• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем государство богатеет?

Анор Тукаева в 2006 году закончила технический вуз, затем поступила в магистратуру ГУ-ВШЭ "Государственное и муниципальное управление". Сейчас она работает в государственном консалтинге, ведет исследования в Лаборатории муниципального управления Высшей школы экономики и… занимается восстановлением церкви.

Поговорив с Анор, убеждаешься, что государство богатеет прежде всего людьми, обладающими социальной ответственностью.

— Как жизнь свела с Вышкой? Как появилось решение поступать на государственное и муниципальное управление?

— Я закончила технический вуз, поняла, что это не совсем мое, и мне захотелось получить второе высшее образование. Узнала о том, что в Вышке можно поступить на бесплатное обучение в магистратуре, причем о программах факультета ГМУ было очень много положительных отзывов, и я решила поступать туда на магистерскую программу "Государственное и муниципальное управление". Мне это удалось. Все остальные программы только набирали ход, а здесь на момент моего поступления были уже три года выпуска, наработан материал. Готовиться и поступать было достаточно легко, я занималась самостоятельно. Поскольку жила 4 месяца в США, то с английским проблем не было, с математикой в силу технического образования тоже, а менеджмент было достаточно легко освоить по учебникам и дополнительным материалам.

Интересным показалось прежде всего само направление государственного и муниципального управления. Кроме того, для меня это что-то совершенно новое, возможность развиваться в новой сфере. Переход от роботов и робототехнических систем (это моя первая специальность) к государству оказался безумно интересным.

— А учиться было интересно?

— Да, учиться было интересно и поначалу трудно, потому что я не была готова к такому формату обучения. Были предметы, которые давались бакалаврам из Вышки значительно легче, чем мне как человеку из "внешней среды". Приходилось усердно заниматься, писать работы — шел процесс наработки новых, гуманитарных навыков: писать, думать, анализировать. На первом зачете у меня даже была тройка по десятибалльной системе, которую удалось исправить на четверку, после чего я поняла, что мне нужно сидеть и усиленно учиться. В результате к концу обучения я стала первой в рейтинге.

Поступать на эту программу стоит либо тем, кто хочет работать в госуправлении и госконсалтинге, либо тем, которые хотят открыть свой бизнес. Потому что программа дает представление о том, как в принципе функционирует государственная система. Рассказывается не только о должном, идеальном, как хотелось бы, чтобы было, но и о том, как есть в реальности. Ведь большая часть преподавателей или работали в госструктурах, или и сейчас занимают какие-либо государственные должности — в итоге ты получаешь реальную информацию из первых рук.

Доминирование теории или практики в преподаваемом материале очень зависело от предмета: более частные предметы, разумеется, носили более конкретный и прикладной характер. Многие предметы оказались чрезвычайно полезны, чтобы понять реалии происходящего в стране.

— Удается ли применить полученные знания на практике?

— В ходе обучения в магистратуре я работала в Лаборатории муниципального управления под руководством заведующего лабораторией Симона Кордонского и заместителя декана Юрия Плюснина. В принципе, я и сейчас продолжаю там работу и исследования. Основная же работа в данный момент связана с государственным консалтингом. Так что все полученные знания пригодились и активно используются в работе.

В то же время ни для кого не секрет, что Вышка является однозначным брендом, и при устройстве на работу ее диплом играет совсем немаловажную роль. И для меня оказалось важным как наличие диплома ГУ-ВШЭ, так и тот опыт работы, который я получила в лаборатории, — все это было мне в плюс.

В рамках же лаборатории я занимаюсь исследованиями системы муниципального здравоохранения, этой теме была посвящена магистерская диссертация и будет посвящена кандидатская. Для меня был очень интересен формат исследований в рамках лаборатории, и хотелось его продолжить. Чтобы не отрываться от исследовательского процесса надолго, я и решила поступать в аспирантуру. Мне нравится обучение как таковое, и близко то, как проводятся исследования в лаборатории, — нет каких-то формальных требований, нет отношений с заказчиком, есть только независимый, чистый процесс познания.

— А какие еще занятия есть в твоей жизни?

— Сейчас я занимаюсь проектом по восстановлению затопленной церкви Рождества Христова в бывшем селе Крохино Белозерского района Вологодской области. Я узнала о ней совершенно случайно, отчасти это следствие моей работы в лаборатории и полюбившихся путешествий по регионам. Там я побывала, увидела совершенно уникальную, частично затопленную церковь и решила, что ее надо во что бы то ни стало восстановить — 30 лет назад она была в идеальном состоянии, сегодня же она все больше разрушается, и счет уже идет на месяцы. Сейчас я над этим работаю и этому посвящаю все свое свободное время. В основном я привлекаю внимание к этой теме: познакомилась с сотрудниками Института культурного и природного наследия, Института искусствознания, Министерства культуры РФ, администрации Белозерского района Вологодской области — я пытаюсь делать первые шаги, ищу полезные контакты. Возможно, мне как-то посодействует и Высшая школа экономики. Есть уже конкретные планы и договоренности по разработке проекта. А если будет сформулированная идея и проект, то уже можно будет искать средства и спонсоров. Это долгий процесс, но начало положено.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