• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Публикационная активность на высоте!

Экспертная комиссия НИУ ВШЭ подвела итоги конкурса по академическим надбавкам. Поздравляем сотрудников ЦМИ получением надбавок 3 уровня за публикации в международных рецензируемых научных изданиях.

Публикационная активность на высоте!

 

Почетные надбавки 3 уровня получили: Елена Омельченко, Яна Крупец, Надя Нартова, Эльвира Ариф и Святослав Поляков.

Надя Нартова, Яна Крупец, Елена Омельченко, Гюзель Сабирова совместно с Джереми Моррисом опубликовали статью под названием «Imagining young adults’ citizenship in Russia: from fatalism to affective ideas of belonging» в Journal of Youth Studies.

Другая статья, высоко оцененная экспертной комиссией, вышла под названием "Where Do Time and All the Money Go? Consumer Strategies of Two Urban Youth Generations Employed in Different Fields» в Economics and Sociology.

Святослав Поляков и Эльвира Ариф получили надбавки впервые. 

Мы попросили Святослава Полякова рассказать об опубликованной статье:

«Наша статья посвящена потребительским стратегиям двух поколений городской молодежи разных сфер занятости. Эмпирическую базу составили данные, собранные в ходе коллективного проекта «Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления».

В исследовании приняли участие 60 молодых работающих петербуржцев, с которыми были проведены полуструктурированные интервью. Среди респондентов в равной степени были представлены мужчины и женщины (по 30 человек), а также две возрастные группы молодежи (30 человек - в возрасте 30-35 лет, 30 человек - в возрасте 20-25 лет). Критерии отбора этих возрастов была специфика занятости информантов.

В рамках исследования удалось обнаружить общие тенденции:

Время, вместе с деньгами, социальными сетями, профессиональными и личностными компетенциями – значимый ресурс потребления для молодежи. Системы трат молодежи и ориентации в сфере досуга связаны с тем, каким временем они располагают, насколько владеют умением распределять его между различными видами занятостями, как расставляют приоритеты.

Потребительские практики молодежи, занятой в рыночной сфере. Здесь различия между двумя поколениями обнаруживается в трате денег: кто-то предпочитает тратить на себя и собственные удовольствия («гедонисты»), другие же, прежде всего, ориентированы на вложения в других: близких/друзей («альтруисты»). Финансовые стратегии отличаются по горизонту планирования. Занятые в рыночной сфере двадцатилетние живут одним днем и предпочитает тратить деньги, а не копить. Противоположная стратегия тридцатилетних предполагает долгосрочное финансовое планирование, рациональность в тратах и сбережениях.

Потребительские практики работников бюджетных организаций имеют ряд особенностей. Определяющим оказывается общение со сверстниками, которые остаются значимыми референтами в формировании потребительских стратегий и стилей жизни. «Собственные» ресурсы (деньги, время, сети) рассматриваются, а затем и закрепляются как независимая, личностная ценность, «свои» деньги не включаются в контекст необходимых повседневных трат семьи, а определяются как заначка на развлечения. Родители продолжают играть существенную роль помощника/ресурса системы трат и потребления – на еду, оплату обучения и квартиры, части ипотеки. В выборе одежды и техники бюджетники представляют собой достаточно гомогенную потребительскую группу. Их потребительские выборы спонтанны и инерционны, но не инновативны. Они не первооткрыватели, не фанаты гаджетов, не знатоки и не эксперты.

Потребительские практики самозанятых определяется планированием доходов и расходов, экономией, умеренным потреблением тех благ, которые не связаны с удовлетворением первичных потребностей: «оптовые» закупки продуктов питания, демократичные марки одежды, функциональные характеристики техники и гаджетов. Для этой группы характерны особые формы потребления времени: не планируют жизнь в долгосрочной перспективе и не имеют четкого образа будущего.

Распоряжаясь своими временными ресурсами, и тридцатилетние, и двадцатилетние воспринимают свою трудовую занятость в свободное время как «неработу», как форму досуга. Они могут как сознательно, так и неосознанно монетизировать таким образом свое время. Оба поколения вынуждены переносить досуговое потребление в приватное пространство.