Мартовская активность
Сотрудники Центра молодёжных исследований Яна Крупец, Алёна Кравцова и Анастасия Саблина выступили на Третьем Конгрессе* учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ
25 марта 2017 г. Санкт-Петербургский кампус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провёл третий Конгресс учителей общественных дисциплин регионов СЗФО РФ «Общественные дисциплины: ресурсы образовательного партнёрства».
Целью Третьего Конгресса является анализ возможностей взаимодействия общеобразовательных школ с Санкт-Петербургским филиалом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по определению и реализации перспективных путей повышения качества образования в средней школе на основе реализации системно-деятельностного подхода к изучению предметной области «Общественные дисциплины», поддержание диалога и обмен опытом между представителями различных регионов СЗФО РФ, расширение межрегионального сотрудничества.
По результатам работы Конгресса организаторы надеялись сделать выводы о том, какие ресурсы взаимодействия вуза и школы уже успешно используются и какие ресурсы можно будет использовать в ближайшей перспективе.
Для участия в работе Конгресса были приглашены учители и руководители образовательных учреждений Северо-Западных регионов России; преподаватели и руководители институтов (центров) повышения квалификации в сфере образования; представители органов управления образованием; ученые - специалисты по разным общественным наукам.
В рамках Конгресса предусмотрена работа 6 проблемных и 5 предметных секций: история; политология; право; экономика; философия.
Сотрудники Центра молодёжных исследований в рамках секции «Успешный выпускник», представили результаты, реализуемого в этом году уже в третий раз, проекта. Тема проекта «Исследование образовательных предпочтений и выборов абитуриентов и студентов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург»**. Но для конгресса была представлена только часть выводов по проведенному исследованию, докладчики обозначили тему своего выступления следующим образом "Социологический анализ стратегий выбора вузов абитуриентами (на примере поступления в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург)".
Главными выводами по результатам исследований 3-х лет стало то, что сейчас мы наблюдаем «нового абитуриента», который самостоятельно подходит не только к поиску высшего учебного заведения, но и к принятию решения о выборе места для поступления.
Основными параметрами, которыми будущий студент руководствуется при выборе вуза, являются:
Имидж учебного заведения. Он состоит из качественного образования, индикаторами которого являются высокие проходные баллы и сложность в обучении, а также позиционирование ВУЗа как современного, инновативного и неклассического.
Содержательные преимущества включают в себя направление подготовки, интересную и «сильную» программу, компетентный преподавательский состав, включенность ВУЗа (а значит преподавателей и студентов) в мировую науку, возможности стажировок и учебы по обмену, интересная и увлекательная внеучебная деятельность.
Организационные преимущества также влияют на выбор ВУЗа, такими преимуществами были названы хорошо организованная работа приемной комиссии, понятный сайт университета, присутствие в социальных сетях (один из основных источников информации для будущих студентов), возможность поступить альтернативным способом (например, по результатам олимпиады), наличие скидок на обучение, существование военной кафедры.
Также в рамках секции планировалось:
оценить социальный и педагогический профиль современного абитуриента;
познакомиться с маршрутами выбора выпускниками специальности и вуза;
принять участие в общественно-профессиональной экспертизе методики организации конкурсного социального проекта «Успешный выпускник»,
изучить возможности использования программных средств для анализа информации, представленной в Интернет о системе высшего образования.
С названными задачами участники секции справились.
*Конгресс учителей общественных дисциплин проводится ежегодно для обсуждения актуальных проблем социально-экономического образования, выявления и продвижения различных передовых практик и дает возможность вырабатывать общие взгляды профессионального сообщества на пути достижения нового качества изучения общественных дисциплин.
**Участники проекта - Крупец Яна Николаевна (руководитель проекта), Кравцова Алёна, Князева Светлана, Саблина Анастасия, Поляков Святослав.