• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кроме того, у меня недавно родился пятый ребенок»

Ирина Хованская работает на общеуниверситетской кафедре высшей математики, а лучшим преподавателем Высшей школы экономики 2011 года ее считают студенты факультета прикладной политологии ВШЭ.

― Ирина Аскольдовна, как вы думаете, зачем нужен подобный конкурс?

― Интересно знать, как студенты оценивают наше преподавание и разработанные нами курсы. Тем более, в Вышке большой разброс по уровню преподавания — есть, у кого учиться, есть, куда тянуться и к чему стремиться.

Я стала победителем конкурса как преподаватель семинаров. Наверное, вышла какая-то путаница, потому что я в прошлом году читала только лекции. Поэтому считаю, что премию мы делим с преподавателями, работавшими со мной в прошлом году: с Ильей Щуровым и Дмитрием Дагаевым. И Илья, и Дмитрий недавно работают на нашей кафедре. Я считаю обоих прекрасным приобретением для кафедры, для наших студентов.

Мне бы еще хотелось сказать, что мы всегда внимательно читаем результаты опросов студентов. Очень жалко, что они не всегда делаются аккуратно, да и результаты доступными становятся поздно.

― Вы работаете на кафедре высшей математики, а лучшим преподавателем стали на факультете прикладной политологии. Насколько сложно преподавать высшую математику политологам, вообще гуманитариям?

― Наша работа заключается в том, чтобы преподавать именно тем студентам, которые есть, а не студентам вообще. Под любую аудиторию нужно подстраиваться, материал должен быть адекватным, уровень и способ изложения должны соответствовать. Где-то нужно жертвовать объемом, где-то строгостью. Студентов на факультет политологии не отбирают по уровню знаний математики, но это совсем не значит, что все они слабо подготовлены. Это значит, что все они очень разные: есть сильные ребята, а есть те, для кого целью было сдать ЕГЭ по математике выше порога отсечения, то есть не получить неудовлетворительную отметку. Важно, чтобы стержень курса, основные понятия и навыки были доступны таким студентам. Не менее важно, чтобы более продвинутые в математике ребята не заскучали, узнали что-то новое и полезное. Мы стараемся готовить много дополнительных заданий, и более сложных, и более простых. Первые нужны, чтобы подготовленные студенты не скучали, двигались дальше, вторые помогают тем, кому трудно. Конечно, проверяя такое множество разнообразных дополнительных заданий, мы бы просто не выжили. Здесь нам очень помогли наши учебные ассистенты, студенты математического факультета Нина Сахарова и Павел Соломатин. Сотрудничать с ребятами было интересно и приятно, я думаю, наш курс стал от их участия лучше.

― Какие дисциплины вы преподаете?

― В прошедшем году у политологов было два математических курса: обязательный «Высшая математика в политологии» и необязательный по алгебре и началам анализа для первого курса бакалавриата. В магистратуре я читала специальный курс по теории риска.

― А вы еще на каких-то факультетах преподаете?

― В прошлом году я преподавала только на факультете политологии, а до этого был опыт работы со студентами факультетов социологии, менеджмента, отделения логистики. В начавшемся учебном году я преподаю математический анализ первокурсникам совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ.

― Нужны ли какие-то специальные методические приемы, чтобы преподавать математику студентам другого направления?

― Я недавно читала интервью моего школьного учителя Рафаила Калмановича Гордина. Его спрашивали о методах преподавания. Он сказал: «Ничего нового в преподавании со времен сократовских бесед не придумали. Нужно каждый день готовиться к урокам, всегда быть в тонусе и искренне хотеть, чтобы тебя поняли». Есть почти универсальная формула, одинаковая для всех: не важно, кому и что преподаешь, работа в принципе одна и та же. Нужно поставить достижимую цель, разбить путь к ней на этапы и пройти этот путь вместе со студентами, помогая им преодолевать трудности и не забывая оглядываться по сторонам, смотреть назад и вперед.

Кстати, мне очень приятно, что среди победителей конкурса не только я училась у Рафаила Калмановича.

― В двух словах — зачем политологу высшая математика?

