• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Это образцовый курс для тех, кто хочет понять место России в европейской парадигме, в том числе событийной"

Наталия Юрьевна Белякова, преподаватель дисциплины "Политика, экономика и менеджмент мега-событий" майнора "Европейское пространство: политика, экономика, культура", об особенностях ивент-менеджмента в Петербурге, приглашённых спикерах и о том, зачем носить CV на каждую лекцию.

Наталия Юрьевна, расскажите, пожалуйста, вкратце, о чем ваш курс.

Курс посвящен мега-событиям, и он органичен направленностью майнора. Тема находится на стыке практик отечественных и международных, позволяя раскрыть специфику российского менеджмента – в чем мы с Европой близки, а в чем различаемся. Тема ивент-менеджмента транснациональна, но у нас есть своя специфика, и особенно продуктивно, на мой взгляд, заниматься этой темой в Петербурге. Город фронтирный, то ли «окно», то ли «дверь» в Европу, и события – «сквозняк», который постоянно гуляет… и освежает наши отношения с остальным миром. 

Это образцовый курс для тех, кто хочет понять место России в европейской парадигме, в том числе событийной. Курс – пространство возможностей: окончив его, выпускник может уехать и стать востребованным специалистом, прекрасно понимающим российскую специфику, «там» (чего бы не хотелось, конечно). Либо – и этот вариант нам нравится больше – остаться здесь: он осведомлен о том, что сейчас происходит в Европе, и может эти европейские тренды «приземлить» на нашу специфику.

В названии вашего курса слово «политика» стоит на первом месте. Означает ли это, что в ее сторону будет сделан больший уклон?

Нет, специального уклона в политику нет, потому что политика – это самая слабо прогнозируемая, не менеджериальная часть ивент-индустрии. Возможно, мы ставим на первое место слово «политика» потому, что в России она часто влияет на события даже больше, чем нужно.

Я строю свой курс на привлечении специалистов, которые занимаются ивентами с разных сторон. Профессионалы, в том числе – конкретного профиля. И этим ценны. Я же – как шаман, у которого есть разные артефакты: здесь кусочек мех, там особый камешек, – из  которых собирается то, что должно вызывать грозу и молнии. Сознательно и кропотливо подбираю тех, кто позволит взглянуть на разные аспекты организации событий. Это интегративный курс, затрагивающий большое число сюжетов и требующих добротного культурного бэкграунда, и очень прикладной – мануал по организации мега-событий.

По завершении дисциплины студенты, если захотят, смогут найти себя в ивент-индустрии. Петербург – город, где часто проводятся крупные события, иногда даже мегасобытия вроде Чемпионата мира. Здесь есть рынок, в том числе профильный рынок труда. Важно, что мы говорим не только о транснациональных величинах, но и крупных событиях в масштабе страны, региона, мегаполиса. Петербург – один из самых «конгрессных» городов России. Только в ближайшем будущем у нас ожидаются конгрессы ВТО, UFI, мировой конгресс шеф-поваров. Их создают в том числе местные команды, и туда уже можно отправлять резюме.

Вы сказали, что у вас в рамках курса приглашаются различные спикеры. Расскажите поподробнее, что за спикеры, откуда они, кто их выбирает и есть ли среди них иностранные.

Спикеров выбираю я, исходя из своего опыта событийной деятельности. Работа в сфере маркетинге дала большой опыт взаимодействия с подрядчиками по организации мероприятий. Выбираю в том числе тех, кто обычно проводит мастер-классы за существенный гонорар, а для студентов Вышки делают исключение. В чем их профит? Для спикеров это аудитория интересна возможностью получить обратную связь от вдумчивых людей. Относящихся, кстати, к пресловутому поколению Z, с которым хотят научиться работать и понимать его.

С помощью гостевых лекций мы закрываем отдельные сюжеты – то, в чем наиболее силен тот или иной спикер. Например, директор ивент-агентства, специализирующегося на мегасобытиях, представитель крупного делового медиа, знающего всё о коммуникационном сопровождении ивента, топ-менеджер туристической компании, организующей логистику делегатов на месте. Есть у нас и мультифункциональные сюжеты, на которые мы приглашаем всех интересующихся. Например, встреча по Agile-подходу: технологии сборки команд принципиально важны для ивент-индустрии, но и в других сферах потребности в них велика. Грех не использовать наше городское богатство – специалисты Конгрессно-выставочного бюро, Экспофорума… Это глубоко и безнадежно занятые люди, и оторвать их от рабочего процесса непросто. Но слушать увлеченных практиков – истинное удовольствие! Они умеют правильно донести мысль и заразить своим «профессиональным безумием», потому что только фанаты и делают мероприятия. Это сложная работа.

Насколько сложен этот курс для освоения? Что требуется для его успешного завершения?

Требуется хорошая групповая работа. Курс построен так, что по итогам гостевой лекции ребята получают задание, которое нужно выполнить в группе. Рассчитано, чтобы его можно было выполнить, не занимаясь этим 24 часа в сутки. Приоритетно не затраченное время, а синергия, умения четко распределить обязанности внутри команды и осуществить финальную сборку. Например, команда выбирает определенный регион России, анализирует его текущие показатели и стратегию развития, и формирует уникальный календарь событий, оценивания, что уже есть, что нужно для достижения поставленных целей, какова экономика вопроса. Ключевая компетенция менеджера – способность мыслить проактивно. Нужно уметь обосновать план мероприятий, вписать его в уже существующую парадигму развития. Получаются интересные студенческие проекты – верификация происходит во время защит на семинарах.

Это не курс «стахановского рывка». Он провоцирует планомерную практическую работу, позволяющая уложить все услышанное на лекции в голове. По Конфуцию: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – возможно, запомню, дай мне сделать – и я это научусь». Мы учимся понимать рынок.

Кстати, я лишь отчасти шучу, советуя носить CV на каждую лекцию. На всякий случай. Команды у ивентщиков ротируются, и моя задача – создать в просторной 436 аудитории поле возможностей. С каким счетом сыграют на нем студенты, во многом зависит от них самих.

Почему, на ваш взгляд, студенты должны выбрать именно этот майнор? В чем его основные преимущества?

Во-первых, считаю своей обязанностью фасилитировать правильный нетворкинг. Не всегда студенты имеют возможность пробиться к тем, кто принимает решения, а тут decision makers сами приходят в аудиторию. Есть смысл воспользоваться этим шансом. Да, на курсе мы не раздаем волшебные пилюли для карьерного роста. Но то, что он расширит горизонты – это точно. У слушателей есть практически неограниченный доступ к спикерам, которые оставляют свои контакты, делятся презентациями, отвечают на вопросы. Я даже спикерам, которые не привыкли, когда их перебивают, объясняю: это Вышка, здесь так принято вести диалог, даже если это лекция.

Во-вторых, дисциплина демонстрирует широкую палитру индустрии ивентов. Создание событий – это менеджмент, возведенный в степень устойчивого бизнеса благодаря правильному креативу, где креатив – творчество, ограниченное целесообразностью.

Сейчас запрос на «целевое творчество» вообще ощутим. Мало интересны позиционные лекции; сам формат остался, но стал гибче, ближе к полилогу. Такая же история, как с конгрессами, о которых мы говорим на курсе. Казалось бы, что можно там еще придумать? Можно, и для освежения формата требуются специалисты.

Мне хочется, чтобы студенты вышли после этого курса если не с портфолио, то с пулом кейсов, которые в нужный момент подскажут верное решение.