Сотрудники ЦМИ защитили магистерские диссертации на «отлично»
В этом году, четверо наших коллег окончили университет, и в этой новости мы вкратце расскажем об их работах
Алена Кравцова представила работу: Молодежные форумы в контексте региональной молодежной политики: агенты, практики и социальные эффекты(научный руководитель – Омельченко Е.Л. / рецензент Андреева Ю.В.)
Целью исследования было проанализировать повседневные и социальные практики ключевых агентов молодежных форумов, организованных под эгидой «Росмолодежи» и региональными комитетами по молодежной политике, и показать, как опыт участия в этих мероприятиях влияет на индивидуальную биографию молодых ребят. Автор так же поставил дополнительный исследовательский вопрос: какой из теоретических конструктов молодежной социальности (тусовка, нео-племя, сцена и др.) наиболее применим к описанию участников форумов.
Для выполнения поставленной задачи, Алена использовала логику этнографического исследования: провела по 10 интервью в Санкт-Петербурге и Казани с молодыми мужчинами и женщинами, так же провела включенное наблюдение на двух форумах.
Проведенное исследование, позволило автору придти к нескольким интересным выводам, в их числе:
- Широкое разнообразие групп, участвующих в форумах, характеризуются новыми мотивами участия: Ключевой мотив - поиск новых знакомств, расширение социальных сетей и накопление социального капитала, которые будут способствовать карьере
- Формально организованные солидарности в процессе форумной жизни распадаются на более мелкие событийные солидарности, часть из которых после форума приобретают потенциал развития вокруг ценностей: гражданская активность и карьера.
Работа Алены Кравцовой была оценена на 8 (отлично)
Виктория Бойко вышла на защиту с работой под названием: Гендерные режимы полиэтнических молодежных компаний Санкт-Петербурга (научный руководитель Омельченко Е.Л. / рецензент Гончарова Н.В.)
Изучая гендерные режимы в полиэтнических молодежных компаниях Санкт-Петербурга и соотнося их с чертами современного российского гендерного порядка, Виктория выясняла смысловые содержания структурных механизмов гендерных режимов, среди которых: гендерное разделение труда и обязанностей, структура властных отношений, структура сексуальных и эмоциональных отношений, гендерная структура символического порядка.
Используя качественную методологию и интерсекциональный подход, Виктория анализирована эмпирическую базу проекта Центра молодежных исследований «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов», состоящую из 30 интервью с дагестанской, татарской и русской молодежью Санкт-Петербурга. В результате пришла к выводу, что:
Существует различие между дискурсивным гендерным режимом (транслируемым в компании) и практикуемым гендерным режимом (реализуемом в личном биографическом сценарии). Эти расхождения чаще всего касаются критериев выбора партнера (религиозная принадлежность, личные качества, внешняя привлекательность, отсутствие вредных привычек), отграничения общения с друзьями от времяпрепровождения с партнером, а также нормативного внешнего вида и поведения (скромность, опрятность и ухоженность, «поведение в рамках приличия», отсутствие мата в речи). Также основным фактором, объединяющим молодых мужчин и женщин в компании, является сфера их занятости, вследствие чего молодежные компании образуются на базе учебных групп, общежития, рабочего коллектива.
Работа Виктории Бойко была оценена на 8 (отлично)
Надежда Васильева положила в основу своей диссертации кейс-стади петербургской арт-группы, состоящей из молодых художников, занимающихся современным искусством. Подобный фокус позволил автору, во-первых, понять, каким образом молодые художники выстраивают свои карьеры в условиях слабо развитого арт-рынка и дефицита ресурсов, во-вторых, учесть специфику коллективного творчества и роль арт-группы в контексте карьерных стратегий ее участников. Название работы: Карьеры молодых художников в поле современного искусства Санкт-Петербурга (научный руководитель – Крупец Я.Н. / рецензент Ненько А.Е.)
Надежда использовала качественную методологию и сетевой анализ для выполнения своей работы, собрав 11 интервью с представителями арт-среды Санкт-Петербурга и 16 интервью с художниками арт-группы «С» (в рамках двух волн (2014 и 2015 года) проекта Центра изучения Германии и Европы “Коэволюция сетей знания и коммуникации: Структурная динамика креативных коллективов в европейских культурных столицах” (2014-2017)). Сетевому анализу подверглисьданные о событиях, в которых участвовал каждый из художников коллектива «С» в период с 2012 по 2015 года включительно. Была учтена информация о том, кто был организаторами этих событий, куратором и соучастниками.
Основные выводы автора следующие: участие в арт-коллективе оказывается очень значимым для молодого художника, особенно на старте его карьеры. Группа компенсирует недостаток различного рода ресурсов и капиталов, помогает легитимировать свой статус в поле, выработать уникальный стиль. Статус и репутация художника складывается благодаря связям с агентами поля, уже занимающими высокие позиции. Соответственно карьерные стратегии художников выделяются на основе выбранных ими стратегий по привлечению социального капитала. Данное исследование показало, что существует два типа подобных стратегий: коллективная – увеличение собственного социального капитала благодаря росту капитала группы, и индивидуальная – за счет формирования личного социального капитала, независимого от группы. Со структурной точки зрения, вторая стратегия оказывается более выгодной.
