Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Продолжаем работу Зеркальных лабораторий: итоги методологического семинара о полевой работе с участием коллег из Казани

В ЦМИ состоялся воркшоп с участием команды «Зеркальных лабораторий», коллег из КФУ, а также студентов бакалавриата и магистратуры, участвующих в проекте. Со стороны КФУ участие в семинаре приняла Альбина Гарифзянова, к.ф.н., доцент кафедры общей и этнической социологии. Делимся дальнейшими планами и лайфхаками работы в сложном поле.

Продолжаем работу Зеркальных лабораторий: итоги методологического семинара о полевой работе с участием коллег из Казани

архив ЦМИ

Зеркальные лаборатории продлили на 2-ой год.  Команда ЦМИ организовала и провела семинар с участием коллеги из Лаборатории социологических исследований КФУ. На семинаре участники проекта обсудила рабочие планы на 2025 год. Среди них продолжение сбора данных, аналитика и подготовка статей. В этом году исследователи ЦМИ и ЛСИ КФУ будут совместно со студентами бакалавриата и магистратуры изучать кейсы студенческих организаций в КФУ И НИУ ВШЭ. Планируется собрать по 2-3 кейса «низовых» студенческих активностей. Также студенты и преподаватели апробируют метод автобиографий – развернутых сочинений студентов из небольших городов о периоде переезда и адаптации в крупном городе. Мы планируем реализовать его в творческом формате конкурса на лучшее студенческое эссе, поэтому следите за новостями, скоро появится анонс! Исследование кейсов и автобиографий помогут расширить представления о студенческой жизни университетов, развивать дальше дискуссию о комфортных студенческих экосистемах. Студенческие общества являются неотъемлемой частью таких экосистем, помогают молодежи заводить знакомства, копить социальный капитал. Мы хотим посмотреть на жизнь этих активностей «изнутри» путем наблюдений и интервью с участниками. Помогать со сбором данных будут студенты проектных групп «Образование и миграция: кейс-стади молодежных активностей в университетах», «Образование и миграция: анализ траекторий студентов из небольших городов в пространстве университета методом автобиографий» в рамках «Ярмарки проектов». Сейчас завершается работа над инструментом и начинается активный полевой этап. 

Ирина Лисовская и Альбина Гарифзянова на семинаре представили проект своей будущей статьи об устойчивости городской и сельской молодежи в Казани и Санкт-Петербурге. Это будет третья статья цикла об образовательной миграции. Исследовательницы планируют развивать тему устойчивости молодежи и сфокусироваться на ее индивидуальных практиках и тактиках. 

Дмитрий Иванов и Попова Валерия подготовят статью о том, как эксперты по молодежной политике представляют адаптацию иногородних студентов в новом городе. Дмитрий и Валерия анализировали интервью с университетскими работниками и экспертами по молодежной политики Казани и Санкт-Петербурга. Также дополнительным материалом для статьи станут материалы дискурс-анализа молодежной политики в отношении иногородних. 
Финалом дискуссий об исследовательских стратегиях и планах стала приветственная лекция Альбины Гарифзяновой о сложных полях. Альбина поделилась своим многолетним опытом работы, рассказала студентам о самых сложных кейсах, интервью, собственных лайфхаках. Она отмечает, что сложным может стать любое поле в самый непредсказуемый момент. И каждое поле требует особого внимания исследователя. 

Гарифзянова Альбина Раисовна,
доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального (Приволжского) университета

«Каждое «поле» – непредсказуемо, любое исследование может стать трудным в любой момент. Поэтому методологически и эмоционально исследователь или исследовательница должны быть готовы к подобным трудностям. При этом эмоции социолога – значимы, как и вопрос безопасности информантов и самого исследователя. Я придерживаюсь обычно двух правил в сенситивных или трудных полях – это не навредить своему респонденту и себе как человеку, исследующему, по сути, чужой социальный мир, и второе правило касается так называемой скрытой этнографии, о которой давно еще писал социолог Блэкман. Мы не должны игнорировать свои эмоции, не должны скрывать свои провалы и те барьеры, с которыми сталкиваемся в «полях». «Поле» — это такая же часть жизни как любая другая, где могут быть свои трудности. Другое дело, что мы должны правильно подходить к решению этических дилемм. Большую помощь в преодолении полевых сложностей, на мой взгляд, оказывает открытый разговор с элементами рефлексии с коллегами и ведение исследовательского дневника. Что еще может помочь? Признание, что «поле» почти всегда сопровождается этическими трудностями, часто «доступное» или «легкое» по рекрутингу «поле» может стать «трудным», умение останавливаться вовремя и осознавать полевое насыщение, и, конечно, саморефлексия и критическое мышление».