• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Карантин - не помеха. Полевые новости проекта «Новые мастера и новые ученики»

Мы взяли интервью у социологов и выяснили, как проходит сбор поля на карантине, в чем преимущества интервью по Скайпу, как меняется сфера крафта в Санкт-Петербурге и как выглядит современный просьюмеризм. Читайте полевые новости проекта на нашем сайте.

Карантин - не помеха. Полевые новости проекта «Новые мастера и новые ученики»

В 2020 году в ЦМИ начато исследование под названием «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодежной повседневной культуры». Исследователи опрашивают молодых крафтеров – мастеров из Санкт-Петербурга и их учеников, участвующих в различных мастер-классах, курсах и школах. Мы поговорили с исследователями проекта о текущих успехах.

Крупец Яна Николаевна

Заместитель директора Центра молодежных исследований

Как проходит сбор поля в условиях карантина?

В начале карантина, признаюсь, я очень волновалась из-за того, что придется перенести поле – сбор интервью. С коллегами мы долго обсуждали, стоит ли сейчас брать интервью. Тема, которая до пандемии казалась значимой и актуальной, у нас на глазах будто теряла свой вес на фоне разворачивающихся событий: стремительно растущего риска заболеть, волнений за близких и за себя. Кроме того, она становилась все более «сензитивной» - молодые крафтовые ремесленники, чье дело активно развивалось еще совсем недавно, с каждым днем карантина оказывались во всё более уязвимом положении, а кто-то был вынужден закрыть свой бизнес. Оффлайн курсы оказались под запретом. И все-таки мы решили попробовать – начать говорить на эту тему. Сначала с теми, кто учится крафту, а потом и с теми, кто учит ему. Конечно, нам пришлось переделать инструмент – сделать его более чувствительным к изменившейся ситуации, отказаться от каких-то вопросов, которые могут быть тяжелыми для наших информантов, сделать его более открытым и безопасным. В результате интервью стали пространством, где молодые учителя и ученики могли вспомнить и рассказать о том, как проходило обучение до карантина, что изменилось в жизни сейчас, и что они ждут от будущего.

И, конечно, нам пришлось перейти на интервью-онлайн. С одной стороны, это оказалось нашим спасением – скайп, зум, дискорд – спасибо за такие возможности. Более того, для кого-то давать интервью из дома оказалось более комфортным и безопасным делом. С другой стороны, этот опыт лично для меня оказался достаточно травматичным – начиная от зависающей связи и прерывающейся записи, заканчивая ощущением того, что для лучшего понимания Другого мне все-таки нужно быть с ним рядом.

Что нового вы узнали в ходе сбора интервью?

Конечно, еще очень рано говорить о результатах – сбор данных еще в самом разгаре, и настоящий анализ еще впереди. Но интервью уже очень четко показали, какие есть разные форматы «ученичества». Посещение мастер-классов может быть очень похоже на поход в кино в выходной день, или на поиск ответа «а как это делается/работает?», или на влюбленность в какое-то дело, или на развитие в своей будущей профессии. И все эти форматы могут присутствовать и сочетаться в практиках одного и того же человека. «Учителя» со своей стороны также предлагают очень разные варианты обучения, иногда совершенно новые, которым еще не придумано имени. Как отмечала одна из крафтовых предпринимателей, с которыми мы разговаривали в прошлом году: «как бы я изначально открестилась от слова, что мы «учим», как бы, потому что мне бы самой много че поучить в процессе, и про.. просто так бы вот творческое… я даже не знаю, как точнее сказать, как творческая мастерская».

Что такое «просьюмеризм»?

На мой взгляд, просьюмеризм – очень значимый сегодня феномен. Все мы уже привыкли к мысли, что живем в обществе потребления. Но потребление тоже может быть разным, наш стиль потребления и мы как потребители меняемся. Просьюмеризм – это как раз один из концептов, который пытается ухватить эти изменения. Ученые еще в конце 20 века обнаружили, что для потребителей все более важно становится не просто потреблять готовые предлагаемые товары, но и самим что-то делать – производить, а потом уже этим, сделанным собственными руками, пользоваться. Потребление и производство, исторически разделенные в ходе развития индустриального общества, вновь пытаются соединиться. Конечно, огромное влияние на это оказали развитие технологий и изменение ценностей и стилей жизни. Сегодня все более привлекательным для молодых горожан (и не только) становится сектор креативной крафтовой экономики – товары ручного производства возвращают нам возможность потреблять «индивидуальный», «аутентичный» товар, что ценится все больше (как потребителями, так и производителями). И теперь появляется все больше возможностей самому научиться этому, грань между профессионалом и любителем все больше размывается. И это очень важно осмыслять, в том числе с позиции социологии.

Ариф Эльвира Маратовна

Научный сотрудник Центра молодежных исследований

Как связаны просьюмеризм и молодежь?

Потребление по-прежнему остается одним из основных элементов молодежной культуры и рассматривается в обществе как форма самовыражения. На мой взгляд, исследование просьюмеризма позволяет ухватить тенденции, которые обозначаются в наши дни и не потеряют своей актуальности в дальнейшем. Я бы выделила три таких тенденции. Первая – это особая ценность уникальных вещей. В этом плане сделанное своими руками становится одной из форм реализации единичного. Вторая – ориентация на критический подход к потреблению, когда важным становится отказ от перепотребления, сокращение потребления, минимализм и не-потребление. В рамках этого направления реализуется широкий спектр просьюмеристских практик. Так, DIY – обширное направление, включающее в себя как создание единичных активистских зинов, так и производство контента в сообществе «5-Minute Crafts» с 66 миллионами подписчиков. И третьей тенденцией можно смело назвать создание онлайн одежды. Сейчас ее можно приобрести у дизайнеров, в том числе, российских https://replicant.fashion/,  но просьюмеризм в этом направлении неизбежен. Все перечисленные тенденции создают для молодежи разные формы и пространства для творческой, активистской и коммерческой самореализации.