Работа Надежды Васильевой была оценена на 8 (отлично)
Алина Майборода представила на защиту работу под названием: «Конструирование социального пространства города приезжими студентами (На примере дагестанцев, обучающихся в Санкт-Петербурге)» (научный руководитель – Сабирова Г.А. / рецензент – Капустина Е.Л.)
Целью исследования был анализ опыта конструирования социального пространства Санкт-Петербурга, студентами из Дагестана в контексте переезда, проживания в большом городе. Особый акцент был сделан на роли дружеской компании в (ре)конструировании образа города студентами с миграционной историей.
Эмпирическая база исследования состояла из 23 интервью со студентами ВУЗов и ССУЗов от 17 до 23 лет, которые переехали для обучения из Дагестана в Санкт-Петербург. 10 интервью было собрано в рамках проекта Центра молодежных исследований «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов».
В результате проведенного исследования, Алина пришла к следующим выводам:
В конструировании образа Санкт-Петербурга «до» переезда выделяются три темы: образы города как пространства собственного развития, как особой культурной среды, а также «опасного» для себя места, где дагестанское происхождение может стать причиной конфликтов с местными жителями. Такое конструирование происходит через: родительский дискурс (связанный с разрешением или запретом на переезд), дискурсы в средствах массовой информации, дискурсы в молодежной среде.
В первое время после переезда в Санкт-Петербург конструирование социального пространства города происходит через символизацию образов «местных» жителей, на что влияет география и интенсивность перемещения по городу, собственные ожидания от переезда в город, и, особенно, степень и характер проблематизации социального контроля в родственно-семейной среде в Дагестане. А также в этот период происходит конструирование себя как «другого» из-за антропометрических отличий, акцента в языке, отличия в стиле одежды, наличия внешних религиозных маркеров.
Освоение городского пространства и переопределение его символов и смыслов происходит через расширение пространственных практик (с родителями, земляками и «своей» компанией); символизацию отдельных городских пространств как «своих», «домашних»; изменение своего образа; нормализацию атмосферы "опасности".
Ключевую роль в переопределении образа города в целом и отдельных его пространств играет новая дружеская компания студентов. Через компанию происходит преодоление ограниченности пространственных маршрутов, формирование ощущения принадлежности себя к городу, конструирование позитивного опыта восприятия города в целом.
Работа Алины Майборода была оценена на 8 (отлично)
Центр Молодежных Исследований, от всего своего многогранного сердца, поздравляет молодых выпускников и желает им самых сильных социологических карьер.
Сотрудники ЦМИ защитили магистерские диссертации на «отлично»
В этом году, четверо наших коллег окончили университет, и в этой новости мы вкратце расскажем об их работах.
Алена Кравцова представила работу: Молодежные форумы в контексте региональной молодежной политики: агенты, практики и социальные эффекты (научный руководитель – Омельченко Е.Л. / рецензент Андреева Ю.В.)
Целью исследования было проанализировать повседневные и социальные практики ключевых агентов молодежных форумов, организованных под эгидой «Росмолодежи» и региональными комитетами по молодежной политике, и показать, как опыт участия в этих мероприятиях влияет на индивидуальную биографию молодых ребят. Автор так же поставил дополнительный исследовательский вопрос: какой из теоретических конструктов молодежной социальности (тусовка, нео-племя, сцена и др.) наиболее применим к описанию участников форумов.
Для выполнения поставленной задачи, Алена использовала логику этнографического исследования: провела по 10 интервью в Санкт-Петербурге и Казани с молодыми мужчинами и женщинами, так же провела включенное наблюдение на двух форумах.
Проведенное исследование, позволило автору придти к нескольким интересным выводам, в их числе:
- Широкое разнообразие групп, участвующих в форумах, характеризуются новыми мотивами участия: Ключевой мотив - поиск новых знакомств, расширение социальных сетей и накопление социального капитала, которые будут способствовать карьере
- Формально организованные солидарности в процессе форумной жизни распадаются на более мелкие событийные солидарности, часть из которых после форума приобретают потенциал развития вокруг ценностей: гражданская активность и карьера.
Работа Алены Кравцовой была оценена на 8 (отлично)
Виктория Бойко вышла на защиту с работой под названием: Гендерные режимы полиэтнических молодежных компаний Санкт-Петербурга (научный руководитель Омельченко Е.Л. / рецензент Гончарова Н.В.)
Изучая гендерные режимы в полиэтнических молодежных компаниях Санкт-Петербурга и соотнося их с чертами современного российского гендерного порядка, Виктория выясняла смысловые содержания структурных механизмов гендерных режимов, среди которых: гендерное разделение труда и обязанностей, структура властных отношений, структура сексуальных и эмоциональных отношений, гендерная структура символического порядка.
