обучения, которые реализуют молодые крафтовые мастера и их ученики, насколько учителя ориентируются на запросы учеников и готовы меняться, искать что-то новое, интересное, "востребованное на рынке", насколько сильна обратная связь, и как существенно она может влиять на предложение. Важно при этом, что у учеников, обучающихся на краткосрочных мастер-классах и курсах, могут быть очень разные цели - провести свободное время, реализовать свой интерес, приобрести новые навыки, научиться и открыть собственное дело и др. И гибкий формат неформального обучения позволяет это. Также peer-to-peer обучение становится значимым для развития и профессионализации всего поля крафтовой экономики. Кроме того, для меня стало открытием значение времени для конституирования такого обучения - именно оно выступает очень ценным ресурсом, им меряют работу и усилия, оно четко разделено и подсчитано, за него платят, но оно же оказывается неизмеряемым, когда разговор идет о творчестве и развитии мастерства.

Что будет дальше?

Очень надеемся, что дальше будет продолжение - мы подали заявку на продление проекта в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ - и в следующем году планируем сфокусироваться на том, как молодые предприниматели переживали ситуацию с COVID-19, и в целом, как они справляются с различными кризисами.

Балацюк Елизавета Сергеевна,
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь

Как прошел сбор поля в условиях COVID-19?

Я ожидала худшего. Когда ты только входишь в новое поле, ты не совсем понимаешь, где искать людей. Особенно сложно было искать учеников, потому что это что-то менее очевидное, чем мастера, у которых есть свои профили в Инстаграме или группы Вконтакте. Сначала было много отказов, но потом, через «мягкие связи», личные знакомства люди начали находиться. Мне кажется, потом стало гораздо больше желающих, откликавшихся на просьбу дать интервью. В принципе, люди были довольно отзывчивы, даже в таких критических условиях. Даже были ситуации, когда я перенаправляла согласившихся другим интервьюерам. И в какой-то степени онлайн формат дал больше возможностей, например, мне было проще совмещать рекрутинг с учёбой. Я не тратила время, чтобы куда-то ехать, встретиться с человеком. И человеку, в свою очередь, особенно если он занят своей работой, ремеслом, бизнесом, ему гораздо легче было подключиться из дома или мастерской и поговорить со мной, чем покидать это пространство и договариваться на личную встречу.

Конечно, было стрессово, но, скорее, из-за того, что началась пандемия. В целом, мне показалось, что особой разницы, по сравнению с тем, как я собирала интервью для курсовой работы, не было. Поэтому опыт онлайн интервью я скорее оцениваю положительно.

Что дал тебе лично этот проект?

Мне было интересно. Это был мой первый опыт участия в групповом исследовательском проекте. Работа в команде, это когда у каждого есть своя задача, и это, конечно, легче. Но в то же время ты чувствуешь ответственность не только за себя, но и за весь проект.

Для меня много что было в новинку. Проект позволил мне расширить кругозор – мои научные интересы были в одной области, этот проект лежал в совсем другой. Было интересно познакомиться с темой, совсем не связанной с моей курсовой работой.

Были ли какие-то трудности?

В первую очередь, это, конечно, технические сложности. Берёшь интервью, всё хорошо, а потом твой ноутбук такой: «до свидания» и выключается на середине. Или ты вылетаешь из Скайпа или вообще не можешь туда зайти. Потом неловко объяснять человеку, что у тебя технические неполадки. Понятно, что при личной встрече такого произойти не может.

Вообще сам формат онлайн интервью был странным и непривычным. Мне иногда казалось, что человек мог бы гораздо больше рассказать при личной встрече, а здесь будто человек меньше включён или отвлекается на какие-то вещи, связанные с его домом, окружением. Была пара неловких ситуаций, когда человек давал интервью, не включая камеру, и я всё интервью смотрела на своё лицо – это был странный экспириенс. А камеру отключать было уже как-то неловко. Начинаешь больше следить за своими эмоциями, проговаривать «угу». Или, допустим, когда человек параллельно с интервью делает что-то на ноутбуке по работе и менее полно отвечает на твои вопросы, чем он бы мог при личной встрече, как мне кажется.

Ещё сложно было изучать тему, которая никак не была связана с моими исследовательскими интересами, и вообще экономическая социология и крафтовое предпринимательство были от меня очень далеки. Поэтому пришлось быстро включаться, читать статьи, изучать новый гайд. Но, чем больше интервью я брала, тем легче мне было брать следующие. И со временем сложности отпадали. А с техническими сложностями просто надо смириться.

Что интересного удалось узнать за этот год?

Больше всего удивила плавность границ между учениками и учителями, то, как люди гибко выстраивают свои карьерные пути, как они приходят в эту сферу из совсем других областей, никак не связанных с крафтом, и начинают профессионализироваться. Порой это взрослые люди со сложившейся карьерой, и они бросают всё и начинают с чистого листа в новом деле. Это не то чтобы открытие, но, скорее, вдохновляющий опыт, когда ты видишь, как человек может в один миг перестроить свою жизнь от сильного желания созидать, творить.

Интересно, как люди определяли себя в плане мастерства, какие они выдвигали критерии. Были ученики, которые уже могли проводить мастер-классы, но не считали себя мастерами или учителями из-за недостатка опыта, из-за того, что знали только какие-то базовые вещи, которые, тем не менее, они могли преподавать другим людям. Эта грань между уже состоявшимся профи и учеником, которому ещё нужно нарабатывать опыт, она очень подвижная. Это скорее история о постоянном развитии, самосовершенствовании в этой сфере.

 

Команда проекта выражает огромную благодарность нашим информантам: мастерам, учителям, ученикам - с чьей помощью это исследование, несмотря на сложную ситуацию, было проведено:

Любовь Белова CLAY WITH LOVE

Ульяна Удинцева Творческая Мансарда UL'verno- Валяние из шерсти

Ксения Дмитриева

Дарья Дудник

Катерина Скворцова

Андрей Сагайдачный

Марина Гороховицкая Linea&Forma Керамика

Наталья Савельева Столярная школа ТЕКСТУРА. Курсы, коворкинг в СПб (группа Вконтакте)

Светлана Блэк Школа шитья одежды "От руки". Курсы и мастер-классы по шитью. Школа шитья СПб (группа Вконтакте)

Марина Клёсова Школа скетчинга MY SKETCH SCHOOL

Оля Грабова Школа скетчинга MY SKETCH SCHOOL

Никита Пашментов Школа мозаики "Сад гранат"

Наталья Лушникова флористика @green_me_tender

 

Огромное вам спасибо!

 

А если вы принимали участие в интервью, не увидели себя в списке и хотите, чтобы мы отметили вас, то обязательно напишите нам Вконтакте.