Онлайн одежда. Изображение с сайта: https://replicant.fashion/
Юмабаева Дания Хайдаровна

Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь

Расскажи, пожалуйста, как проходит сбор интервью?

Сбор поля проходит тяжело по множеству причин. Поскольку на карантине у меня нет возможности проводить включенное наблюдение, а до начала карантинных мер мы только начали погружаться в проект, то поиск информантов, который при обычных обстоятельствах мог бы проходить очно при посещении мастерских, ограничен разными онлайн-площадками этих мастерских. Само собой, поиск информантов в сети - штука долгая, энергозатратная: люди часто не читают сообщения от незнакомцев, помечают их как спам. Кроме того, даже не отказывая открыто в участии в исследовании, люди не торопятся соглашаться. Большинство причин явных и неявных отказов связано с карантином: люди соскучились по живому общению и готовы дать интервью тет-а-тет, но только не по Скайпу. Другая причина отказов связана с темой проекта: "ученики", например, часто сомневаются, что могут принести пользу исследованию, поскольку оценивают свой опыт как ненадежный, нерелевантный источник получения информации. И какова же была моя радость, когда один человек всё-таки согласился! Коллеги поддержали меня, сказав, что это нормальная ситуация, они и сами с таким сталкивались. В целом, открытая политика обсуждения противоречивых, трудных моментов располагает к доверительному отношению в группе, к уверенности в своих силах.
Для меня в целом открылся новый мир крафтового ремесла: безусловно, я слышала о мастер-классах, например, по созданию кожаного кошелька или керамической кружки, но я сама этим никогда не интересовалась. Это всё жило будто бы параллельно со мной. И как здорово, что мне представилась возможность пообщаться, например, с основательницей первой школы кожевенного мастерства в Санкт-Петербурге! Узнать, с чего начинался бизнес, как подобные школы устроены в России. Какие люди там преподают и учатся, с какой целью они приходят в школу. Как школа перешла в онлайн формат, окупается ли это и что лучше: онлайн или офлайн? Теперь я знаю ответы на эти вопросы.

Балацюк Елизавета Сергеевна

Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь

Вы работаете в поле с апреля. Что интересного уже удалось узнать?

Мне показалось интересным то, что граница между учеником и учителем в сфере крафтовых мастер-классов является довольно гибкой и подвижной, как и переход от человека, посещавшего курсы, к человеку, проводящего их. Конечно, трудно искать нужных людей, особенно учеников, посещавших мастер-классы, исключительно онлайн. С другой стороны, интервью в скайпе могут сопровождаться показом работ авторок, более подробным рассказом, когда и зачем они сделали ту или иную вещь.

Майборода Алина Владимировна

Младший научный сотрудник ЦМИ

Проект проходит второй год подряд. Если в прошлом году исследование было посвящено тому, как молодежь выстраивает свой DIY бизнес в креативных пространствах, то в этом году мы пытаемся понять, как передаётся знание от мастеров к ученикам в крафтовой экономике. 

Говорить о каких-либо выводах рано, но интервью получаются безумно интересными. Исследование помогает понять, как молодые предприниматели адаптируют свои бизнес в условиях пандемии. Меня тронул пример гончарных мастерских, которые придумали интересный формат проведения занятий - они запустили занятия по лепке онлайн и доставляют все необходимые материалы участникам за несколько дней до воркшопа, а затем проводят онлайн мастер-класс, например, по созданию чашки или блюдца по Скайпу. А после пандемии участники мастер-класса принесут изделие на обжиг. Это вынужденная мера, она по-разному воспринимается мастерами. Такие воркшопы - это абсолютно новый формат и пока неизвестно, приживется ли он после отмены ограничений. 

Огромное спасибо мастерам и ученикам, которые соглашаются на интервью, выделяют время и силы на разговор в скайпе, советуют своих друзей - крафтовых предпринимателей и посетителей мастер-классов.


 

Есть надежда, что скоро сбор поля вернется в офлайн и интервью снова можно будет собирать лицом к лицу с информантами. Но даже и в условиях изоляции работа не стоит на месте – полевой этап сбора данных близится к завершению. Социологи поделились планами на ближайшее будущее:

«Планы у нас достаточно конкретные – собрать все необходимые интервью (у нас их запланировано 50 в этом году) и приступить к анализу, по результатам которого будут подготовлены научные публикации и отчет к концу этого года» - сообщает координатор проекта Крупец Яна.

 

Желаем исследовательской команде сил и вдохновения!

_________________________________________________

Если Вы – Мастер, который обучает своему мастерству других, или Ученик, который хочет научиться новому ремеслу или просто любит проводить свое свободное время за лепкой, рисованием, пилением, выжиганием, и если Вы хотите поделиться своим опытом, мыслями, переживаниями по этому поводу – пожалуйста, свяжитесь с нами! Мы будем очень рады включить Вас в исследование и взять у Вас интервью.

Писать можно в социальные сети Центра молодежных исследований

Или на почту Эльвиры Ариф (координатора сбора интервью): elvira.arif@yandex.ru