• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.

Семинар прошел в смешанном формате: часть коллег находилась в аудитории, часть присутствовала онлайн. Вела дискуссию директор по образовательным инновациям ВШЭ Оксана Черненко.

Оксана Черненко
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Цифровизация сверху и снизу

Участникам семинара были представлены результаты масштабного исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию», проведенного командой ученых из 13 российских вузов под эгидой ВШЭ и Томского государственного университета.

Директор Центра социологии высшего образования ВШЭ Евгений Терентьев рассказал о выводах, сделанных в рамках этого исследования по результатам трех волн масштабных социологических опросов студентов, аспирантов и преподавателей.

Евгений Терентьев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В частности, доля студентов, считающих, что дистанционная среда позволяет эффективно обучаться и получать нужные результаты, за время пандемии увеличилась с одной трети до трех четвертей. Половина студентов сегодня характеризует гибридную форму обучения как наиболее продуктивную. Почти три четверти преподавателей утверждают, что именно она станет реальностью в будущем, а раньше с этим соглашалась только треть опрошенных.

При этом, отметил Евгений Терентьев, и студенты, и преподаватели убеждены, что тотальный переход в онлайн не позволяет обеспечить качество образования, что он несет угрозу процессам социального взаимодействия внутри университетов, ограничивает возможности живого общения.

Еще один вывод — что в условиях дистанционного обучения обостряется проблема академической нечестности и для ее решения необходимы новые методики. Другая проблема — психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов. Здесь данные оказались тревожными: у 20% студентов проявляются симптомы депрессии средней тяжести и тяжелой депрессии. Необходимо достраивать инфраструктуру, наращивать психологическую поддержку и вкладываться в развитие преподавательского мастерства.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов ВШЭ Иван Груздев рассказал, что еще до ухода в онлайн в ходе опросов преподавателей выяснилось: цифровизацию образования они воспринимают как два движения — сверху и снизу. Сверху — это когда администрация вуза насаждает цифровые инструменты (корпоративные системы, массовые онлайн-курсы), а снизу — когда студенты передают преподавателю свои коммуникативные привычки и он начинает, например, общаться с ними в Telegram, что в целом идет на пользу учебному процессу.

Иван Груздев
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Иван Груздев подчеркнул, что, с одной стороны, методики преподавания при переходе в онлайн почти не изменились — в Zoom они те же, что и в обычном формате. Но даже тот факт, что все преподаватели начали массово использовать видео-конференц-связь, свидетельствует об их профессиональном энтузиазме. Многие быстро освоили цифровые инструменты, повышающие вовлеченность студентов, активно экспериментировали и в результате сами, без централизованных указаний, адаптировались к новым условиям, пытаясь нащупать на практике совершенно другие форматы.

Содержательная отдача

Мастер-класс для участников семинара провел первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. Он поделился своим преподавательским опытом использования программы Perusall, с помощью которой удается вовлекать студентов в чтение и обсуждение сложных академических текстов. Сам он ознакомился с этой программой более двух лет назад, был первым в университете, кто стал ее применять в учебном процессе, и сейчас круг ее пользователей расширился. Программа проста в использовании, ее можно освоить за несколько минут.

Вадим Радаев
© Высшая школа экономики

Вадим Радаев констатировал, что сегодняшние студенты все меньше читают сложные академические тексты. При этом обучение, особенно в социально-гуманитарных науках, основано на таких текстах, они становятся «тренажерами по выработке понимания», развивают аналитические способности, критическое мышление, умение фильтровать чудовищные объемы информации, вырабатывать и находить смыслы. Необходимо побудить студентов не просто просматривать тексты, а осмысленно к ним относиться и самостоятельно с ними работать.

Программа Perusall, рассказал первый проректор ВШЭ, помогает это сделать. Преподаватель загружает в программу тексты, студенты пишут к ним комментарии, после чего программа оценивает активность каждого студента и предоставляет преподавателю таблицы с результатами. Преподаватель сам может писать комментарии, смотреть, кто из студентов участвует в дискуссии, а кто отмалчивается, выделять наиболее активных и наиболее содержательных. Конечно, программа не может оценить качество комментариев, и эта часть работы остается за преподавателем.

