• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Телевизор, косметика и домашние животные - как живут бездомные женщины в Санкт-Петербурге

Евгения уже третий год занимается исследованием бездомных женщин. Эта статья - квинтэссенция её магистерской диссертации, двух лет интервью с бездомными в приютах, заброшенных домах, на улице. Как выглядит дом бездомной? Как уйти с улицы? И как выжить, если уйти не получилось? Ответы на эти вопросы и комментарии исследовательницы о своей работе в нашем пятничном материале.

Телевизор, косметика и домашние животные - как живут бездомные женщины в Санкт-Петербурге

В «Мониторинге общественного мнения» вышла статья Кузинер Евгении «Пойду домой, домой это значит в подвал»: повседневные практики и стратегии выживания бездомных женщин».

Статья опубликована в четвертом выпуске журнала под названием «Гендер, семья, сексуальность. Продолжая И. С. Кона». В статье описано, каким образом женщины оказываются бездомными, какие стратегии они выбирают, чтобы справиться с новым положением вещей и как они снова обретают дом, даже если остаются на улице. Исследование проведено с использованием качественной методологии – Евгения два года собирала интервью с бездомными женщинами, волонтерила в таких организациях как «Ночлежка», «Мальтийская служба помощи» и «Благотворительная больница», ездила после работы на автобусе, развозящем бездомным еду, и проникала в аварийные здания в поисках дома тех, у кого дома, казалось бы, нет.

Кузинер Евгения Николаевна,
Стажер-исследователь Центра молодежных исследований

Женя, среди твоих информанток есть женщина, которая стала бездомной, потеряв работу из-за пандемии коронавируса. Можно ли сказать, что в 2020 году бездомных стало больше?

Официальной статистики пока что нет. Я могу сделать выводы только из тех данных, которые предоставляет «Ночлежка» и другие благотворительные организации: людей, обращающихся за помощью, за жильем и едой, точно стало больше. Например, стало больше приходить людей к «Ночному автобусу». Не могу сказать, что количество бездомных увеличилось, но из-за пандемии многие потеряли работу и оказались на грани бездомности, на грани бедности. Отдельная группа риска в этой ситуации – мигранты. Например, заморозили стройку, где работал человек, зарплаты нет, а значит, нет съемного жилья. Куда идти этим людям? Вот и моя информантка из Молдовы потеряла работу и оказалась на улице.

Как прошла защита твоей диссертации?

Защита диссертации впервые проходила онлайн формате. Я очень волновалась - в комиссии были ведущие российские эксперты в области социологии, люди с большим исследовательским опытом. И твой двухлетний труд оценивают те, на чьих статьях ты росла как исследователь, чье мнение для тебя важно. В итоге это была не защита, а настоящая научная дискуссия. Жаль, что защита прошла дистанционно - хотелось бы всех обнять лично, но в тех условиях, которые были, все прошло хорошо, я получила высший балл!

В ходе сбора поля тебе пришлось проникать в аварийные здания. Насколько безопасно исследовать бездомных женщин?

Это абсолютно не безопасно! (смеется). Никому не рекомендую ходить в такие места одному. Особенно одной! Я всегда ходила с волонтерами, но нужно придерживаться золотой середины – слишком мало человек плохо, но и слишком много человек тоже плохо. Идеально – три, максимум четыре человека. В моем случае один-два исследователя и волонтеры. А еще вход в сложное поле можно сравнить с походом в горы или лес. Ты должен сообщить кому-то, что ты ушел в поле – дать геометку, время захода, написать после, что все в порядке. Нужно правильно одеться, в удобную спортивную одежду, чтобы не бояться испачкать штаны или порвать куртку. Взять фонарик и перчатки. Это элементарные правила безопасности для труднодоступных мест. Но самое главное, нужно понимать, что ты идешь в гости. А люди не всегда любят незваных гостей. И если человек не хочет, чтобы его приватность нарушали, то не стоит этого делать.

Какие у тебя дальнейшие планы?

Я поступила в аспирантуру и сейчас определяюсь с темой моей будущей диссертации. Планирую строить академическую карьеру, начала работать над статьей про женскую бездомность в англоязычный журнал. Работаю с коллегами над проектом про взросление в ЦМИ. Продолжаю изучать бездомность, мне нравится изучать маргинальные группы, гендерные аспекты. Сейчас моя магистерская диссертация это больше этнография. А как говорит моя научная руководительница по магистерской диссертации Надежда Нартова - нужно уметь подняться над этнографией в сторону концептуализации. Как говорится, потолка нет!

Посмотреть весь выпуск журнала

Ссылка на статью