Экватор Летней школы
Идет уже третья неделя Летней школы, на которой студенты из Бирмингема учат русский язык, погружаются в культуру и исследуют городские пространства. О том, как это происходит – в аудиториях и в полях – рассказывают наши кураторы.
Больше половины Летней школы позади, впереди — еще неделя плотных занятий, закрепления всего того, что было изучено и представление результатов социологической практики.
Ранее мы уже писали здесь, что в первую неделю студенты уже успели сходить на одну из социологических практик – это была экскурсия по Лиговке и знакомство с благотворительной организацией «Ночлежка».Курировала практику Женя Кузинер:
«Тема моей практики была заявлена как «Изучение благотворительной организации помощи бездомным», но также эту тему я тесно связала с Лиговским районом. Вообще Лиговка — исторически сложившийся контркультурный район, который переживал трансформации от криминального – до центра притяжения андеграундных художников. У нас была экскурсия с Андреем Чапаевым, координатором гуманитарных проектов «Ночлежки»: он показал нам район, Пушкинскую 10, рассказал, что именно там располагался некогда первый приют для бездомных. Закончили мы в «Ночлежке». Ребята познакомились с деятельностью организации и были удивлены тому, что, являясь самой большой в России, она вмещает в себя лишь 52 человека. Финальный фокус нашего этнографического проекта скорее всего будет на сравнении благотворительной помощи бездомным в Петербурге и Бирмингеме. Вообще мне было очень приятно, когда на экскурсию пришли не только ребята, кто записался ко мне на практику, но и остальные, заинтересованные не только в туристическом Петербурге».
Другая практика — настоящее приключение для тех, кто любит барахолки, вещевые рынки и дух прошедшего времени. Именно так студенты оказались на Удельном рынке, больше известном как Уделка. Не просто оказались, но были окружены всевозможными артефактами из прошлого, необычными вещицами и внутренней культурой рынка. Куратором практики стала Ира Лисовская:
«В качестве осевых вопросов для практики я предложила ребятам изучить портрет покупателя Уделки и особенности внутренней организации рынка. Практика разделилась на два дня: мы успели застать рынок в выходной и будний день, что помогло нам посмотреть на него в двух состояниях. Мы наблюдали, как эти две темы раскрываются в фокусе режима работы рынка, как покупатели ходят, как они выглядят, что покупают, какие категории товаров представлены, как все расположено и организовано. Я видела, что практика вызывает интерес – ребята не только делали фотографии, наблюдали за коммуникацией продавец-покупатель, находили и покупали занимательные вещи, и даже смогли успешно поторговаться с продавцами! Но особенно их впечатлило то, как разные вещи разложены на земле и образуют своеобразную витрину – это для них было в диковинку».
Студенты успели спуститься в метро не только для того, чтобы добраться до корпуса на Промышленной, где проходили занятия. Проехаться по подземке и посмотреть на нее социологически — вот центральная задача третьей соцпрактики. Курировала проект Тома Кузьминова:
«Ребят особенно впечатлили станции первой линии, конкретно – первые 7, с которых и началась история метрополитена здесь. Было интересно наблюдать, как они вглядываются в мощный декор станций, а кто-то даже делал скетчи! Студенты подмечали такие вещи, которые со временем становятся недоступными для горожан и активных пользователей подземки. Мы уже обсуждали темы, которые они затронут в финальной презентации и, мне кажется, что она должна получиться крайне занимательной».
Кроме небольших этнографических исследований студенты также участвуют в дискуссиях, которые посвящены молодежи в России и Великобритании: какие параллели можно провести и какие отметить различия? Эту часть социологической практики курирует Настя Саблина:
«Надо сказать, что ребята продемонстрировали высокий уровень знаний о России. Например, они составили информативные карты стереотипов, которыми окружена Россия, россияне и жизнь в России. Это было не просто перечисление, но рефлексия на тему того, что мы можем определить как специфику культурных различий, а где мы имеем дело с гиперболизацией явлений. В Бирмингеме ребята слушали курс по советской политике, и это очень заметно: они вообще-то очень хорошо понимают, в каком положении оказалась молодежь в советский период и какие тенденции мы видим сейчас. Мы смотрели фильмы, которые были сняты Дмитрием Омельченко в рамках проекта РНФ, потому что студенты были заинтересованы в том, чтобы посмотреть фильмы о России и о некоторых региональных спецификах. А еще был семинар по российской музыке начиная от 80х и заканчивая последними работами поп-сцены. Интересно, как ребята пытаются увидеть пересечения между российской и британской музыкой. Например, Цоя сравнивают с Джаггером – и для нас это не самая очевидная параллель».
А еще за три прошедших недели кураторы и студенты успели побывать на самых разных мероприятиях культурной программы: от Эрмитажа и Александринского театра до музея Стрит-арта и порта Севкабель.
На этой неделе студенты будут представлять результаты этнографических проектов, а следующая неделя станет для них завершающей. Кураторы планируют посмотреть последние вышедшие фильмы российских режиссеров и подытожить все то, что было сделано за время Летней школы.