Как отметил Вадим Радаев, теперь студентам деваться некуда — приходится открывать тексты до начала занятия, выделять фрагменты, формировать собственные высказывания, тренировать навыки академического письма. «Удается обеспечить вовлеченность даже тех студентов, которые не склонны к публичным выступлениям и на занятиях молчат».

Таким образом, благодаря цифровому инструменту у преподавателя появились новые возможности контроля, и семинары стали другими.

«При этом нагрузка преподавателя возрастает: я сижу по воскресеньям, комментирую по два текста на тему, это занимает время, но я доволен, чувствую, что есть содержательная отдача», — заключил Вадим Радаев.

Лайфхаки и инсайты

На семинаре были продемонстрированы лучшие практики преподавания онлайн от проекта «Консультанты по преподаванию в цифровой среде». Напомним, что этот проект стартовал в университете в мае 2021 года, и 25 преподавателей из всех четырех кампусов, прошедшие специальный отбор, стали помогать коллегам эффективно работать онлайн и использовать цифровые технологии.

В частности, Владимир Павлов, доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, рассказал о результатах исследования по эффективному использованию видеокамер на онлайн-занятиях и дал коллегам набор рекомендаций. Как показал опрос преподавателей, почти все они считают необходимым, чтобы на таких занятиях студенты присутствовали с включенными камерами. Чтобы этого добиться, нужно создать на занятии комфортную обстановку, обсудить со студентами правила использования камер, научить их включать фон, с помощью слайда в начале занятия напоминать о необходимости включить камеру.

Наталья Шитова, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, рассказала о возможности MS Teams для поощрения студентов. По ее мнению, лайки, стикеры, эмодзи и благодарности в чатах являются «мягкой силой», которая действует на студентов лучше, чем критические замечания. Ставя лайк, преподаватель не тратит свою энергию, но в то же время подает сигнал, правильно ли действует студент и стоит ли ему двигаться в выбранном направлении. В онлайне не хватает эмоций, так что лайки позитивно сказываются на атмосфере и общей работе.

«Я запустила благодарность “За смелость”, — рассказала Наталья Шитова. — Ее получают те, кто всегда или чаще других включает камеру. В комментариях к этой благодарности многие сожалели, что не подключали камеры. Так с помощью ни к чему не обязывающего, не влияющего на оценку инструмента преподаватель может намекнуть, кто из студентов совершает верные или неверные действия».

Марина Плетнева, приглашенный преподаватель Школы иностранных языков ВШЭ, поделилась приемами и инструментами вовлечения студентов в онлайн-занятие. Например, начинать занятие надо на позитивной ноте, чтобы студентам было психологически комфортно; можно попросить их продемонстрировать свои личные фотографии, имеющие отношение к обсуждаемой теме, и это хороший инструмент улучшения мотивации и контакта с аудиторией. Еще один метод — поиск нужных предметов в своей комнате: если обсуждается тема дизайна, можно предложить за 30 секунд или за минуту найти предмет, имеющий отношение к классическому дизайну.

По оценке Оксаны Черненко, из всего океана инструментов, помогающих коллегам работать в цифровой среде, «через групповое взаимодействие преподавателей нужно выбирать то, что поможет достижению результатов в вашем конкретном курсе». Она напомнила, что проект ВШЭ «Консультанты по преподаванию в цифровой среде» продолжает свою работу и обратиться за поддержкой может каждый желающий. Также для всех преподавателей остается актуальным предложение присоединиться к пулу энтузиастов, которые, помимо учебной нагрузки, взяли на себя обязательство по консультированию коллег.

Своими впечатлениями по итогам семинара поделились его участники.

Лев Бардин, доцент департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права ВШЭ

Лев Бардин, доцент департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права ВШЭ

Для обсуждения на Teachers’ Day 2021 была выбрана, безусловно, актуальная проблематика. Мероприятие получилось не дежурным, а доклады — конкретными и емкими. Среди выступающих хотелось бы отметить таких коллег, как Евгений Терентьев, Мария Лытаева, Андрей Дементьев, Александр Варнавский.

