ЦМИ получил результаты своего исследования
С начала 2015 года наш центр принимал участие в проекте УОО "СоцАрт" под названием:
"Молодой российский рабочий и его жизненные стратегии в разрезе социально-экономических проблем"
Социологическое исследование «Молодой российский рабочий и его жизненные стратегии в разрезе социально-экономических проблем» провела Ульяновская общественная организация «Социальная инициатива «Соцарт» вместе с Центром Молодежных Исследований. Оно прошло с февраля по сентябрь 2015 года в трёх разных по своему социально-экономическому положению российских городах: Елабуге, Санкт-Петербурге и Ульяновске. В центре исследования находилась актуальная проблема востребованности рабочих профессий среди молодёжи, но в нём приняли участие не только юноши и девушки. В выборку проекта попали также их родители и эксперты: представители местных предприятий, начальных и средних учебных заведений, муниципальных органов власти и кадровых агентств. Всего было взято 63 социологических интервью с молодыми рабочими, 24 интервью с их родителями, 18 интервью с экспертами и проведено 9 фокус-групп. В исследовании не ставилась цель с помощью опроса массово охватить всю молодёжь. Было важнее выявить глубинные, скрытые особенности и узнать личные, индивидуальные стратегии и практики. На фоне общего мнения о том, что выпускники школ не стремятся идти в рабочие, интересно было найти тех, кто вовсе не жалеет о том, что выбрал для себя такой трудовой путь и видит в нём отличную жизненную перспективу. Исследование охватило самые различные рабочие профессии и сферы экономики.
Главный вывод исследования – изменилась сама суть рабочих профессий для молодёжи. Они больше не рассматриваются как дело всей жизни, которое требует особого призвания и таланта. Теперь ценится не высококлассное владение какой-то одной специальностью, а наличие начальных трудовых навыков сразу по многим. И едва ли не главным условием сохранения молодёжи в рабочих профессиях стала сегодня возможность быстрой и гибкой, «оперативной» смены сфер деятельности. На рабочие специальности идут и те, кто в будущем планирует заниматься мелким бизнесом. «Работать на себя!» - вовсе не самый плохой мотив, чтобы остановиться на таких специальностях. К сожалению, сами молодые не во всех этих профессиях видят возможности развития собственного дела. Большинство сталкивается с недоступностью для них первичного рынка труда – рабочих мест с хорошей и стабильной зарплатой, где сами работодатели заботятся о повышении квалификации. Их удел – учиться «вертеться» на вторичных рынках, где нужно браться за любое кажущееся выгодным предложение, постоянно быть в курсе новых вакансий, работать на основе устных договорённостей и на «ходу» осваивать нужные операции. И хотя статистика показывает существенное сокращение доли молодёжи среди рабочих, она явно не учитывает её широкой включённости в этот неформальный вторичный рынок.
Ещё одна тенденция – в сознании молодёжи «рабочие» постепенно заменяются на «наёмных работников». Буднями её трудовой социализации становятся сдача в аутсорсинг вместе с помещением и оборудованием, перепрофилизации рабочих мест при смене собственников, пренебрежительное отношение со стороны управленческого звена. В наши дни решение стать рабочим перестаёт быть просто профессиональным самоопределением, оно также связано с согласием на определённую позицию в обществе и соответствующий ей стиль жизни. Эта позиция по-разному оценивалась по шкале престижности или богатства, но все участники исследования сошлись на том, что она является самой стабильной. Умение делать что-то своими руками на профессиональном уровне считается далеко не лишним в социальном багаже. Вопрос заключается в поиске таких «эффективных занятий», которые в любые времена обеспечивали бы доход. Пока сами юноши и девушки к ним относят ремесло автослесаря, водителя, строителя, газоэлектросварщика, электрика, кладовщика, парикмахера, повара и официанта. А вот токари, фрезеровщики, станочники и другие «заводские» специальности не кажутся в этом смысле самыми надёжными, поскольку спрос на них сильно зависит от социально-экономической ситуации. На восприятие себя как наёмной рабочей силы указывает и то, что при оценке выбираемых видов занятости, условий и мест работы размер заработной платы становится решающим фактором. А вот профессиональная самореализация, приверженность родному предприятию и даже коллективная взаимовыручка уходят на второй план.
Евгения Лукьянова, председатель УОО «Соцарт» и руководитель проекта: «Это исследование стало одной из первых попыток в отечественной науке по-новому взглянуть на рабочие профессии и отношение к ним молодёжи. Пока не будут замечаться глубинные сдвиги в понимании молодёжью роли рабочих в обществе, «завлечь» их туда не получится. Мы разговаривали с разными экспертами, но ничего, кроме ярмарок вакансий и конкурсов профессионального мастерства для популяризации рабочих профессий, они предложить не смогли. В последние годы стали говорить о том, чтобы сделать среднее профессиональное образование прикладным высшим. Но парадокс заключается в том, что на высокотехнологичных предприятиях требуются не рабочие с вузовским образованием, а инженеры, готовые работать руками. А на остальных не нужны ни те, ни другие, а востребована самая обычная начальная профессиональная подготовка».
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом ИСЭПИ.
Мы так же прилагаем полный текст отчета по проекту
Отчет по проекту