― В политологии есть много разделов, в которых применяются математические методы, причем довольно сложные. Если вы возьмете современный учебник по политологии, то там будут не только формулы и вычисления, но и довольно-таки сложные математические конструкции. А в научных статьях бывают по-настоящему сложные модели. Задача же нашего курса, который читается всему первому курсу политологов — не только научить решать конкретные задачи и доказывать теоремы. Мы стараемся показать те области политологии, где применяется математика. Дело в том, что к январю первого года обучения студенты должны выбрать специализацию. Специализация «Политические исследования» предполагает занятия более математизированной политологией, они будут учить математическую статистику, теорию игр, другие дисциплины. Как сделать выбор, не зная ничего о предмете? Чем меньше сведений, тем более слепой выбор. Мы читаем и обзорные лекции, у нас бывают «гостевые» лекции приглашенных профессоров. Так, в прошлом году у нас были лекции Рубена Ениколопова и Константина Сонина (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), у которого есть публикации в ведущих политологических журналах мира. Они, разумеется, не делают упражнений со студентами, не решают задач, они показывают перспективу для применения математических знаний в разных сферах, связанных с политологией, рассказывают о своей работе. И студенты видят, нужно ли им это, нравится ли. Если «цепляет», то они идут на ту специализацию, где будут разбирать работы своих «гостевых лекторов».

― В данном случае математика является для политологов инструментом?

― Да, конечно.

― В ВШЭ много внимания уделяется связи образовательной и исследовательской работы. Как на вашей кафедре осуществляется такая работа, как активно участвуют в ней студенты?

― Наша кафедра по количеству публикаций и по занятиям наукой — далеко не последняя в Вышке, у нас работают действующие математики. В последние годы к нам пришло несколько активных молодых преподавателей и исследователей.

С другой стороны, математика — серьезная наука. Студенты-политологи не занимаются математическими исследованиями, это невозможно, для этого им нужно еще одно образование. Но курсовые, использующие статистические методы или теоретико-игровые модели студенты выполняют под руководством преподавателей нашей кафедры. В прошлом году под моим руководством писала диплом студентка отделения прикладной математики, и получилось, по-моему, удачно. Сейчас на новом факультете филологии ВШЭ по направлению «Фундаментальная и прикладная лингвистика» преподаватель нашей кафедры Юрий Кудряшов будет одним из руководителей научно-исследовательского семинара. Современные лингвисты используют довольно много математики, вот и будет общий семинар лингвистов и математиков. Студенты аналогичного отделения МГУ вообще половину времени на мехмате проводят, там много математики. Кстати, на это направление пошли абитуриенты с хорошей математической подготовкой, среди них есть призеры всероссийской олимпиады по математике и обычные, «лингвистические» ребята. И учить их всех вместе — интересная и сложная задача.

― Преподавание и исследование — это интересно и отнимает много времени. На что еще остается время?

― Еще бы добавить часов восемь в сутки — и время бы оставалось! Такая работа, как наука и преподавание, занимают много времени, здесь не бывает так — рабочий день кончился и про работу можно забыть до завтра. Кроме того, у меня недавно родился пятый ребенок. Так что речи о свободном времени не идет.

Я работаю не только преподавателем, главное место моей работы в Вышке — это Лаборатория институционального анализа экономических реформ. Здесь все так, как когда-нибудь, хочется надеяться, будет во всей Вышке — у каждого сотрудника есть свое рабочее место, а то и своя комната, здесь много семинаров, не учебных, а исследовательских, в общем, работая здесь, успевать очень многое — реально.

― Вы окончили МГУ, а как попали в Вышку?

― Когда я закончила диссертацию, то начала искать преподавательскую работу. Я поняла, что хочу именно преподавать, мне казалось, что преподавание математики не-математикам должно быть интересно. С одной стороны, в России есть активная математическая жизнь, а с другой, — преподавание математики не-математикам превращается в какое-то неизбежное зло. Раньше в технических вузах курс математического анализа использовался как дополнительный инструмент проверки способности к освоению материала: если человек может два года изучать математический анализ и сдавать все экзамены и зачеты, значит, он способен учиться, и тогда государство может тратить на его образование деньги.

Сейчас, конечно, ситуация иная. Попробуйте сказать какому-нибудь постороннему человеку: «Я — математик», — это воспринимается если не с ужасом, то с каким-то трепетом уж точно. Хочется надеяться, что у наших студентов не будет ужаса в глазах, что им будет интересно. Математика абстрактна, нам хочется отмести лишние подробности. Математикам именно это нравится, а обычному человеку это кажется какой-то дикостью. Студенты часто спрашивают, будем ли мы решать «содержательные» задачи. Как будто в основном на уроках математики люди решают «бессодержательные» задачи. К сожалению, для огромной массы людей математика — это просто подстановка чисел в формулы. Мы пытаемся сделать наши курсы более осмысленными, более интересными.

― Что должен и чего не должен делать преподаватель в своей работе?

― Должен как следует готовиться, продумывать занятия для своих студентов, он должен уважать студентов, относиться к ним со вниманием. И, соответственно, не должен — все прямо противоположное.

― У вас есть жизненный девиз?

― У меня дома на холодильнике висит магнит с фразой Уинстона Черчилля: «Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!». Девиза нет, но эту фразу я читаю каждое утро.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