Практически все выступления дали хорошую информацию для размышлений, ее можно использовать в работе со студентами. Особое внимание было уделено цифровому этикету, и мне как члену рабочей группы, подготовившей Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», это направление исследований представляется наиболее востребованным.

Полагаю, обсуждения нужно продолжать. Отдельного внимания заслуживает сравнительный анализ достоинств и недостатков различных IT-программ и технологий. И было бы целесообразно сформировать сборник представленных докладов и презентаций: получится хорошее методическое пособие, к текстам которого можно регулярно обращаться.

Татьяна Анисовец, старший преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Татьяна Анисовец, старший преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Teachers’ Day 2021 на Покровке показал, что проблемы, с которыми лично я сталкиваюсь в работе онлайн, возникают и у других преподавателей, даже у весьма известных и именитых. Преодолеть эти проблемы мы сможем сообща. Почти все участники семинара рассказывали о находках, позволяющих повысить качество обучения в дистанционном формате, с воодушевлением, так что все основания для оптимизма у нас есть.

Еще один вывод по итогам семинара: иногда онлайн дает больше возможностей, чем традиционные занятия в аудитории. Беседы в чатах, участие в опросах и другие формы действительно вовлекают студентов в учебный процесс. Из каждого выступления я узнавала о каких-то новинках. Например, точно хочу попробовать использовать платформу Perusall для работы с академическими текстами, о которой рассказал Вадим Валерьевич Радаев. Некоторые из предложенных инструментов я применять не готова, но, получив о них подробную информацию, понимаю, в каком направлении нужно двигаться.

Через полтора года после ухода от традиционной формы преподавания многие коллеги знают или хотя бы слышали о бесчисленном количестве платформ, позволяющих разнообразить серые будни общения онлайн. Накоплен опыт работы с разными средствами обучения, одно и то же занятие можно провести с помощью разных технологий. И сейчас, пожалуй, настало время выбирать. Как сказала Оксана Эдуардовна Черненко, мы ждем исследований, связанных с эффективностью использования тех или иных средств.

Мне понравился сам формат Teachers’ Day с его сменой тем обсуждения и форм представления материала (доклады об исследованиях, мастер-классы, дискуссии). И конечно, очень важной была возможность профессионального и личного общения, которую получили его участники.

Ольга Моляренко, доцент кафедры местного самоуправления факультета социальных наук ВШЭ

Ольга Моляренко, доцент кафедры местного самоуправления факультета социальных наук ВШЭ

Тема, выбранная для Teachers’ Day 2021, обсуждалась в последние полтора года колоссальное количество раз. Несмотря на это семинар получился оригинальным, неформальным, наполненным живыми голосами и эмоциями коллег. Каждый из нас делился личным опытом, успехами и неудачами, и именно в таком виде представленный материал оказался невероятно актуальным.

На семинаре мы узнали о конкретных инструментальных решениях, которые можно использовать в дистанционном обучении. Были приведены примеры, когда те или иные решения и действия преподавателей приводили к повышению вовлеченности студентов, к улучшению усвоения материала и, наоборот, вызывали обратную реакцию, не срабатывали. А благодаря докладам об общем контексте изменений и отношении к ним в университетском сообществе мы могли соотнести свою позицию и мнения своих студентов с трендами в масштабах страны.

Сразу же после семинара я использовала на занятии опцию поощрения студентов «наградами» в MS Teams — о ней рассказывала Наталья Борисовна Шитова. Первое впечатление отличное, поощренные были счастливы. Обратила внимание и на многие другие находки, но их применение пока отложила, чтобы решить организационные вопросы и освоить функционал. Хотелось бы, например, прописать в программе учебной дисциплины необходимость включения студентами камер, попробовать платформу Perusall для наиболее важных текстов, повысить интерактивность за счет более современных инструментов совместной работы студентов.

В целом Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений. Планов много, хочется верить, что на их реализацию хватит сил. От души благодарю организаторов, докладчиков, а также коллег, поделившихся своим опытом в рамках обратной связи.

Teachers’ Day 2021: видеозапись сессий