Используя качественную методологию и интерсекциональный подход, Виктория анализирована эмпирическую базу проекта Центра молодежных исследований «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов», состоящую из 30 интервью с дагестанской, татарской и русской молодежью Санкт-Петербурга. В результате пришла к выводу, что:
Существует различие между дискурсивным гендерным режимом (транслируемым в компании) и практикуемым гендерным режимом (реализуемом в личном биографическом сценарии). Эти расхождения чаще всего касаются критериев выбора партнера (религиозная принадлежность, личные качества, внешняя привлекательность, отсутствие вредных привычек), отграничения общения с друзьями от времяпрепровождения с партнером, а также нормативного внешнего вида и поведения (скромность, опрятность и ухоженность, «поведение в рамках приличия», отсутствие мата в речи). Также основным фактором, объединяющим молодых мужчин и женщин в компании, является сфера их занятости, вследствие чего молодежные компании образуются на базе учебных групп, общежития, рабочего коллектива.
Работа Виктории Бойко была оценена на 8 (отлично)
Надежда Васильева положила в основу своей диссертации кейс-стади петербургской арт-группы, состоящей из молодых художников, занимающихся современным искусством. Подобный фокус позволил автору, во-первых, понять, каким образом молодые художники выстраивают свои карьеры в условиях слабо развитого арт-рынка и дефицита ресурсов, во-вторых, учесть специфику коллективного творчества и роль арт-группы в контексте карьерных стратегий ее участников. Название работы: Карьеры молодых художников в поле современного искусства Санкт-Петербурга (научный руководитель – Крупец Я.Н. / рецензент Ненько А.Е.)
Надежда использовала качественную методологию и сетевой анализ для выполнения своей работы, собрав 11 интервью с представителями арт-среды Санкт-Петербурга и 16 интервью с художниками арт-группы «С» (в рамках двух волн (2014 и 2015 года) проекта Центра изучения Германии и Европы “Коэволюция сетей знания и коммуникации: Структурная динамика креативных коллективов в европейских культурных столицах” (2014-2017)). Сетевому анализу подверглисьданные о событиях, в которых участвовал каждый из художников коллектива «С» в период с 2012 по 2015 года включительно. Была учтена информация о том, кто был организаторами этих событий, куратором и соучастниками.
Основные выводы автора следующие: участие в арт-коллективе оказывается очень значимым для молодого художника, особенно на старте его карьеры. Группа компенсирует недостаток различного рода ресурсов и капиталов, помогает легитимировать свой статус в поле, выработать уникальный стиль. Статус и репутация художника складывается благодаря связям с агентами поля, уже занимающими высокие позиции. Соответственно карьерные стратегии художников выделяются на основе выбранных ими стратегий по привлечению социального капитала. Данное исследование показало, что существует два типа подобных стратегий: коллективная – увеличение собственного социального капитала благодаря росту капитала группы, и индивидуальная – за счет формирования личного социального капитала, независимого от группы. Со структурной точки зрения, вторая стратегия оказывается более выгодной.
Работа Надежды Васильевой была оценена на 8 (отлично)
Алина Майборода представила на защиту работу под названием: «Конструирование социального пространства города приезжими студентами (На примере дагестанцев, обучающихся в Санкт-Петербурге)» (научный руководитель – Сабирова Г.А. / рецензент – Капустина Е.Л.)
Целью исследования был анализ опыта конструирования социального пространства Санкт-Петербурга, студентами из Дагестана в контексте переезда, проживания в большом городе. Особый акцент был сделан на роли дружеской компании в (ре)конструировании образа города студентами с миграционной историей.
Эмпирическая база исследования состояла из 23 интервью со студентами ВУЗов и ССУЗов от 17 до 23 лет, которые переехали для обучения из Дагестана в Санкт-Петербург. 10 интервью было собрано в рамках проекта Центра молодежных исследований «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов».
В результате проведенного исследования, Алина пришла к следующим выводам:
В конструировании образа Санкт-Петербурга «до» переезда выделяются три темы: образы города как пространства собственного развития, как особой культурной среды, а также «опасного» для себя места, где дагестанское происхождение может стать причиной конфликтов с местными жителями. Такое конструирование происходит через: родительский дискурс (связанный с разрешением или запретом на переезд), дискурсы в средствах массовой информации, дискурсы в молодежной среде.
В первое время после переезда в Санкт-Петербург конструирование социального пространства города происходит через символизацию образов «местных» жителей, на что влияет география и интенсивность перемещения по городу, собственные ожидания от переезда в город, и, особенно, степень и характер проблематизации социального контроля в родственно-семейной среде в Дагестане. А также в этот период происходит конструирование себя как «другого» из-за антропометрических отличий, акцента в языке, отличия в стиле одежды, наличия внешних религиозных маркеров.
Освоение городского пространства и переопределение его символов и смыслов происходит через расширение пространственных практик (с родителями, земляками и «своей» компанией); символизацию отдельных городских пространств как «своих», «домашних»; изменение своего образа; нормализацию атмосферы "опасности".
Ключевую роль в переопределении образа города в целом и отдельных его пространств играет новая дружеская компания студентов. Через компанию происходит преодоление ограниченности пространственных маршрутов, формирование ощущения принадлежности себя к городу, конструирование позитивного опыта восприятия города в целом.
Работа Алины Майборода была оценена на 8 (отлично)